search
main
0

Как оценить учителя? Министерство предлагает разработать профессиональный стандарт педагога

​Среди задач, которые социальным партнерам предстоит решать в рамках проекта модернизации общего образования, – поиск новых, эффективных моделей повышения квалификации учителей. Не менее остро стоят вопросы аттестации педагогов и объективной оценки их труда. О работе, которую по этим направлениям ведет Минобрнауки России, сообщил в своем докладе региональным лидерам профсоюза заместитель министра образования и науки РФ Максим ДУЛИНОВ.

С подписания нового Отраслевого соглашения у Министерства образования и науки РФ и Общероссийского профсоюза образования начинается новый этап социального партнерства, которое будет пронизывать всю отрасль. Мы взаимодействовали и раньше, но ряд вопросов не входил в сферу нашего внимания. С этим была связана несколько скомканная реализация предыдущего Отраслевого соглашения. Нам нужно было понять, как действовало Федеральное агентство по образованию, что не было реализовано и почему. Недавно мы отметили 20-летие реального социального партнерства в России: создание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. За эти годы сложился своеобразный пул единомышленников по развитию социального партнерства в системе образования.Несмотря на некую неопределенность будущей структуры Правительства РФ, в ближайшее время нам требуется принять ряд основополагающих документов, которые независимо от того, какие структурные и кадровые изменения произойдут, заложат основы нашей совместной работы. После ликвидации Федерального агентства по образованию Министерство образования и науки РФ взяло на себя исполнение Отраслевого соглашения и закончило работу по его реализации. В новом соглашении мы закладываем хорошую основу для сотрудничества профсоюза и Минобрнауки. И, уверен, соглашение будет реализовано вне зависимости от того, кто конкретно это будет делать.Подписанный протокол о намерениях дал нам основу и возможность для поиска источников финансирования всероссийских конкурсов, которые мы проводим совместно с профсоюзом. Это не только «Учитель года» и «Воспитатель года». Сейчас заложены денежные средства на конкурсы «Студенческий лидер», на лучшее студенческое общежитие и на лучший коллективный договор. Думаю, в этом году благодаря более основательному финансированию все наши совместные конкурсы пройдут на несколько ином уровне. Конкурсы очень важны, потому что соревновательный дух стимулирует людей на развитие и устранение пробелов, которые выявляются в процессе подготовки к ним.В целом Отраслевое соглашение, которое будет принято в ближайшее время, до конца 2014 года заложит основу по взаимодействию и развитию нашего социального партнерства. Его первые итоги можно подвести на сентябрьском совещании в Сочи. В частности, мы рассмотрим вопросы по реализации Отраслевого соглашения в регионах.Сделаю набросок тем, по которым мне хочется высказать позицию министерства. Они не новы (мы обсуждаем их практически на каждой встрече с представителями Общероссийского профсоюза образования) и касаются аттестации и повышения квалификации учителей.По поводу аттестации подчеркну: мы будем отслеживать, чтобы в субъектах РФ аттестация не противоречила федеральному порядку ее проведения. Если в каком-то регионе появятся опасения по поводу того, что что-то сделано неправильно, сообщите в министерство, мы через Рособрнадзор эту ситуацию постараемся поправить.Сейчас заложены средства на проведение электронного мониторинга содержательной части процедуры аттестации на 2012-2013 учебный год. Такой анализ будет сделан во всех регионах России. Конечно, мы в обязательном порядке будем привлекать к этой работе и профсоюз. У нас уже несколько лет действует информационно-аналитическая система, которая объединяет порядка трех с половиной тысяч экспертов – от учителей до управленцев. С их помощью мы предполагаем выявить наиболее удачные методы проведения аттестации в регионах, получить реальную картину того, что происходит на местах.У министерства нет полномочий и желания жестко диктовать, как нужно проводить аттестацию, но мы можем сделать рекомендации по поводу того, на какие регионы стоит обратить внимание, у кого можно позаимствовать успешный опыт. Как показывает практика, те регионы, которые идут впереди и делают что-то новое, не боятся делиться своими наработками, понимая, что делаем мы одно общее дело.Напомню, что в августе 2010 года министерство и профсоюз выпустили совместные разъяснения по применению нового порядка аттестации, в августе 2011 года они были дополнены. Думаю, нам нужно вместе определить, необходимо ли продолжать эту работу: есть ли системные вопросы, поступающие из регионов, которые действительно требуют нашего разъяснения, или их можно решить в рамках рабочих, селекторных совещаний.Вообще, вопросы качества работы – как учреждения, так и учителя – достаточно остро стоят при обсуждении системы образования. И проект модернизации региональных систем образования, хотя и начинался, как «зарплатный», включает очень много вопросов, касающихся профессионального развития учителя. Все субъекты РФ, которые ответственно подошли к распределению средств, смогли направить достаточное количество денег на повышение квалификации. Это тоже наша задача, она стоит и в плане по модернизации общего образования, утвержденном Правительством РФ, и в плане по модернизации педагогического образования и повышению квалификации и переподготовке учителей, который был утвержден министром образования и науки РФ в 2010 году. Мы понимаем, что это две взаимосвязанные проблемы: подготовка учителей и дальнейшее их сопровождение в профессиональной деятельности, возможность повышения квалификации. У нас есть несколько связанных между собой поручений по персонифицированным системам повышения квалификации, они сделаны на основе опыта регионов. Но пока мы не видим какой-то одной модели, которую действительно можно было бы рекомендовать как эталон. В каждой есть свои проблемы и особенности.Министерство, со своей стороны, тоже ведет разработки по созданию оптимальной модели повышения квалификации. Но думаю, что мы не выйдем на один-два варианта и в итоге будем предлагать для реализации несколько моделей. В рамках этой работы главное для нас – добиться того, чтобы у учителя реально появилась возможность делать выбор, где и как проходить повышение квалификации: либо в каком-то учреждении, либо по конкретной программе. Естественно, это не должен быть выбор исключительно индивидуальный. Учитель тоже должен понимать ответственность, связанную с тем, что он работает в конкретном образовательном учреждении, где есть целостная образовательная программа, и поэтому без диктата со стороны муниципалитета, региона, администрации школы, но с учетом всех составляющих работы учителя не обойтись.Еще один вопрос: доводить деньги на повышение квалификации до школы или вводить сертификаты? Везде есть свои ограничения. Школа более свободна в средствах, она может привлечь свои финансы и предложить педагогу эти средства дополнить, если школьных денег не хватает. Сертификаты все-таки ограничивают круг учреждений либо программ, куда можно обратиться.Существует и проблема взаимоотношений между организациями, которые готовы управлять повышением квалификации. Я не уверен, что здесь может быть свободный рынок в чистом виде, свободный конкурс. Все-таки, институты повышения квалификации как центры, объединяющие вокруг себя методические службы и учителей в регионе, должны явным образом оставаться в этой системе. Другой вопрос: какую работу они выполняют. Они могут привлекаться в том числе для формирования плана повышения квалификации на основе заказа со стороны школ и учителей. И это не должно быть заказом со стороны института: «У вас пять математиков повышение квалификации не прошли, давайте их к нам». Это пример обычного разговора директора ИПК с директором школы. Но так быть не должно. Повышение квалификации по предмету педагоги могут пройти, например, в классическом университете или в педагогическом. Вопросы, которые касаются проектной деятельности, модернизации региональных систем образования, – вот то, чем могут заниматься институты повышения квалификации и что должно составлять основу их работы.Думаю, что в этом году мы получим более ощутимые результаты от проекта модернизации региональных систем образования, в том числе и в плане новых интересных моделей повышения квалификации.Уверен, совместно мы сможем не только выйти на обобщенные модели повышения квалификации, но и сделать серьезный шаг к решению задачи по разработке профессионального стандарта учителя. Эта задача обозначена у нас как одна из приоритетных. И она действительно важна, потому что этот стандарт потянет за собой весь комплекс мер по развитию учительства, в том числе и вопрос справедливой оплаты труда. Потому что пока мы четко не пропишем, что должен уметь учитель и что мы от него ждем, посредством профессионального стандарта, мы никогда точно не скажем, сколько он должен получать. Поэтому в развитии кадрового потенциала системы образования разработка профессионального стандарта педагога – один из важнейших элементов. И когда такой стандарт будет прописан, тогда будет ясно, что действительно нужно изменить в высшем педагогическом образовании для того, чтобы учителя, выходящие из институтов, хотели работать в школе, чтобы они понимали, что это за работа и какую пользу они действительно могут принести.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте