search
main
0

Как нефть превращается в знания. В маленьком райцентре Омской области на образование тратят почти половину бюджета

Сумасшедшее время перемен, добравшись до Тары, самого старого городка на окраине Омской области, будто слегка притормаживает. Перемены происходят и здесь, но как-то продуманнее, что ли. Новые торговые комплексы спокойно соседствуют со старинными купеческими домами. Аркадий Яковлевич КОТУНОВ, председатель Тарского районного комитета по образованию, настоящий житель своего города – спокойный, основательный, терпеливый. Не случайно руководит отраслью он уже 18-й год – время, за которое ребенок становится взрослым. К реформам относится настороженно, придерживаясь мнения: не надо потрясений, пусть завтра будет чуть лучше, чем вчера. И кажется, в отдельно взятой Таре это получается.

Что такое перемены, Котунов испытал на себе – сел в кресло руководителя как раз в бурные 90-е, когда рушилось все и вся. Впрочем, сел – сказано громко, Котунов руководитель некабинетный, предпочитающий один раз увидеть, чем сто раз услышать. Характер такой неусидчивый – бывший спортсмен, чемпион области по лыжным гонкам, он привык двигаться постоянно и только вперед. То, что на образование в Таре выделяется почти половина районного бюджета, конечно, его заслуга, сумевшего доказать и руководству района, и нефтяникам, насколько это важная часть жизни. Тара то ли маленький город, то ли большое село. Это место необычное, со своими традициями, которым больше четырех сотен лет. Находится этот районный центр почти на отшибе цивилизации – до ближайшей железнодорожной магистрали 300 километров. Кругом тайга и болота. Население города меньше 30 тысяч. Примерно столько же в Тарском районе. После перестройки из производства тут осталось немного – обувная фабрика, выпускавшая валенки, и телегостроительный завод. Но в начале XXI века рядом с Тарой нашли нефть, и хотя компания, разрабатывающая месторождение, не местная, а столичная, город начал возрождаться. Впрочем, и во времена валенок, и во времена нефти маленький городок отличался повышенной интеллигентностью – один из журналистов назвал его «краем непуганых поэтов». Здесь есть театр – настоящий, драматический, единственный сельский в Сибири. Больше половины тарчан имеют высшее или среднее специальное образование – в городе два филиала омских вузов, три колледжа. И, что удивительно, в Таре до сих пор нет платных кружков и секций.При всех революциях и экспериментах, потрясающих современное образование, Аркадий Яковлевич умудряется и от нового не отказываться, и давать педагогам жить спокойно. Например, к введению новых федеральных образовательных стандартов относится прохладно, считая, что недостаточно для этого материальной базы. В районе 35 школ, треть из них малокомплектные, а это означает вечную проблему с педагогами. Причем самое молодое школьное здание построено двадцать лет назад. Тем не менее за решение задачи взялись, как обычно, без ажиотажа, все просчитав. В августе 2010 года провели мониторинг по вопросу уровня методологической готовности руководителей и педагогов, по оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с требованиями нового стандарта. Выявили проблемы. Это и обеспеченность школьных библиотек учебниками для начальных классов, и материально-техническая база школ, требующая обновления. С 1 сентября 2010 года два образовательных учреждения района – тарская средняя школа №2 и Соускановская общеобразовательная школа, имеющие статус центров инновационного опыта, начали реализацию новой модели образовательной программы для начальной школы в рамках нового стандарта. Но прежде они разработали информационно-организационное обеспечение перехода на новый ФГОС, научно-методическое сопровождение, сформировали нормативно-правовую базу, ввели в действие основную образовательную программу, продумали направления внеурочной деятельности, спроектировали изменения методической службы, спланировали внутришкольный контроль. В тарской школе №2 все учащиеся организованы в кружки и занятия по интересам. Для организации внеурочной деятельности привлечены внешкольные учреждения – Центральный дом творчества, детско-юношеская спортивная школа. В Соускановской основной школе для организации деятельности младших учеников создали центр русской культуры «Россияне», а в общем, индивидуальная внеурочная деятельность организуется по 6 направлениям, которые разработали сами педагоги. Проблема улучшения школьной инфраструктуры решается поэтапно. Немало трудностей пришлось претерпеть из-за того, что 6 учреждений дополнительного образования разом оказались несоответствующими требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Что, в общем, неудивительно, учитывая, что испокон веков они располагались в деревянных, еще купеческих домах – крепких, но несовременных. Скольких сил стоило найти для них новые помещения! Только на обустройство станции юных техников ушло около полумиллиона рублей, причем многое педагоги сделали сами. Светлые просторные кабинеты, оборудованные специальными стеллажами, столами и станками, нисколько не напоминают старую деревянную двухэтажку, в которой педагоги и воспитанники СЮТ ютились еще полгода назад. В каждом кабинете вентиляционная система с вытяжками – паять-клеить приходится много, химические запахи должны легко удаляться. Наконец-то здесь забыли о протекающей крыше и ежегодном латании старого деревянного дома постройки XIX века, в котором раньше располагалась станция. Ремонт шел почти полгода. Но дело того стоило. Котунов, будучи отцом двоих детей, кстати, абсолютно не сомневается в необходимости развития бесплатного дополнительного образования, тем более что порядка 60 процентов детского населения Тарского района им увлечены. Хоть и нефть недалеко, а доходы у людей разные – семей, которые с трудом собирают ребенка в школу, не меньше половины. – Доходы разные, а условия у детей должны быть равными, – уверен Котунов.Именно для равных возможностей получения полноценного образования на территории Тарского района детей из 35 сел возят в школу 25 автобусов. В этом году Министерство образования Омской области выделило еще три «газели» для сельских ребятишек. Во всех 35 образовательных учреждениях района, включая две «началки», установлено компьютерное оборудование, все подключены к Интернету, имеют свои сайты. Реализуется новый проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Для этого создали Центр дистанционного образования детей-инвалидов на базе средней школы №3. Пока в нем учатся всего 4 ребенка, но ведь это только начало. В этом году будет построен детский сад в поселке Междуречье, еще один заложен в Таре. По мнению Аркадия Яковлевича, в том, что материальные проблемы постепенно решаются, заслуга каждого педагога. Финансирование финансированием, но ведь именно их усилиями школы выигрывают гранты, позволяющие развиваться. Но здесь есть другая проблема – старение кадров. Из 113 учителей начальных классов – 30 предпенсионного возраста. А что будет дальше, когда малокомплектные школы должны будут перейти на новую систему оплаты труда? Подушевое финансирование хорошо для крупных школ, а что делать с маленькими? Закрывать все нельзя. И без того протяженность школьных маршрутов почти 300 километров, причем 187 из них по грунтовым дорогам, а это значит, что в распутицу к автобусу должен прилагаться еще и трактор. Кузницей педагогических кадров для Тары служат филиал Омского государственного педагогического университета и Тарский педагогический колледж. Ежегодно приступают к трудовой деятельности выпускники вуза, имеющие целевое направление. Однако не каждый целевик спешит вернуться домой, в деревню. В 2010 году из 10 целевиков прибыли только три молодых специалиста ОмГПУ. Тем не менее слухи о присоединении педагогического университета к классическому тарчан пугают – вряд ли университету, где обучение большей частью платное, понадобится филиал среди тайги для подготовки специалистов на месте. Хотя и колледж, и филиал педуниверситета не только готовят молодых, но и постоянно обучают и переобучают опытных педагогов. – Увы, причины нежелания выпускников работать на селе гораздо глубже, чем финансовые затруднения при обустройстве на новом месте, – считает глава районного образования. – Устраиваясь работать и жить на селе, выпускник выбирает не просто место работы, а образ своей дальнейшей жизни, судьбу. Проблема не может быть сведена только к их социально-бытовому и материальному обеспечению. В значительной мере на закрепляемость на месте молодых специалистов влияет адаптация выпускников вузов и колледжей. Здесь очень важна роль главы сельского поселения – без его непосредственного участия невозможно организовать эффективную работу по привлечению молодых специалистов в сельскую школу. Благодаря такой работе количество учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в Тарском районе составляет 16,6 процента – выше областного на 6 процентов. Закон Омской области предусматривает для молодых специалистов единовременную выплату в 20000 рублей и ежемесячную доплату 500 рублей к должностному окладу. В прошлом году появилась еще одна единовременная денежная выплата – на профессиональное развитие в размере 6,5 тысячи рублей молодым специалистам со стажем от 3 до 5 лет. К этому добавляется еще ежегодный грант администрации района десяти лучшим учителям в размере 25000 рублей каждый. Участие молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства разного уровня позволяет выявить талантливых и творческих педагогов. Кроме конкурсов регионального и российского уровней, по инициативе коллег из филиала педагогического университета в Тарском районе организовали свой конкурс «Северный педагогический дебют», участниками которого стали 12 молодых педагогов. Талантливой молодежи в интеллигентной Таре всегда уделялось большое внимание – не только педагогам, но и детям. С 2004 года в Комитете по образованию в банк данных талантливых детей внесены 483 школьника. На сегодняшний день на счету у тарских ребят 6 чистых побед и 36 призовых мест в олимпиадах различного уровня. Дети молодцы, но и педагоги не подкачали – активно работали даже во время каникул, организуя предметные учебно-образовательные сессии по подготовке к олимпиадам. Немудрено, что 64 старшеклассника стали стипендиатами администрации Тарского муниципального района. 10 ребят из тарской гимназии №1 получили стипендию имени ее выдающегося ученика Луппова, чье имя носит школа. Всего в прошлом году объем финансирования в части поддержки способной и талантливой молодежи Тарского муниципального района составил 393 тысячи рублей, нынче он обещает быть не меньше. Кроме традиционных мероприятий на базе гимназии провели первый муниципальный конкурс детских талантов «Восходящая звезда» для младших школьников и «Ученик года» для старшеклассников. Для дошкольников Центр детского творчества организовал конкурс «Талант с колыбели». По мнению начальника Комитета по образованию, к поиску и сопровождению талантливых детей должны подключаться все образовательные учреждения начиная с детского сада. Сам Аркадий Яковлевич почти восемнадцать лет руководит женским коллективом тарского образования. И вот странность – конфликтов, ссор и распрей здесь практически не бывает, во всяком случае гасятся в зародыше. Потому что некогда – работают все. Котунов своими подчиненными доволен и всем гостям первым делом показывает недавно устроенную Доску почета работников образования, на которую занесены 24 педагога и 3 образовательных учреждения: – С такими людьми легко работать – все образование держится на них, несмотря на бесконечные реформы. Если не они, наши учителя, то усилиями нашего замечательного министра все бы давно развалилось. Нельзя все время трясти отрасль. Чего этим добились? Того, что образование в России финансируется по остаточному принципу? Слава богу, есть руководители на местах, которые понимают, что так не должно быть. Но многое ли они могут? На мой взгляд, государство должно провозгласить образование наших детей главным делом взрослых. Ведь за ними будущее. И не надо придумывать все новые перестройки. Дайте нам денег и оставьте в покое – мы сумеем поднять наших детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте