search
main
0

Как найти самое доброе слово

Успехи в развитии интеллектуально-эстетической культуры человека неразрывно связаны с уровнем владения языком. Поэтому особое внимание я уделяю речевой культуре, речевому поведению, общению моих учеников.
Речевое общение – сложная деятельность по меньшей мере двух партнеров. Важными условиями его являются учет интересов говорящего, постоянное внимание к своему собеседнику, создание благоприятной атмосферы. Как бы хорошо человек ни владел родным языком, он не может поделиться своими мыслями, сомнениями и открытиями, не вызовет у собеседника неподдельного интереса и сочувствия, если не будет считаться с правилами речевого поведения.
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников, но и дипломированных специалистов нередко не отличается грамотностью и соблюдением правил речевого этикета.
Низкий уровень культуры общения школьников вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей. По данным статистики, примерно в 80 процентах ситуаций, требующих использования формул речевого этикета, школьники обходятся без них; около 50 процентов мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам, из которых более половины обидные; около 60 процентов учащихся используют при поздравлении родителей, учителей, друзей штампы, не передающие подлинные чувства. Думаю, что уже с первого класса нужно учить детей общаться, обогащать их словарь, знакомить с правилами этикета. В своем классе я веду новый предмет – “Речевой этикет”. Курс рассчитан на четыре года, один час в неделю.
Ребенок постигает окружающий мир, в том числе и через слово. На уроках речевого этикета он осваивает элементарные законы и этикетные нормы общения. Побудить к самостоятельным размышлениям, а не давать готовые решения речевых ситуаций – одна из задач курса.
Работу по знакомству ребят с основными формами речевого этикета начинаю уже в первом классе. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык еще, как правило, не засорен вульгаризмами. А, как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. В начальной школе учитель ведет все предметы, и это позволяет мне ежедневно и ежечасно наблюдать и корректировать речь учеников.
На уроках часто использую литературные произведения.
Скажем, стихотворение Корнея Чуковского “У меня зазвонил телефон…”. Прошу учеников определить, чья просьба вежливее. Почему?
Но, увы, не все понимают, что такие слова должны быть искренними и содержать теплоту. Русский язык богат добрыми словами. Но их нужно правильно употреблять, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

А. БЛИМГОТОВА,
учитель
Черкеск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте