search
main
0

Как оБЛОГородить учебный процесс. Сервисы Web 2.0 в преподавании иностранных языков

В начале лета на базе факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась очередная, уже третья по счету, Международная научно-методическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации». Один из докладов был посвящен теме «Социальные ресурсы Интернет 2.0: возможности и перспективы использования в преподавании иностранных языков». Его автор – доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана по дополнительному образованию факультета иностранных языков и регионоведения Светлана ТИТОВА.

Комментарий «УГ»*См. статью Андрея ПОЧУЕВА «Новый» Интернет», №6, 2007 год, «ИКТ в образовании».**См. статью Александра АНДРЕЕВА «Сервис-центр», №13, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Современная концепция высшего образования состоит в переходе от знаниевого к компетентностно-ориентированному подходу. Цель обучения в высшей школе состоит в развитии не только практической, но и информационной компетенции, предполагающей умение ориентироваться в современном информационном пространстве, искать информацию, отбирать, критически оценивать ресурсы Интернета, общаться с помощью современных видов связи. Это означает, что изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании главного умения – самостоятельно извлекать знания, а также на развитии критического мышления студентов, его автономии.

Сейчас появились совершенно новые виды учебной деятельности – работа с ресурсами Интернета, мультимедийными программами, реализация web-проектов, компьютерное тестирование, тренинговые и специально-ориентированные коммуникативные задания. Следует вспомнить о семинарах, основанных на динамической презентации курса, слайд-лекциях, автономной работе в компьютерной лаборатории и других формах деятельности.

Преподаватель и студент, объединенные ИКТ, становятся компонентами учебного взаимодействия. Между ними осуществляется как межличностное, так и интерактивное взаимодействие благодаря компьютерно-опосредованной учебной коммуникации. Именно поэтому интеграция социальных сетей и сервисов Web 2.0 в преподавании иностранных языков сегодня – это не дань моде, а насущная необходимость для педагогов, которые стремятся оптимизировать процесс обучения и сделать его более эффективным, мотивированным для студентов*.

Каковы же особенности принципиально новых программных продуктов, предназначенных для студентов и преподавателей нашего профиля?

Новые возможности

Cервисы Web 2.0 создают совершенно новые возможности для участников Сети**. Из хранилища информации они превратились в платформу, удобную программную среду для формирования учебного контента, позволяя осуществлять ориентацию на его создание и классификацию не силами персонала сайтов, а самими пользователями Интернета. Это приводит к радикальной децентрализации в сочетании с безграничным доверием, которое получают пользователи, поскольку сервисы Web 2.0 – это сетевое программное обеспечение, которое поддерживает групповое взаимодействие.

Но именно ориентация на коллективное вместо профессионального наполнение Сети вызывает у многих недоверие. Например, особенно жесткой критике подвергается так называемая «Википедия» (www.wikipedia.org) – любимый и часто посещаемый студентами сайт, справочник, из которого они берут информацию для написания своих работ и создания web-проектов. Многие преподаватели оговаривают в интеграционных курсах именно тот интернет-источник, которым нужно пользоваться, накладывая табу на такого вида информацию.

Фактически суть Интернета второго поколения состоит в том, что он благодаря ряду механизмов или программных платформ как бы конвертирует вводимую информацию в нечто качественно новое, представляющее ценность для всего сообщества.

Существующие на сегодняшний момент социальные технологии позволяют создавать контент любого вида, например блоги или живые журналы (ЖЖ). С их помощью можно общаться, записывать мысли и комментарии (www.blogger.com, www.livejournal.com, www.blogspot.com, http://ru.facebook.com), создавать народные энциклопедии с помощью технологии wiki-wiki (русскоязычные энциклопедии http://ru.wikipedia.org и http://letopis.ru).

Можно также создавать подкастинг, или аудиозаписи в формате mp3 (http://podomatic.com, готовые подкасты для изучающих английский – www.eslpod.com, www.eslteachertalk.com), размещать фотографии (http://flickr.com, http://fotki.ru), презентации своих лекций (http://slide.com, http://SlideShare.com), обмениваться сообщениями (www.skype.com, http://messemger.com), размещать коллекции закладок-ссылок (http://del.icio.us, www.bobrdobr.ru), пользоваться видеосервисами и размещать свои видеоматериалы (http://ru.youtube.com, http://video.mail.ru).

Социальные сервисы открыли совершенно новые возможности общения между участниками Сети, сделав реальным создание виртуальной личности участника и гибкого управления ею. Причем сервисы Web 2.0 поддерживают самопроизвольный путь развития сообщества: они не создаются по указанию сверху, а формируются снизу вверх благодаря усилиям множества формально независимых участников.

Центральный элемент любой социальной сети – ее пользователь. Если мы говорим о классическом Интернете, то там основой является информация, или контент, расположенный на тысячах миллионов различных сайтов, вокруг которых «вращаются» пользователи.

Сегодня, когда насыщение информационного поля уже достаточно, если не избыточно, на первый план выходят интересы пользователя. Классический Интернет удовлетворяет потребность в информации только за счет глобальных поисковых систем и большого количества разрозненных сайтов и порталов. Возможность общения и самовыражения, конечно, существует, но в основном благодаря сайтам романтических знакомств или тематических узкопрофессиональных сообществ в той или иной области, которые иногда бывает сложно найти.

Таким образом, среди основных характеристик Web 2.0, которые отличают его от классического Интернета, можно назвать следующие:

креативность;

доступность;

стандартизация;

социальность;

открытость;

децентрализация;

модульная структура;

контроль со стороны пользователей;

личная ориентированность или идентичность.

Блоги в образовательном процессе

Один из ключевых сервисов общения в социальных сетях – Живой журнал (ЖЖ). Под этим термином скрывается название сервисов, позволяющих вести личные дневники, записи которых располагаются в обратной хронологической последовательности. Пользователи имеют возможность с их помощью создать свой образ целостной личности, с ее портретом, интересами, склонностями, привычками. Они также могут выстраивать свою собственную иерархию общения в отличие от обычного интернет-форума. То есть в ЖЖ созданы совершенно уникальные возможности. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги: круг друзей, круг коллег по цеху, одноклассники.

Web-блог отличается от классического сайта прежде всего простотой создания. Это и привлекает преподавателей иностранных языков: здесь не требуются знания по HTML-верстке, дизайну и сетевому маркетингу. Туда легко вносить изменения и дополнения даже посредством мобильных видов связи. Кроме того, не нужно создавать форум, поскольку уже имеется среда сетевого общения. Появление Web 2.0 позволило переместить акцент с технологии «e-media» на технологию общения и сотрудничества, что само по себе является целью образования.

В своем личном дневнике можно создать настоящую виртуальную библиотеку-справочник, так как данная программная платформа позволяет публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать различную по виду и содержанию информацию. Поскольку блог – личное пространство общения, в отличие от форумов, чатов, конференций, пользователь может сконструировать свой круг собеседников и, самое главное, администрировать процесс коммуникации. Это действительно важно для образовательного процесса.

Таким образом, web-блог – это та социальная сеть, которая наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях. Она помогает публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать, передавать различную по виду и содержанию информацию, создавать открытые или закрытые сообщества для обсуждения каких-то проблем, для реализации групповых проектов, контролировать усвоение учебной информации посредством он-лайн-тестов, вопросов, обсуждений, рецензий и так далее. Например, посредством программы Del.icio.us, предназначенной для хранения закладок на web-страницах, студенты могут создавать свою библиографию с тегами, где дается описание каждой ссылки, что очень удобно.

Учебный web-блог – это также очень эффективный инструмент организации и систематизации учебного процесса. В условиях избытка информации студенту очень важно построить вокруг себя некую социальную сеть или некий социальный круг, который бы в нужный момент предоставлял доступ к нужным ресурсам, поставлял не только данные, но и помогал наладить контакты с другими людьми.

В процессе использования web-блога как инструмента организации учебного процесса студенты развивают навыки поиска, анализа, критической оценки информации, учатся работать с информационными потоками в Сети в той или иной предметной области, работать в группе, осваивают навыки самостоятельной и аналитической работы. Также, что особенно важно для студентов, изучающих иностранные языки, учатся развивать свои коммуникативные навыки посредством активного участия членов учебного сообщества в обсуждении различных вопросов на изучаемом языке.

На каждое сообщение преподавателя или члена учебной группы пишется комментарий. В этом плане комментируемый (открытый) web-блог очень похож на форум. Именно в комментариях происходит общение между участниками учебного процесса. В процессе неформального общения преподавателей и студентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, высказывать свое собственное мнение по той или иной проблеме, развиваются навыки критического мышления.

Преподавателю удается посредством данной программной платформы вовлечь в дискуссии членов учебной группы, продемонстрировать им, что приобретать знания и определенные навыки и умения можно не только просто запоминая сложную информацию, а, что гораздо важнее, добывая ее в результате поиска, ответа на вопросы, обсуждения, критической оценки выдвинутых предложений, анализа. Модернизация форм педагогического контроля стимулирует обучающегося к самооцениванию, сравнению полученных результатов с прогнозируемыми и последующую самокоррекцию.

Типология учебных блогов

Исходя из того, что первая программная блог-платформа LifeJournal была создана в 1999 году, очевидно, что блоги используются для преподавания уже в течение 7-8 лет. Поэтому, естественно, существует типология учебных блогов по следующим позициям.

По авторству:

блог преподавателя (публикация учебных программ, методических разработок, общение с коллегами);

блог студента, который обычно инициируется преподавателем для выполнения определенных заданий – например, создание электронного портфолио, позволяющего накапливать материал для осуществления долговременных web-проектов (при этом преподаватель может контролировать процесс работы над проектом, корректировать распределение обязанностей между студентами, делать свои замечания, оставлять комментарии);

коллективный блог учебного курса (наиболее часто используемый тип блога, где публикуется программа курса, библиография, задания, даются необходимые учебные ссылки, обсуждаются учебные проблемы, то есть контент создается совместно – как преподавателем, так и студентами).

По степени использования элементов мультимедиа:

текстовый блог;

подкаст (аудиоблог);

видеоблог;

мультимедийный блог.

Обычно педагоги, которые только начинают первые этапы внедрения блогов в преподавание, начинают с текстов. Сейчас достаточно сложно найти блог, основанный только на текстовой информации, потому что проходит время, и преподаватели понимают, что можно ввести в блог различные элементы видео, фотографии.

Что касается подкастов, то в американоязычной части Web 2.0 создана очень интересная коллекция ресурсов, которые также используются у нас в учебном процессе. Например, я преподаю американскую литературу и историю и постоянно использую два интересных подкаста – www.teachingamericanhistory.org и аудиовидеоресурсы Принстонского университета, где можно прослушать публичные лекции, которые читают как политики, так и ведущие ученые. Все это в свободном доступе, хорошего качества, грузится на современный компьютер очень быстро, и естественно, что студенты имеют доступ к таким сайтам.

По предоставлению права участия в дискуссиях:

открытый блог;

закрытый блог.

Преимущество web-технологий состоит в том, что преподаватель может сам решать, кому давать доступ к блогу, а кому – нет. Общеизвестно, что открытость – основная черта данной технологии. Но использование блогов для дидактических целей диктует особые условия, которые определяются языковым уровнем группы, сложностью обсуждаемой проблемы, конкретными целями курса, временными рамками, особенностями учебной компьютерно-опосредованной коммуникации. Вне всякого сомнения блоги, цель которых – развитие межкультурной коммуникации, должны быть открытыми, поскольку только они позволяют преподавателям и студентам общаться с представителями других культур.

По степени интегрированности в учебный процесс:

основной (коллективный) учебный блог, основанный на определенном учебном курсе;

поддерживающий блог, который создается для выполнения конкретного задания или проведения дискуссии по объявленной теме или проблеме.

Учебный закрытый блог на www.blogger.com я успешно использую в специализированном курсе, посвященном вопросам социально-политического устройства современного американского общества, для студентов 4-го курса отделения регионоведения и международных отношений.

Этапы создания

учебного блога

Если говорить об этапах создания моего веб-блога http://governmentdemocrcy.blogspot.com/ к курсу «Government, Democracy and Society», то все проходило следующим образом.

Сначала он был задуман как удобная платформа для организации и систематизации учебного материала. Ведь в сайт внести поправки гораздо сложнее, чем в блог. Первоначально это представляло собой публикацию программы курса, библиографии и «веблиографии» в виде коллекции закладок-ссылок, публикацию статей и учебного материала – своего рода текстовой блог.

Затем он был достаточно успешно использован для контроля усвоения пройденного материала. Там давались определенные задания, формат которых возможен только в интернет-среде при наличии так называемой мета-информации, или избыточной учебной информации. Сюда входило выполнение проблемных заданий по пройденной теме (case study, stimulation, search tasks), текущих и итоговых тестов, поисковых заданий, обсуждение фильмов по теме курса.

Третий этап развития блога – интеграция видеофайлов из коллекции http://youtube.com (бесплатный сервис, где можно взять очень качественную информацию). Видеофайлы, которые мы брали, посвящались первичным выборам кандидатов от двух партий США. Кроме того, использовались подкасты публичных лекций, проводимых в Принстонском университете США – http://www.princeton.edu/newmedia/podcast/2006.xml , фотографии – http://photobasket.com, слайд-презентации – www.slideshare.net и другие ресурсы.

Радужные перспективы

В завершение хочу сказать, что web-технологии в силу своих дидактических свойств позволяют создавать вокруг обучающихся новую учебную среду, обладающую рядом свойств:

она позволяет учитывать возможности и индивидуальные особенности каждого участника учебного процесса – обмениваясь комментариями и публикуя свои мысли и идеи, студенты не только развивают навыки электронного дискурса, но и создают особое виртуальное учебное сообщество между обучающимися и преподавателем. Открытый блог расширяет рамки традиционной учебной аудитории, при этом кардинально меняет традиционную роль педагога, так как в открытом блоге рецензентами работ студентов могут стать не только преподаватели, но и сверстники из других стран, а также носители языка;

при работе в блоге происходит развитие навыков электронного дискурса, создание особого виртуального учебного сообщества, расширение рамок традиционной учебной аудитории;

блог-технологии способствуют организации автономной работы студентов, что особенно важно в свете подписания Болонского соглашения по переходу российской высшей школы на систему бакалавриата и магистратуры;

личный блог студента – это своего рода дидактический и психологический инструмент, поскольку он помогает застенчивым студентам высказаться и, самое главное, быть услышанными и проявить себя.

Перспективы использования сервисов Web 2.0 в преподавании иностранных языков весьма впечатляющие. Эти технологии будут применяться как удобная программная платформа не только для эффективной организации и систематизации учебного процесса внутри одного курса, но и для учебного взаимодействия, как между участниками данной группы, так и с другими участниками образовательного процесса из различных вузов мира.

Иными словами, будет активно использоваться социальная составляющая, которая позволит пользователям легко общаться и обмениваться любой информацией с внешним миром. Включение открытых учебных блогов в процесс изучения иностранных языков приведет к созданию уникальной обучающей блогосферы, в которой все участники образовательного процесса смогут общаться, совместно создавать учебную базу данных, обмениваться идеями, контролировать учебный процесс, получать помощь от носителей языка. Причем самое ценное преимущество использования социальных сетей состоит в том, что это можно будет делать на единой программной платформе, не прибегая к другим интернет-технологиям.

В 2003 году в Гарвардском университете США был запущен проект по созданию открытой обучающей блогосферы. Подобная успешная попытка делается также в Принстонском университете США, где блоги используются не столько для учебных, сколько для профессиональных целей.

Подготовила Ольга КОРЧАЖКИНА, учитель английского языка центра образования №1678 «Восточное Дегунино», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте