search
main
0

Как не стать «спасателем»?

Психологических игр можно избежать

Каждый человек имеет право сделать свой выбор и пойти своим путем, показывать собственные чувства, принимать независимые решения. Но так происходит не всегда. Иногда нас незаметно могут втянуть в психологическую игру, после которой остаются только негативные чувства. Подобная игра – это модель взаимоотношений, целью которой является не разрешение сложившейся ситуации, а победа над собеседником. Заметим, что игры происходят на бессознательном уровне, человек часто не подозревает, что он вступил в игру, и только потом, анализируя состоявшийся диалог, может это понять. Если он не знает, что с такой моделью взаимоотношений делать, игры будут повторяться снова и снова. Но выход есть.

Ирина Колиниченко

 

Рассмотрим для примера типичную ситуацию.

Алексей Павлович, директор школы. Грамотный, добрый, отзывчивый. Учителя часто приходят к нему за помощью. Он предлагает варианты решения проблемы и дает педагогам разумные советы. Но ими не каждый спешит воспользоваться. В результате директор испытывает неприятные чувства из-за того, что учителя не оценили его помощь. А те, кто постоянно отказывается от советов директора, испытывают злость и разочарование от общения с ним. В такой ситуации директор и педагог, не осознавая, проигрывают две игры, которые описал Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Эти игры называются «Почему бы вам не?..», «Да, но…».

Проведем анализ происходящего и постараемся найти выход.

Прежде всего важно понять – это психологическая игра или просто сложная ситуация. Психологические игры всегда повторяются одним и тем же образом у одного лица, только с разными людьми. Обычная же сложная ситуация решается и больше не повторяется.

Итак, проанализируем ситуацию с помощью ряда вопросов.

  1. Что происходит?

Вы директор, и к вам за помощью или советом обращается учитель.

  1. Вспомните начало диалога.

Учитель явно чем-то расстроен. Он говорит:

– Я сейчас ничего не успеваю – заполнить журнал, подготовиться к родительскому собранию, одновременно ходить на курсы повышения квалификации, на которые вы меня записали. Не успеваю даже готовиться к урокам. Поэтому открытый урок не проведу, не смогу.

– Понимаю, – говорит директор. – Чем я могу вам помочь?

– Ну, не знаю, – отвечает учитель.

– Давайте так, – задумывается директор. – Принесите материал по открытому занятию, и вместе подумаем, как его провести.

– В том-то и дело, что я не могу его принести, – говорит учитель, – у меня сломался ноутбук, а все было в нем.

– С этим мы справимся. У нас есть компьютерный класс, – директор в попытке найти решение еще не осознает, что его втягивают в игру.

– Спасибо, но не хочу, чтобы со мной возились, – продолжает учитель.

– Ладно, а свой компьютер когда почините? Или давайте я направлю к вам опытного коллегу, он поможет вам провести урок (починить ноутбук).

– Спасибо, – отвечает учитель, – но не думаю, что смогу активно готовиться, пока мне так плохо на душе.

  1. Как обычно завершается диалог?

Пока директор предлагает варианты решения проблемы, в кабинете стоит напряженная тишина. Когда руководитель исчерпал все разумные доводы, учитель мрачно встает и произносит: «Спасибо, что попытались мне помочь» – и уходит.

  1. Что происходит после диалога?

Директор задает себе вопрос: «Что вообще происходит?» Вначале ситуация его удивляет, потом наступает подавленность из-за того, что не услышали его разумные доводы и в итоге он так и не сумел помочь.

У учителя возникают подобные чувства. Он испытывает возмущение, разочарование или злость: «Так я и думал, что директор мне не поможет. Ничего он не смыслит в нашей работе. Ему наплевать на людей. В уме одни хозяйственные дела. Плохое настроение, болезни, нехватка времени, загруженность учителей его совсем не волнуют».

  1. Чем заканчивается эта история?

Директор испытывает неприятные эмоции от того, что учитель не принял его советы. Учитель испытывает разочарование по отношению к директору, который пытался ему помочь.

Для всех действующих лиц эта ситуация не раз повторялась в прошлом. Директор часто вступает в такие межличностные отношения, предлагая, как ему кажется, разумные советы, помощь, а затем испытывает неприятные чувства от того, что его советы не приняли.

Учитель постоянно отказывается от помощи своих коллег и директора, тоже испытывая в итоге неприятные чувства и разочарование по отношению к тому, кто ему пытался помочь.

 

Как психологи объясняют происходящее?

Директор и учитель неосознанно проигрывают игры, которые часто идут рука об руку: игра директора – «Почему бы вам не…», игра учителя – «Да, но…».

В обоих случаях происходит обесценивание обеих ролей: педагог не принимает советы, директор злится от того, что его разумные доводы оказались невостребованными.

Психологи знают, что это так называемый драматический треугольник С. Карпмана, в котором люди могут занимать одну из ролевых позиций – Спасателя, Преследователя или Жертвы. Эти игры происходят на бессознательном уровне. Собеседники не сразу понимают, что начинают проигрывать подобные роли и спохватываются, когда диалог подходит к концу и оба испытывают смешанные, а чаще негативные чувства. Потом с теми же или другими людьми такие игры могут многократно повторяться.

Однако можно научиться психологически здоровому общению, чтобы исключить вступление в психологическую игру.

Для этого важно в начале диалога из роли Спасателя, если человек обнаруживает такую в себе (в данной ситуации эту роль играл директор), переключиться на роль Заботливого. Спросите, хочет ли собеседник принять ту заботу, которую вы ему предлагаете. Не обесценивайте опыт собеседника! Он сам может понимать, как и что делать. Если человек имеет свои ресурсы, спросите, как он выйдет из ситуации.

Из психологической роли Жертвы (в данной ситуации эту роль подсознательно играл учитель) можно переключиться в роль Уязвимого. В ответ на слова Спасателя скажите, желаете ли вы, чтобы в данный момент о вас позаботились тем образом, которым тот предлагает. Возможно, вам нужны не советы, а только сочувствие, сопереживание.

Руководителям разного уровня психологи рекомендуют проводить такой анализ для того, чтобы разгружать свою психику и понимать, что происходит. Таким образом вы исключите вступление в психологические игры при общении с людьми.

Подробнее об этом можно прочитать в литературе по транзактному анализу или задать вопросы психологу через редакцию: bu_blik@inbox.ru.

Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы Пятигорского государственного университета, руководитель научно-практического центра «Social Excellence» («Социальное совершенство»)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте