Сегодня, когда в СМИ активно создается негативный образ учителя, от неправильных действий которого страдают дети, постановка вопроса о защите учителя от насилия детей и родителей, по сути, очень необычна. Ведь априори ребенок в глазах общества всегда агнец Божий (хотя всем хорошо известно, что это далеко не так), а родитель всегда прав. В одном из прошлых номеров «Учительской газеты» мы довольно подробно рассказали о том, как учительнице из Южного округа пришлось в суде опровергать недостоверную информацию, приведенную в письме отца ученицы в Южное окружное управление образования. Эта история закончилась счастливо: ответчика суд обязал даже выплатить компенсацию в пять тысяч рублей в пользу оболганной учительницы. Но такие случаи редки. О насилии над учителями (но и над детьми тоже) довольно подробно и обстоятельно говорили на пресс-конференции в РИА «Новости» председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета управления и технологии Валентина Иванова, председатель городского Совета родительской общественности Ирина Ярчак, член Московской городской общественной палаты по образованию Владимир Извеков.
Учитель страдает от насилия
Валентина ИВАНОВА:
– Помимо тех хороших тенденций, которые намечаются и реализуются в школе, есть и другие, которые требуют серьезного внимания. В частности, насилие со стороны детей и родителей по отношению к педагогам и управленцам, тем более что количество фактов насилия по отношению к учителям, по сводкам МВД, увеличилось по сравнению с прошлым годом в два раза. И это только данные о тех случаях, которые были официально зарегистрированы и официально прошли через все соответствующие органы с оформлением дел. А сколько таких дел остается без информирования общества и правоохранительных структур! Учителя и директора страдают от насилия учеников в самых разных случаях. Например, один из вновь назначенных директоров школ, проявляя требовательность, отчитал проштрафившихся учащихся в присутствии их сверстников, считая, что это остановит тех и они не совершат подобных нарушений. Но совершенно неожиданно ситуация развернулась не так, как можно было ожидать. «Нарушители», разрубив дверь директорского кабинета топором, прорвались туда, забрали телефон, выбросили в окно телевизор, разбили посуду, разбросали осколки по кабинету. В другой школе группа учеников решила обворовать квартиру своего учителя, а когда тот, вернувшись домой и увидев в квартире учащихся, попытался вызвать милицию, в отместку жестоко избили своего педагога. Подчас и сами учителя стараются свести свои счеты с коллегами, призывая на помощь учащихся, чаще всего это приводит к еще более сложным ситуациям, и тут страдающей стороной снова становится педагог. Завуч одной из школ пыталась избавиться от молодой учительницы и попросила нескольких старшеклассников срывать ее уроки. Как-то раз во время урока в кабинет этой учительницы начал рваться старшеклассник, та вышла из класса и потребовала, чтобы этот парень отошел от кабинета, а когда он не послушал ее призывов, попробовала оттащить его за руку от двери. Тут же из-за угла «появились свидетели»: медсестра и завхоз, было заведено дело, и молодую учительницу уволили из школы «за рукоприкладство». Сегодня известны факты, когда учителя увольняют безо всякого обоснования, без объяснения причины, и это тоже насилие. Мы должны найти меры противодействия агрессивности наших ребят, помочь школе более активно включать родительскую общественность в жизнь школы, чтобы это были не просто рейды в столовую, собрания родительских комитетов раз в месяц или родительские собрания раз в четверть. Недавно Министерство образования и науки проинформировало, что завершена разработка программы «Научные и учебно-педагогические кадры России», но эта программа ориентирована на кадры высшей школы. Мне кажется, что назрела необходимость в рамках национального проекта позаботиться и о здоровье учителя, о его социально-психологическом состоянии, о возможности его переквалификации. Перегрузка учителя – это тоже насилие над ним. Недавно «УГ-Москва» опубликовала такие данные: для того чтобы учитель мог восстановить силы в морально-психологическом плане, ему требуется один дополнительный выходной день в неделю, но при нагрузке в 36 часов это сделать невозможно. Эту проблему нужно ставить и решать, обеспечивать соответствующее законодательство. Именно в этом русле рассматривает свои задачи Всероссийское педагогическое собрание: оказание психологической поддержки учителю, поддержки его морального состояния, материального положения, повышения квалификации, выхода на новую программу «Педагогические кадры России», а не только «Научно-педагогические кадры». Расширение общественного звучания, общественного влияния, общественного контроля, развитие школьного самоуправления, общественных организаций, в том числе детских, подростковых, могут изменить ситуацию в школе и дать положительную динамику. Пока же мы вынуждены констатировать, что все проводимые меры не привели к положительным результатам, нарастает насилие в школе и со стороны учеников по отношению к учителям. Приходится признать, что пока мы не нащупали тот остов наших действий, который бы привел к оздоровлению общей ситуации.
Если ребенок занят делом, ему не придет в голову участвовать в противоправных действиях
Владимир ИЗВЕКОВ:
– В чем причина агрессии молодых? Времена меняются очень быстро, условия жизни весьма интенсивные. Сегодня некоторые дети уже в 14, 15, 20 лет становятся миллионерами, понимают во многих вопросах больше, чем взрослые, поток информации усваивают лучше, и примеров тому множество. А родители остаются родителями, у нас еще действуют домостроевские стереотипы, когда непослушание считается в семье главным грехом, детей наказывают, они все время находятся под определенным и постоянным насилием родителей. В результате дети начинают считать, что насилие – норма жизни. Я как-то спрашивал одну очень хорошую учительницу младших классов, какая у нее главная цель. Она мне ответила так – сделать их послушными. Что это означает? Подвижные дети должны сидеть смирно, но не получается у них сидеть смирно, значит, учителя делают замечания, часто подвергают детей наказаниям. Недавно руководитель Департамента образования Ольга Ларионова сказала: «Начальная школа недостаточно решает свои задачи». А в чем причина этого? Причина в том, что у нас в школе подчас преобладают командные способы управления. Интересный факт: в первом классе дети очень активны, но если прийти к этим же детям в пятом классе и попросить их проявить активность в том или ином вопросе, они уже ничего не хотят делать. В семье происходит то же самое. В детских садах и начальных школах проявление детских способностей родительское сообщество гасит. Я не хочу сказать, что виноваты педагоги, потому что в тех школах, где учителя проявляют активность, родители приходят и начинают на них давить. Мы сталкивались с этим лет 10 назад, когда началась проектная деятельность и восставали против нее в первую очередь родители. Сегодня меняются парадигмы в воспитании, причем главная парадигма – ответственность. Ребенок должен быть за что-то ответственен в семье и школе. Но сначала маленькому ребенку не дают похозяйничать на кухне, а потом, когда ему 12 лет, просят помыть посуду или пол, на что уже он, естественно, отвечает, что у мамы это получается лучше. Ему не дают ничем управлять в семье, а в школе умные учителя приходят в класс и садятся на заднюю парту, давая возможность детям самим управлять учебным процессом, и только умело направляют их. Джанни Родари говорил, что детей сначала надо научить придумывать, а потом думать. Так вот агрессивная взрослая среда не может сформировать неагрессивного ребенка. Школьные перегрузки, совершенно не оправданные, тоже формируют агрессивное поведение. Пионерские организации у нас не приживаются, но в городе, и это приветствует и общественная палата, и городской Совет родительской общественности, развито очень мощное детско-взрослое проектное движение. В каждой школе масса проектных групп, и идет речь, чтобы эти группы превратились в научные общества. Это развивающая среда, это надо культивировать и поддерживать. Мы проповедуем союз детей и взрослых, ответственность детей за уроки и за элементы уроков. Ребенок, получивший опыт такой ответственности, будет и в семье ответственен. Семьи разваливаются, потому что дети не имеют опыта ответственности. Это ключевое понятие, которое воспитывается с раннего возраста. Ответственный, творческий ребенок никогда не будет проявлять агрессию, тем более по отношению к учителю, который воспитывает его успешным и думающим человеком.
Родители должны защищать своих детей от взрослых
Ирина ЯРЧАК:
– К нам обращаются родители в тех случаях, когда не могут защитить свои права и права своих детей в школе. Эти случаи всегда неоднозначны, каждое такое происшествие нельзя трактовать только в пользу учителя или только в пользу ребенка. Всегда есть какие-то провоцирующие элементы. Если объектом насилия со стороны учителя оказывается учащийся, его поведение не всегда оказывается достойным и провоцирует и учителя, и директоров школ на какие-то шаги даже физического насилия. Такие случаи были в Москве в прошлом году.
И родителям, и ученикам бывает трудно отстоять свою правоту в таких случаях – есть определенная взаимная порука и со стороны педагогических работников. Администрация школ при этом не хочет выносить сор из избы, и бывает тяжело добиться наказания виновных, когда мы можем однозначно сказать, что педагог или администрация нарушили права ребенка. Что же касается конфликтов среди детей, количество таких случаев тоже возрастает в Москве. Но такие ситуации более контролируемы, так как здесь можно предложить конкретные шаги для улучшения такой ситуации в школах. Наша родительская общественность разработала программу школьных служб примирения. Эти программы начинают внедряться в школы нескольких округов Москвы. В рамках работы этих программ должны быть задействованы школьные психологи, опытные и уважаемые педагоги и ученическое самоуправление. Чтобы можно было в случае конфликта между детьми и даже между детьми и учителями находить компромиссы в этих ситуациях. Это важно, что мы будем учить детей не рубить с плеча, а находить общий язык и между собой, и с педагогами. В Москве в Южном округе в школах есть опыт работы службы омбудсменов – представителей по защите прав участников образовательного процесса. Не только детей, но и родителей, и учителей, потому что ситуации бывают совершенно разные. Омбудсмен – это выборная должность, он выбирается из числа наиболее уважаемых педагогов в школе, при этом он проходит специальное обучение и может оказать квалифицированную помощь и юридическую, и психологическую участникам конфликтных ситуаций. Пути решения проблем, в общем-то, есть, и мы поддерживаем усилия и Департамента образования, и общественности, и общественных организаций, работающих над решением таких проблем. Москва – уникальный город, в ней представлены более 150 различных национальностей. И в каждой школе по статистике учатся одновременно представители 50-60 национальностей. Но тем не менее конфликтных ситуаций на этой почве очень мало. В школах осуществляются программы по развитию толерантности, по школьному самоуправлению, к работе над ними привлекаются разные дети, которые трудятся сообща, таким образом школьные программы способствуют интеграции детей разных национальностей. Инициатива ВПС по проведению Всероссийского слета детских общественных объединений нашла очень большой отклик у детей Москвы. В слете принял участие городской Совет ученического самоуправления, то, что члены совета увидели детское единство, на них так подействовало, что они вышли с инициативой создать московскую ассоциацию ученического самоуправления. Они сами решили, что им это надо, потом подключились взрослые, юристы, чтобы помочь им организоваться и войти в состав уже общероссийских детских общественных объединений.
Комментарии