При организации практико-ориентированной деятельности на уроках химии применяются задания прикладного характера, которые подразумевают достижение конкретных результатов и имеют практическое применение в жизни. Как правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется при изучении новых тем на уроках-закреплениях (решение нестандартных задач, организация проблемно-поисковых ситуаций), уроках-обобщениях (сообщения, комбинированные задачи интегрированного характера).
Выполнение практико-ориентированных заданий на уроках химии способствует интеграции знаний, побуждает обучающихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии). Необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают повышенный интерес к решению задач. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения, что способствует развитию творческой активности и ассоциативного мышления, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности в целом. Решение проблемы в ходе урока стимулирует познавательную деятельность. Когда человек встречается с противоречием, в частности с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или противоречивыми объяснениями, у него возникают удивление и желание разобраться в проблеме. Противоречия возникают между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества, между новыми знаниями и жизненным опытом учащихся, между полученными знаниями и сложившимся мировоззрением школьников. Ученик, находясь в подобной ситуации-противоречии, активно ищет возможное ее разрешение и, найдя его, испытывает удовлетворение от собственной деятельности. А как известно, собственные успехи благоприятно воздействуют на школьников в учебно-познавательном процессе. Успех укрепляет веру ученика в собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание продолжить начатое дело, преодолеть все трудности. Так, при изучении темы «Оксид серы (IV) и сернистая кислота» в 9-м классе рассказываю о проблеме «кислотных дождей» и предлагаю обсудить, почему они наносят вред не только живой природе, но и скульптурам из мрамора. Почему для охраны лесонасаждений с самолетов распыляется свежемолотый доломит (CaCO3*MgCO3)? Все выводы, сделанные совместно, записываем с помощью соответствующих уравнений химических реакций.Основная масса предлагаемых авторами учебников заданий – стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. В учебнике, конечно, встречаются задачи из реальной конкретной жизни, но их недостаточно. Поэтому считаю важным составлять практико-ориентированные ситуационные задачи, которые начинаются с проблемного вопроса «почему?»: Почему для индийцев река Ганг священна? Почему туристы, прибывшие в Индию, обязаны искупаться в водах священного Ганга? На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционных заболеваний. Почему? (Открываем физическую карту полезных ископаемых, и ребята сами находят ответ, читая условные знаки, обозначающие полезные ископаемые.) Ответ: это связано с тем, что в устье реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра, ионы которого обладают бактерицидными свойствами.Во время изучения темы «Металлы» в 9-м классе я задаю вопрос: «Почему вьетнамцы едят землю?» В земле содержится много железа и марганца. Известно, что специально «печеные» куски земли в качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама. Содержание таких заданий связано с учебной программой соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, ведь искомые и заданные величины реальны. Например, предлагаю ребятам рассчитать, какова массовая доля поваренной соли в супе, который они едят на обед, если одна щепотка вмещает 2 грамма соли. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, умение работать с источниками информации, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Многие ключевые вопросы химии, такие как «химическая связь», «окислительно-восстановительные процессы», «электронное строение атомов» и другие, трудны для понимания, а значит, и для запоминания. Трудности также проявляются в том, что многие из этих и подобных им вопросов изучаются в 8-м классе, то есть на первом году обучения химии. Вся симпатия к предмету, возникшая на первых порах, именно по этой причине, то есть из-за простого непонимания, может легко перерасти в равнодушие, и справиться с ним учителю будет очень сложно. Ведь, как известно, все дети обожают «похимичить», но как только дело касается теоретических вопросов, у многих проявляется буквально антипатия. Поэтому главная задача в процессе обучения – не только донести до ребенка смысл того или иного понятия, но и научить его самого устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности если речь идет о явлениях, которые мы не имеем возможности пронаблюдать и «потрогать» своими руками. Как мы можем заглянуть внутрь атома? Представим, к примеру, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов – это взаимоотношения между людьми с различными характерами, привычками, способностями, силой и т. д. И вот новая практико-ориентированная задача, которая дает возможность спрогнозировать свойства полученных веществ, а значит, покажет их практическую значимость: «Химические элементы, как и люди, стремятся к стабильности. Поэтому «встречаются/расстаются», «дружат/враждуют», связаны «прочно/не очень». Ответьте на вопрос: все ли зависит у атома от его характеристик, как и у людей от их характера?» Практическая направленность в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, повышает уровень знаний по предмету «Химия». Практическое применение полученных знаний в обыденных жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно взаимосвязаны законы и явления из различных областей науки. В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с раннего возраста. Общеизвестно, что ребенок, который приходит в школу, является исследователем по своей природе (мы называем их «почемучками»). Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской деятельности. И, несомненно, химия – наиболее подходящая область естествознания для формирования исследовательских навыков обучающихся, позволяющая сочетать теоретические знания с практическими умениями. Последние три года я реализую предпрофильный курс «Все мы дома химики», который позволяет ознакомить обучающихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности на примере учебного предмета «Химия». Курс способствует формированию исследовательской культуры, повышает интерес к предмету, помогает пополнить знания о составе, строении и свойствах веществ, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, знакомит обучающихся с правилами использования веществ бытовой химии. Школьники знакомятся с профессиями, связанными с химией. Предпрофильный курс «Все мы дома химики» углубляет и расширяет знания учащихся о природе химических веществ, применяемых в быту, показывает их необычные свойства и способы применения в практической деятельности человека, помогает использовать полученные знания для решения жизненно важных вопросов и находить пути решения возникающих проблем.Основные задачи предпрофильного курса «Все мы дома химики»: – сформировать представление о составе веществ бытовой химии, о химических процессах, происходящих с веществами и материалами в быту;- совершенствовать исследовательские умения и навыки для использования их в практической деятельности;- развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.Программу курса завершает практико-ориентированный проект либо исследовательская работа. В рамках предпрофильного курса «Все мы дома химики» моими учащимися были успешно реализованы следующие проекты: «Жевательная резинка – так ли она безопасна?», «Современные материалы бытовой химии и что нужно о них знать», «Металлы в средствах косметики», «Определение качественного состава меда», «Определение качества сметаны в условиях школьной лаборатории», «Приготовление лечебной мази из растительного сырья» и многие другие.Ученик, который сумел справиться с выполнением проекта, приобретает не только хорошие предметные знания по химии, но и умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения. Во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях и адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Практико-ориентированная деятельность в процессе обучения дает возможность учителю раскрыть творческий потенциал учеников, способствует расширению поля исследовательской деятельности школьников. Химия стала показателем развития цивилизации. Человек создал лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, моющие и чистящие препараты. Химия не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно важно, в чьих руках окажется это оружие. Ведь, пользуясь одними и теми же химическими законами, можно придумать технологию синтеза наркотиков и ядов, а можно создать новое лекарство или новый строительный материал. Моя задача – развивать активно мыслящего гуманного ученика. Я должна ему помочь овладеть основами научного познания: научиться обобщать, анализировать, сопоставлять информацию, выделять значимые детали. Детская любознательность тем уникальна, что ее не нужно формировать. Она сформирована природой. Ее нужно только подпитывать многочисленными исследованиями, наблюдениями, опытами. И тогда даже в самых обычных предметах и явлениях можно находить неизвестное, вызывающее интерес и пробуждающее воображение.Нелли КЕТОВА, учитель химии основной школы №73 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области
Комментарии