Что может привести к экстремальной ситуации
ак обьяснить ребенку, что не нужно открывать дверь незнакомому человеку, что делать, если вдруг начнется пожар, где и как правильно переходить улицу? Эти вопросы давно волнуют родителей. Теперь они могут быть спокойны: подобным премудростям их чад научат в школе. А помогут в этом учебники В.В.Полякова “ОБЖ”, выпущенные издательским домом “Дрофа” и издательством “ДиК”. Они предназначены для проведения уроков в первом классе трехлетней и четырехлетней начальной школы, рекомендованы к изданию Минстерством общего и профессионального образования Российской Федерации и включены в состав Федерального комплекта учебников на 1997-1998 учебный год.
Автор В.В.Поляков много лет занимается этой проблемой на практике. Успешно работает в школе. Ходит с ребятами в учебные и тренировочные походы. Разработал целый комплекс практических занятий, упражнений, игр, правил, позволяющих выработать у детей стойкие навыки правильного (безопасного) поведения во время чрезвычайных ситуаций, при получении бытовых травм, при несчастных случаях у водоемов, на улицах города.
Основные темы уроков: чрезвычайная ситуация, предупреждение бытового травматизма, правила поведения на улицах и дорогах, правила пользования общественным транспортом, безопасность поведения на улицах и дорогах, безопасное поведение на воде, в лесу, в походе, личная безопасность (поведение с незнакомыми людьми) и др.
Учебники больше похожи на яркую детскую книжку с картинками. В них немного текста, который набран крупным шрифтом и хорошо воспринимается учениками. Весь материал основан на доступных примерах, которые легко запоминаются детьми. Для первого класса выпущена отдельная книжка, учебник для второго-четвертого классов состоит из 3 частей (каждая часть – в виде отдельной книжки).
В каждой главе рассматривается конкретная ситуация. Например: раздел “Чрезвычайная ситуация”. Здесь даны картинки: грузовик, водопроводный кран, велосипед, ранец и проезжая часть. Ученику нужно внимательно посмотреть на картинку и сказать, что, по их мнению, может привести к чрезвычайной ситуации.
Такие пособия учат детей правильно вести себя в любых экстремальных ситуациях и принимать верное решение.
С 1 декабря 1996 года на эти учебники можно подписаться в любом почтовом отделении.
Александр КУЛИКОВ
Страница из учебника по курсу начальной школы
“Основы безопасности жизнедеятельности”
Экономика
Белкины сказки
Учимся думать, считать и планировать
Прочитав сказку Т.Смирновой “Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках” (Самара, корпорация “Федоров”, 1995), ребята младшего школьного возраста смогут легко, в игровой форме освоить азы экономической науки. Герои этой повести – веселая хлопотунья Белка, мастер на все руки ежик Пыхтя, безотказный мышонок Шмыг и плутоватый хвастунишка Лис затеяли в лесу собственное дело. Но они знают, что для этого недостаточно просто с рвением собирать грибы и ягоды, варить варенье и плести корзинки из лозы. Чтобы получать прибыль, компаньоны открывают торговую лавку и гостиницу, обзаводятся своим рестораном и подсобным хозяйством. А значит, учатся думать, считать и планировать.
Вместе с этими сметливыми зверюшками и юные читатели узнают, что скрывается за такими понятиями, как спрос и предложение, банк и кредит, аренда и налог, и о том, как преодолеть таможенные барьеры и даже избежать банкротства. Кроме этого, в книге есть ребусы, загадки и задачи.
По итогам конкурса Ассоциации книгоиздателей на лучшую книгу 1995 года “Белка” получила диплом – награду за высокий уровень издания и неординарный подход к обучению маленького читателя.
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Музыка
Чудо-коллекция
Появилась новая фонохрестоматия
“Тот, у кого нет музыки в душе, способен на любое преступленье”, – с мнением классика трудно не согласиться.
чителя музыки разводят руками: пробудить высокие чувства на дребезжащем пианино почти невозможно; иглы электрофонов затупились, а новые взять негде – не выпускают; компакт-диски покупать не каждой школе по карману, да и нужный музыкальный материал – при кажущемся изобилии – разыскать трудно… Вот и получается, что оправдание “мы в филармониях не бывали” спешит на смену традиционному “мы университетов не кончали”.
А выход есть! Двадцать лет Алина и Юрий Зверевы собирали музыкальную коллекцию и теперь решили поделиться своим богатством с учителями и родителями, библиотекарями и классными руководителями. 1140 шедевров мировой музыки с XII по XX век. Семьдесят пять часов звучания, пятьдесят аудиокассет (магнитофон сегодня, пожалуй, самое доступное звуковоспроизводящее устройство).
Что же включает в себя чудо коллекция, выпущенная общественным обьединением “Доминанта”, официально именуемая “Антологией русской и западноевропейской музыки XII-XX веков”? Все, что необходимо на уроках музыки, мировой художественной культуры с 1-го по 9-й класс и сверх того те произведения, которые пригодятся в школе для внеклассной работы. Судите сами: в “русском” разделе подбор от православных духовных распевов неизвестных авторов до высших образцов в творчестве Чайковского, Рахманинова, Глинки и многих других. Замечательно представлен романс, русская народная песня, советская песня, современные композиторы – Свиридов, Щедрин, Гаврилин.
“Западный” раздел коллекции удивляет редкими и уникальными записями Веноза, Ландино, Палестрина. В антологию включены лучшие произведения Бетховена, Вагнера, Штрауса, Россини, Баха, композиторов XX века Орфа, Оннегера. Качество звучания превосходное. При создании антологии учитывалось исполнительское мастерство и отбирались только лучшие версии. Разумеется, к кассетам прилагается подробный каталог. В рецензии Министерства общего и профессионального образования на новую фонохрестоматию по музыке сказано: “Управление развития общего среднего образования считает, что “Антологию русской и западно-европейской музыки XII-XX вв.” можно рекомендовать для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках по предметам “Музыка” и “Мировая художественная культура”, а также для внеклассной воспитательной работы в системе дополнительного образования”.
Лидия СЫЧЕВА
Заявки направляйте по адресу: 119634, Москва, а/я 23 (для корреспонденции). Справки по тел./факс (095) 732-24-52.
Начальная школа
Любимая азбука
Маршак, Барто, Заходер и сквозные герои
ак известно, в школу приходят дети с разным уровнем подготовки: кто-то уже умеет читать, а кто-то буквы видит в первый раз. Если работать с первыми – вторые безнадежно отстанут, если наоборот – половине класса будет смертельно скучно, и у них выработается стойкое отвращение перед любым обучением. Избежать этих проблем поможет “Моя любимая азбука” Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной. Издатели – компании “Баласт” и “С-инфо”, серия “Свободный ум”.
Каждый разворот “Моей любимой азбуки” – один урок. На левой половине разворота – задания для тех, кто читать не умеет, на правой – для тех, кто умеет складывать из букв слова. Но обе части связаны друг с другом и сюжетом, и темой урока. Дети, изучая какой-то набор букв, дополняют и догоняют друг друга. Разный шрифт в более сложном тексте на правой половинке разворота нужен для того, чтобы плохо читающие ребята сразу могли найти в нем только что выученные слова и буквы. А хорошо читающие могут им помочь, рассказывая о прочитанном. В уроке принимают участие все ученики.
“Азбука” Бунеевых и Прониной – целая система, из которой нельзя выхватить какой-либо фрагмент. При составлении азбуки и книг для чтения учитывались реальные возможности и потребности ребенка. Именно поэтому и порядок изучаемых букв здесь непривычен. “Азбуку” дополняют прописи О.В.Прониной “Мои волшебные пальчики”.
В начале прописи – рисованные упражнения на тренировку мышц руки, на правильность использования ручки – то есть основа каллиграфии; затем – плавный переход от рисунка к букве, и только потом – алфавит от простого (по графике) – к сложному.
Такой же неторопливый подход и к навыку чтения. Буквы не сразу – сначала подготовка: развитие устной речи, способности соотносить предмет и слово, составлять целый рассказ. И только потом – алфавит.
Кроме “Азбуки”, авторы разработали и книги для чтения с первого по четвертый класс: “Капельки солнца”, “Маленькая дверь в большой мир”, “В одном счастливом детстве”, “В океане света”. Это очень добрые книги. Вот примерный список авторов. Первый класс: Маршак, Барто, Заходер, Пришвин, Саша Черный, Паустовский. В книге есть забавные комиксы, которые можно раскрасить. Второй класс: Пушкин, Бажов, литовские, русские, французские, татарские и др. сказки и былины. Третий класс: Успенский, Мамин-Сибиряк, Бианки, Драгунский, Бродский, Бальмонт, Высоцкий, Волков. Четвертый: Крылов, Тютчев, Собакин, Олеша, Маяковский, Гайдар, Обериуты, Чарская. В книге для четвероклассников уже можно найти и литературоведческий комментарий, в котором ни слова авторского – только воспоминания писателей друг о друге, их переписка.
В книгах для чтения есть и сквозные герои. Они путешествуют с ребятами, задают им вопросы, попадают во всякие странные истории. Помочь героям можно, только прочитав какой-либо рассказ, потому что в нем – ответ, как вести себя человеку в той или иной ситуации.
Сергей СОКОЛОВ
Физика
Вовочкины вопросы,
или Нешуточные открытия
или-были мальчик Вова и его бабушка. Конечно, у Вовы имелись и родители, но они вечно пропадали в экспедициях – работа у них была такая. А любознательный, как и все восьмилетние дети, Вовка со всеми вопросами бежал к бабушке. Жил с ними еще говорящий рыжий кот Васька, любитель карасей и большой знаток книжных премудростей. В общем, дружно они жили. Об этом рассказывается в полной приключений книге А.Харунжева “Физика вокруг, или Вовкины открытия” (“АСТ-Пресс”, 1996).
Однажды, а было это в летние каникулы, повествует книга, Вовка сильно заскучал. “Вова, – сказала вдруг бабушка, – принеси мне со стола линейку, хочу измерить связанный носок”. С этого, как ни странно, и начались нешуточные Вовкины открытия. Оказалось, что простой линейкой чего только не измеришь – и Вовку с головы до пяток, и кота от кончика носа до хвоста, и длину собственного шага, и даже размер одной бусинки из бабушкиных бус. Надо только знать как.
Но не только измерениями длины и высоты предметов и котов богата эта иллюстрированная книга. Весело и доступно рассказывает она о таких понятиях, как скорость и время, обьем и температура, площадь и длина. Конечно, в “Физике вокруг” есть и формулы, и задачи. Вместе с тем эта книжка непохожа на серьезные школьные учебники. Вместе с героем сказочной повести юные читатели узнают, почему вода мокрая, а солнце горячее, почему камень в воде тонет, а дерево нет, из чего сделаны звезды и откуда берутся снег и град. И как это получается, что мы не сваливаемся с Земли, если она вправду круглая и вертится.
Впрочем, и родителей эта книга избавит от необходимости искать в толстых справочниках простые ответы на каверзные вопросы. Например, вот такой (про Ваську): почему у котов, особенно в темноте, светятся глаза? Подсказка для тех, кто забыл: сетчатка кошачьего глаза обладает зеркальными свойствами преломления света. Вот так!
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Словарь
Древнерусская иконопись
Для тех, кто изучает церковную живопись
Уникальная книга вышла в издательстве “Просвещение”.
Называется она “Краткий иконописный иллюстрированный словарь” (автор В.В.Филатов).
Это первый опыт систематизации сведений из области терминологии, принятой в среде иконописцев, художников-реставраторов и искусствоведов.
Словарь составлен из нескольких тематических групп: вероучение, культ, храм, настенная и станковая живопись, технология изобразительного искусства. В нем содержатся сведения об основных сюжетах, персонажах, элементах пейзажа и интерьера на иконах, об одеждах, атрибутах и пр.
Книга будет интересна каждому, кто любит и хочет больше знать о шедеврах древнерусской иконописи ХI-ХVII веков, она познакомит с наиболее ценными из них, станет хорошим подспорьем учителям, преподающим курс МХК, а также ребятам, изучающим его.
Ольга НИКОЛАЕВА
Комментарии