search
main
0

Как мы дерево растили. В науку – с первого класса

Мы привыкли относиться к начальной школе чуть свысока, наивно полагая, что все самое важное и главное в жизни человека должно свершиться позднее – в университете, на работе или хотя бы в старших классах, когда нужно определиться с выбором дальнейшего пути. Ребята, которые учатся или уже окончили прогимназию №1779, наверняка скажут спустя годы: «Это было удивительное время, пора самых разных открытий…»

– Ф​ундамент личности закладывается в детстве, интерес к научно-исследовательской работе – тоже, – убеждена директор прогимназии №1779 Зинаида Сергеевна Строчкова. – Каждому учителю хорошо известно, что дети уже по своей природе исследователи. С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь отрывает уже известное. Опыт исследовательского мышления и есть главный педагогический результат и самое важное приобретение ребенка. Разумеется, учебно-исследовательская деятельность не может возникнуть сама по себе. Для этого нужны по крайней мере два условия – готовность учеников к этому виду работы и желание и готовность руководить этим видом деятельности со стороны педагогов.- Одна из важнейших целей прогимназии, – говорит Зинаида Сергеевна, – это подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в средней школе, а также к научно-исследовательской работе в различных областях знаний, к тому, чтобы ребенок мог реализовать свой творческий потенциал в быстро меняющихся социально-экономических условиях страны.Как же стимулировать природную потребность ребенка к новизне, как научить его видеть проблемы, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, правильно излагать и защищать свои идеи? Многие из поставленных задач позволяет решить проектная технология, считают в прогимназии. Именно она способствует развитию междисциплинарного мышления, позволяет ребенку выбрать свой путь приобретения новых компетенций.- Исследовательская деятельность школьников имеет задачный принцип построения содержания, в основе которого детское действие, моделирование, поисковая деятельность и исследование, – продолжает директор прогимназии. – Учителя при этом берут на себя еще одну функцию – руководителя учебно-исследовательской деятельности ребенка. И пусть наши дети пока не совершают величайших открытий, но научить их быть в научном поиске, делать выводы и принимать аргументированные решения – наша задача……Примечательно, что в ежегодных научно-практических конференциях «Наука. Искусство. Культура» участвуют не только ребята, но и их учителя. Личный пример педагога – самый лучший стимул для ребенка. Учителю, который сам занимается исследовательской деятельностью, легко убедить ученика, что эта работа действительно важна. Работа научно-практической конференции идет по секциям: естественно-научной, культурологической, гуманитарной. В 2011-2012 учебном году (конференция проходила весной – 19 марта) большинство проектов были естественно-научной направленности. Это связано в первую очередь с тем, что коллектив учеников и учителей прогимназии участвовал в общешкольном проекте «Путем Ломоносова».Темы исследований самые разные, некоторые предлагали сами ребята, как, например, ученик 2-го «А» класса Иван Козлов. Ваню заинтересовали улитки ахатины. Все дело в том, что Иван очень любит все живое, однако склонен к аллергии, улитки же благо никаких проблем со здоровьем не создают. Но можно ли их содержать в домашних условиях? Эта тема и стала предметом исследований Ивана. Кстати, результатом работы мальчика и его научных руководителей стало создание «Руководства по содержанию улиток вида ахатина ретикулята альбино боди в домашних условиях», которое поможет новичкам, решившим завести этих улиток у себя дома. В каждой работе кратко описывается само исследование и, конечно же, даются выводы. Так, малыши-первоклашки решили сделать совместную работу под руководством Светланы Анатольевны Харлакевич «Как мы дерево растили», в результате экспериментов они пришли к выводу, чтобы веточка деревца дала корни, ее нужно срезать после 22 декабря. Самая легко черенкующаяся порода – тополь, а вот береза, липа и боярышник не дают корней… Третьеклассников Антона Пичушкина и Павла Токарева заинтересовали птицы водно-болотного комплекса Лосиного Острова, а учеников 1-го «В» класса привлекла личность Петра I, их исследование «Необычный царь великой эпохи» проходило в рамках культурологической секции. Учащиеся 3-го «А» класса провели свое коллективное исследование «Забытые имена Великой битвы», посвященное 200-летию Бородинского сражения.В процессе исследования ребята учатся работать в команде, если это коллективный проект, открывают для себя массу нового, а главное – познают вкус научно-исследовательской работы. Почувствовать себя первооткрывателем – это же настоящее счастье!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте