search
main
0

Как мы составляли портрет вора

Однажды в одной из газет мы прочитали о том, как неизвестные воришки, разбивая витринные стекла и даже перепиливая защитные решетки, забираются в газетные ларьки, которые остаются на ночь без присмотра. Об этом затем беседуем с пятиклассниками. Обращаю прежде всего внимание на следующее: воры крали сигареты, журналы, брелки, различные мелочи. Ограблению подвергались киоски в одних и тех же местах. Предлагаю составить портрет воров.
Какими вы представляете этих людей?
(Курящие… Пьющие… Злые… Наркоманы… Хитрые… Жадные до чужого…)
Почему вы их представляете именно такими?
(Курящие – крали сигареты. Злые – разбивали стекла. Пьющие, наркоманы – деньги нужны). (Это одна компания: кражи совершены в киосках, расположенных недалеко друг от друга). (Очень хотели курить. Курение – это баловство). (Кражи совершали ночью. Никто не видит. А деньги на сигареты родители не дают).
Каков возраст воров? Почему? (Лет 14-15. Потому что воровали всякую мелочь).
Кто виноват в совершении преступления? (Сами подростки, потому что воровать нельзя).
Родители (все дозволяли детям делать). Друзья, компания (затянули в банду).
Чем порождено это преступление? (Хотели стать крутыми. Хотели курить, а родители денег не дают. Захотели сами добыть сигареты).
Представьте, что воры смогли бы вас услышать. Какой совет вы им бы дали?
Дима: Сдаться, потому что все равно их поймают.
Рома: Сдаться. Им могут смягчить наказание.
Даша: Не воруйте больше. Верните все деньги.
Виталий: Сдаться. Меньше будут сидеть в тюрьме или в колонии. Надо отдать все, а то родителям придется выплачивать.
Света: Сдаться, чтоб было легче в жизни потом.
Антон: Сдаться, все равно некуда бежать, их поймают в любом месте.
Каждый из этих советов можно обсудить. Затем попросим ребят определить самый удачный из них, аргументировать свой выбор.
Работая над этим газетным материалом, составляя портреты воров, пытаясь найти причины, побудившие пойти на кражи, осознавая всю пагубность воровства, ребята убеждаются, что это не самое лучшее занятие на земле. Преступление все равно будет раскрыто (мы же смогли уже многое узнать о ворах), значит, и преступников ждет наказание.
Осмысливая все это, дети уже сами смогут в дальнейшем уберечься от какого-либо необдуманного поступка, шага, связанного с совершением преступления. Юные читатели также учатся обращать внимание на то, что скрыто как бы “между строк”: получение информации о ворах.
В конце занятия говорим еще и о том, что “ущерб “Роспечати” от одного такого погрома составляет несколько тысяч рублей”. Значит, могут быть подняты цены на продаваемые в киосках товары. Это еще одно следствие краж, а здесь уже пострадают все граждане.

Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка
и литературы
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте