search
main
0

Как народная душа – оркестр духовой

Военные духовые оркестры издавна были неизменным атрибутом Российской армии. Они вдохновляли воинов и на параде, и на войне, пробуждая в них лучшие патриотические чувства. Сегодня «музыкальное войско» по-прежнему в строю.

О нем рассказывает признанный мастер оркестровой деятельности генерал-лейтенант Виктор Афанасьев, в недавнем прошлом начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны РФ – главный военный дирижер. Представляем читателям его монолог-откровение об оркестровой духовой музыке. И не только…

Настоящее искусство за… «три копейки»

Я много поездил и повидал как у нас в стране, так и за рубежом. Наша духовая оркестровая музыка – символ России, символ державы. Что бы там ни говорили.

Скажу об очень важном для меня как профессионала. Военный духовой оркестр не имеет права быть заурядным коллективом. Мы единомышленники или разбегаемся по ВИА (вокально-инструментальным ансамблям). Ведь что такое хороший оркестровый коллектив? Конечно, его труд должен достойно финансироваться. Три копейки с рубля на искусство – не то что мало, это вообще ничего. Но! Существуют вещи и понятия, очень далекие от экономики и финансов. В первую очередь – любовь к культуре, искусству. Вот почему мои коллеги готовы за эти «три копейки» делать совершенно уникальные концерты и быть совершенно уникальными исполнителями.

Маленький пример. Оркестр Министерства обороны является, как известно, образцовым. В концертной программе «Армейские виртуозы» мы на духовых инструментах исполняем то, что музыканты Владимира Спивакова – на струнных. На зарубежных гастролях американские и немецкие оркестры часто не решаются играть в нашем присутствии. Поверьте, не хвастаю. В оркестре – великолепные импровизаторы, да и стилистика исполняемых ими музыкальных произведений прекрасная.

Высокое патриотическое действо

Оркестр Минобороны – большой духовой, большой эстрадно-симфонический, камерный, диксиленд, вокальная и танцевальные группы, «заряженный» на все случаи жизни – от так называемых встреч «без галстуков» наших руководителей до самых монументальных мероприятий. Таких, как исполнение у храма Христа Спасителя героической увертюры П.И. Чайковского «1812 год», которая была, можно сказать, восстановлена, воспроизведена так же, как и сам храм. Зрелище великолепное, народу, как правило, уйма. От метро «Кропоткинская» до музея Пушкина все было заполнено людьми. Такие мероприятия несут в себе огромный воспитательный заряд.

Или возьмем парад войск на Красной площади. Без музыки, как вы понимаете, он не мыслится. Столько сил, средств и нервов затрачивается на подготовку и проведение таких мероприятий! Однако без парада никак нельзя, он воспринимается людьми как высокое патриотическое действо. Профессиональные музыканты это отлично понимают. На таком понимании и мастерстве исполнения мы и держимся.

Наша школа

Особо хочется сказать о подготовке военно-музыкальных кадров, наших профессионалов. Ведь только в Москве 24 военных оркестра: в академиях, специальных учебных заведениях, воинских частях и т.д. Помимо этого, в моем подчинении был военно-дирижерский факультет при Московской консерватории и военно-музыкальное училище в Теплом Стане. Обучаемые там – талантливые ребята, которых собирают по всей России. Потом они на конкурсной основе сдают экзамены. «Сито» очень мелкое, проходят лучшие из лучших. Ну и готовят их соответственно.

Военно-оркестровая школа в России – это действительно школа. Не буду перечислять наших воспитанников, добившихся значительных успехов в творчестве, это займет много времени. Скажу только, что среди них множество лауреатов и номинантов престижных конкурсов, профессоров, докторов наук и просто отличных, любимых народом музыкантов. Важно по мере возможности поддерживать это «музыкальное войско».

Совместное творчество характерно для Москвы и других крупных городов России. В Ростове, например, есть прекрасный симфонический оркестр, и там же находится оркестр штаба округа. Всегда можно совместно готовить вполне приличные программы и даже поднимать, как мы говорим, «большие полотна». Делаем-то одно дело. Значит, и польза общая.

И Басков – из наших солистов

Одна из главных составляющих оркестровой деятельности – симфоническая музыка. Касаясь истории, отмечу, что военный симфонический оркестр был создан еще в тридцатые годы, а позже на его основе – отдельный показательный оркестр Минобороны. Его возглавляли лучшие армейские дирижеры, в нем всегда работали лучшие отечественные музыканты.

Программы разные, вплоть до джазовых. Состав и подготовка исполнителей вполне это позволяют. Вот пример: из шести штатных солистов пять – заслуженные и народные. Баритон Григорий Муськов – лауреат пяти международных конкурсов. Народный артист России Вячеслав Кононов долгие годы работал с композиторами, озвучил свыше 500 песен, которые можно услышать по всей стране. Очень популярный или, как сейчас говорят, «раскрученный», вокалист Николай Басков в прошлом – тоже наш солист.

Солдат, который «взорвал» оперу

Представляя кадры «музыкального войска», хочу рассказать интересную и весьма показательную историю. Когда служил в Алма-Ате, был у меня друг и коллега Артур Амонов, ведущий баритон тамошней оперы. Его сына Августа я знал с пятилетнего возраста и всегда поражался его удивительным способностям. Парнишка обладает совершенно уникальной музыкальной памятью и абсолютным слухом. С малолетства, еще не умея читать, он такие оперные партии воспроизводил – все вокруг диву давались! Дневал и ночевал в театре. Помнится, на одной из репетиций «Фауста» самого Сергибаева «в калошу посадил»: «Папа! Он же вот здесь все сфальшивил!» А Сергибаев в те времена уже был народным артистом СССР, дважды лауреатом Государственной премии и вообще считался лучшим Мефистофелем…

Волею судеб Август Амонов, не приняв гражданства Казахстана, становится солдатом Российской армии. Учитывая его музыкальные способности, взял его в свой оркестр. Кстати, он к тому времени уже консерваторию оканчивал и солировал в опере.

Август сразу вжился в наш коллектив, очень много выступал. И вот на одном из сборных юбилейных концертов перед главным режиссером «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом возникла проблема: оказалось, некому петь арию Радомеса, надо снимать «Аиду». Я ему говорю: «Вон солдат стоит, ты попроси его, может, согласится». Он возмутился: «Ты что, издеваешься?!»

И все же прослушали это «чудо» в камуфляже. Потом устроитель снял Августу номер с роялем и концертмейстером, и тот учил партию Радамеса. А через 3 дня состоялся спектакль. Август великолепно спел то, что солисты по 2 года учат. После этого в «Вечерней Москве» была огромная статья «Солдат «взорвал» оперу…»

На этом маленьком примере видно, какие таланты и возможности у «музыкального войска».

Скажу больше. Мне часто приходилось работать с массами при подготовке развернутых мероприятий, и пришел к одному неутешительному выводу: у нас музыкальных людей – около четверти, остальные – на уровне «мурки». Поэтому просвещение людей в плане музыкальной культуры, гармонии, лада, ритма просто необходимо. Этим занимается и живет «музыкальное войско».

Спасибо вам за мальчишек, товарищ маршал…

В Серебряном Бору есть старейшая в стране военно-музыкальная школа. Ее история показательна. Во время подготовки одного из парадов мой старший коллега Иван Васильевич Петров обратил внимание маршала Жукова на маленьких музыкантов, открывавших парад войск.

– Георгий Константинович, а ведь эти мальчишки пройдут по Красной площади в последний раз.

– Почему?

– Потому что все военно-музыкальные школы по стране уже распущены. Через неделю эта же участь ждет и нашу, московскую…

Тогда-то и состоялся приказ Жукова о преобразовании школы в военно-музыкальное училище, которое существует по сей день. Решается вопрос о создании нового военно-музыкального колледжа. Можно возродить сеть подготовительных военно-музыкальных учреждений. Но, как всегда, все упирается в финансы. Кстати, это касается и ростовской школы юных музыкантов.

Детей нужно образовывать, их нужно воспитывать подлинным искусством, а не марионеточным ширпотребом.

Мы возродили гимн – возродим и искусство

Взять одну из былых проблем – с нашим Государственным гимном. К слову, я много раз и во многих местах присутствовал при исполнении гимна той или иной страны. Люди исполняют его, даже не подвергая сомнению значимость и важность главного музыкального символа государства.

После 1990 г. гимном России, как известно, была избрана «Патриотическая песня» Глинки. Запись инструментального исполнения делалась при моем участии – дирижировал оркестром. А текст за 10 лет так и не появился. Хотя были варианты, и неплохие. Но когда общество начало горячо обсуждать проблему Государственного гимна, все пошло по иному сценарию. Решили вернуться к музыке Александрова, потом и к доработанному тексту Михалкова. Но первое звучание гимна в новогоднюю ночь было настолько поспешно записано, что все мало-мальски сведущие в этом люди были просто в шоке. Я в том числе. Сергей Владимирович Михалков тоже.

Пришлось все срочно корректировать. Новую запись гимна делали первый отдельный показательный оркестр Минобороны, симфонический оркестр Минобороны, хор под руководством Свешникова и хор радио. На лучшей студии Мосфильма сделали несколько вариантов цифровой записи, ввели (и я считаю, очень к месту) такой эмоциональный, чисто российский элемент, как колокольный благовест. Получилось очень достойно. Я подготовил определенное положение о том, как исполнять наш гимн, – трактовка, темп, звучание. Это просто необходимо, ведь музыкальный символ России – ее лицо и душа. К нашей музыке надо подходить только с таких позиций – это мое твердое убеждение.

А. БОРОВКОВ, С. БЕЛОГРУД

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте