Решив заняться финансовым воспитанием ребенка, я вручила трёхлетнему сыну несколько купюр. Недолго думая, он разорвал каждую денежку пополам.
– Зачем ты это сделал?
– А чтобы денег больше было!
Насколько важно привить детям правильное отношение к деньгам – невозможно переоценить. А наша статистика подтверждает это цифрами: за чертой бедности порядка 12% населения России. Это при наших несметных богатствах! Одной из причин бедности в современной России эксперты считают экономическую безграмотность населения. Конечно, можно свалить всё на власть имущих: де они – злодеи не хотят просвещать народ, но всё же не будем сбрасывать со счетов и нашей личной заинтересованности в получении финансовых знаний. И по моим наблюдениям, уровень финансовой грамотности населения у нас в плачевном состоянии.
Провела небольшой опрос среди своих знакомых (все люди с высшим образованием, в основном учителя) – никто не имеет ни малейшего представления о будущей пенсии: как она рассчитывается в настоящее время и что они уже заработали. Да, пенсионное законодательство у нас настолько мудреное, что черт ногу сломит. В общем, живем вслепую: пенсионное грядущее для большинства из нас «иль пусто, иль темно»…
Как-то одна знакомая, работающая бухгалтером в вузе, обмолвилась: бывает, что обсчитаемся, начислим зарплату преподавателю меньше, чем положено, а он и не приходит, не требует своего.
Вот такие мы, преподаватели, не от мира сего.… И как же тогда мы можем дать экономические знания подрастающему поколению?
В западных странах уже в младших классах проводятся занятия по планированию личного бюджета, детей учат правильно расходовать карманные деньги. Об этом мне рассказал мой студент из Финляндии, который приезжал в Россию изучать русский язык. Он удивил меня тем, что в свои 24 года уже беспокоится о пенсии, делая регулярные отчисления на дополнительное пенсионное страхование, так как, по его словам, государственной пенсии будет недостаточно. На сайте пенсионного фонда он в любой момент может посмотреть, какую пенсию он уже заработал.
Знакомая из Чехии, 34 года, сейчас работает в России и часто критикует нашу молодежь: ей кажется странным, что наши девушки с каждой зарплаты покупают новые ботинки, тратят безумные деньги на вещи, так что потом не хватает от зарплаты до зарплаты, но при этом не страхуют свою жизнь и не делают никаких сбережений. Для нее же после получения зарплаты первоочередной задачей являются страховые отчисления. Умеренностью и постоянной экономией она обеспечивает себе привычный образ жизни (занятия спортом, путешествия) и уверенность в завтрашнем дне.
Европейцы экономят жестко, это нам известно. И детей своих к этому приучают сызмальства. В Австрии я наблюдала хорошую традицию: там в каждом районе или селе муниципалитеты ежемесячно устраивают «фломаркты» – блошиные рынки, где любой человек, заплатив символическую сумму, может воспользоваться торговым местом. Дети активно участвуют в таких базарах, продают там свои старые игрушки, одежду. И для покупателей, и для продавцов участие во фломарктах означает приятную экономию бюджета. А дети, стоя за прилавком, начинают понимать цену вещам и свои кровно заработанные уже не тратят бездумно.
Можно подумать, что на Западе с экономической грамотностью населения все замечательно, но это не так. Масса людей не может свести дебет с кредитом и буквально тонет в долгах. Нередко этому потворствует использование кредитных карт: держатель всегда может воспользоваться средствами банка и баланс незаметно уходит в глубокий минус, а неумный клиент даже не отслеживает состояние счета и не понимает, как начисляются проценты. В относительно благополучной Германии по статистике каждое десятое домохозяйство регулярно переживает финансовые кризисы. Свыше 70% немцев не имеют понятия об актуальных изменениях в пенсионном законодательстве, и проблема финансовой грамотности населения стоит не менее остро, чем у нас.
Кто же должен научить подрастающее поколение обращаться с деньгами? Очевидно, что ни на родителей, ни на школьных учителей надеяться нельзя. На мой взгляд, необходимо регулярно приглашать в школы грамотных специалистов, экономистов-практиков, кто бы смог дать нам – и учителям, и детям – такие нужные в жизни знания.
Фото Ольги Максимович
Комментарии