Что представляет собой единство образовательного пространства, при каких условиях оно возможно – об этом рассказали в Российской академии образования.
На странице Российской академии образования Дмитрий Метелкин, руководитель Центра экспертизы в образовании РАО, рассказал о единстве образовательного процесса и инструментах, которые его обеспечивают. Дмитрий Александрович отметил, что проблема единства образовательного процесса – одна из серьезных. Спикер задался вопросом, что такое единство образовательного пространства и из каких элементов оно складывается.
ФГОС как инструмент обеспечение единства образовательного пространства
Во-первых, это федеральные государственные образовательные стандарты, которые являются нормативно-правовым документом, обеспечивающим общее понимание результатов реализации образовательных программ. Они зафиксированы в виде государственного документа. ФГОС на момент середины 10-х годов представляли собой интересный и довольно революционный для своего времени документ. Однако сразу после его принятия в 2012 году, по словам эксперта, стало очевидным, что этот документ в большей степени декларативный и в меньшей степени нормативный – в стандартах результаты были сформулированы в общем виде. Это дает большой простор для интерпретации нормы.
Работа по насыщению ФГОС детализированным пониманием требований к образовательным результатам началась примерно с 2015 года. Она проводилась в течение нескольких лет, увенчалась подписанием и утверждением обновленных ФГОС. Сегодня это действующие стандарты начального общего и основного общего образования. Приказ, их утверждающий, был подписан 31 мая 2021 года. Этому подписанию предшествовала более чем 3-летняя работа с экспертным сообществом.
Сформулированные результаты носили отпечаток определенных договоренностей, согласия со стороны экспертов. Сразу после принятия этих стандартов началась работа по обновлению стандартов среднего общего образования и дошкольного образования, чтобы вся линейка стандартов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, была единой, обеспечивалась преемственность.
Так, согласно стандартам старшей школы, в учебном плане должно содержаться не менее 13 дисциплин: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Должно глубоко изучаться не менее 2 предметов в зависимости от выбранного профиля.
Также важное нововведение коснулось углубленного изучения ряда дисциплин в старшей школе. Например, в предмет «Обществознание включили «Право» и «Экономику». В «Физику» в углубленном изучении интегрировали «Астрономию». «Естествознание» и «Экология» стали частью углубленного изучения «Биологии», «Химии» и «Физики». Предмет «Россия в мире» включили в «Историю» и «Обществознание». Теперь содержание всех учебных предметов, которые обозначены во ФГОС, станут проверяться в рамках контрольно-измерительных процедур. Так что обновленные стандарты для старшей школы позволяют вернуть в учебный план традиционную модель преподавания.
Роль ФООП в единстве образовательного пространства
Вторым основополагающим условием для единства образовательного пространства являются единые методические подходы к реализации стандартов в конкретных образовательных программах. Известно, что носителем содержания общего образования, в соответствии с федеральным законом, являются не стандарты, а образовательные программы. Как сделать так, чтобы в более чем 40 тыс. школ эти образовательные стандарты базировались на одном фундаменте, представляло собой проблему. Она в том числе виделась в том, что методическим документом, который в данном случае служил определенным маяком для всех образовательных организаций, были примерные образовательные программы. Однако статус примерных программ, как стало очевидным, не помогает обеспечить единство методических подходов к реализации стандартов.
Дмитрий Метелкин задался вопросом, почему так произошло. Методический документ носит условно-обязательный характер. По сути, он не обязателен к применению. Именно поэтому примерные программы всегда допускали возможность отклониться от общих методических походов, которые существуют в РФ и являются частью государственной политики в сфере общего образования. В этих целях Минпросвещения России инициировало изменения и поправки в ФЗ «Об образовании», которые вышли в 2022 году и изменили статус этого методического документа.
Сегодня для всех общеобразовательных организаций главным нормативно-методическим документом являются федеральные основные образовательные программы, которые включают в себя ряд обязательных элементов, в том числе федеральные рабочие программы, по которым работает каждый учитель. Рабочая программа по предмету и курсу является одним из основных инструментов организации учебной деятельности по конкретному предмету учебного плана. Чтобы эта деятельность строилась на единых одобренных федерацией основаниях, были разработаны и в прошлом году во исполнение федерального закона приняты федеральные основные образовательные программы (ФООП) для всех уровней общего образования. РАО была прямым участником этого процесса, будучи той организацией, которая осуществляет независимую экспертизу данных документов.
По итогам экспертизы были высказаны замечания к программам – они в основном были учтены разработчиками. Сегодня имеются практически все программы, которые прошли не только процедуру экспертизы, но и были утверждены, стали единым методическим нормативным документом. ФООП являются нормативно-методическим документом, поскольку они имеют достаточно высокий нормативно-правовой статус, чтобы утверждать их приблизительное равенство и правовую тождественность ФГОС. Эксперт отметил также, что для применения ФООП они должны пройти процедуру редакционных правок. И только тогда их можно будет использовать для написания основной образовательной программы.
ФООП сделали обязательными для преподавания русского языка, чтения и окружающего мира в начальной школе. В средней школе таковыми станли программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности. Также предусмотрены обязательные для исполнения федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Школы имеют право разрабатывать собственные образовательные программы, однако их содержание и результаты не должны быть ниже планируемых результатов ФООП. Образовательные программы представляют собой довольно массивные документы. Так, программа по дошкольному образованию изложена на 600 страницах. Федеральные основные образовательные программы будут обязательными для всех российских школ — как государственных, так и частных.
Комментарии