Работа методиста в век информационных технологий меняется коренным образом. «Концепция информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования Москвы» определяет его роль в условиях массовой информатизации и перехода образовательных учреждений на модель «Школы информатизации».
Для методиста важно уметь организовывать деятельность учителя и способствовать эффективному и педагогически целесообразному применению ИКТ-технологий на уроке, необходим постоянный мониторинг своей и учительской работы, все это, помимо традиционных общеметодических и частнометодических квалификационных характеристик
Безусловно, ИКТ изменяют природу и значение знания, информации и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Персональные и карманные компьютеры, сетевые ресурсы, сетевые и телефонные системы расширяют профессиональную сферу познавательных, организационных, коммуникационных и других возможностей. Участие в цифровом мире быстро становится обязательным условием и успешности в общественной жизни, и профессиональной успешности.
Однако до сих пор четкие требования к квалификационным характеристикам методиста отсутствуют. Какие умения сегодня становятся необходимыми в его профессиональной деятельности?
В последние годы много внимания уделялось «цифровому разрыву» между теми, у кого есть доступ к различным технологиям, и теми, у кого его нет. Наличие доступа, разумеется, важно, но количество техники не гарантирует появления способности ее использовать. Доступ не есть понимание. Намного меньше внимания уделялось так называемому компетентностному разрыву между специалистами в области образования, владеющими и не владеющими и познавательными, и техническими умениями, необходимыми для осуществления информационных запросов в процессе образования, на рабочем месте или в обществе.
Сегодня вопрос технического оснащения методического кабинета и рабочего места методиста интенсивно решается во многих методических центрах в соответствии с программой «Столичное образование-5», где большое внимание уделяется не только техническому оснащению, но и профессиональной ИКТ-компетентности методиста. Эта компетентность – условие технического оснащения методического центра и рабочего места данного методиста.
Квалификационные характеристики методиста в области ИКТ, элементы его ИКТ-компетентности можно разделить на две основные категории: психолого-педагогические и методические.
К психолого-педагогическим квалификационным характеристикам методиста можно отнести:
Способность готовить учителя к применению ИКТ-технологий в учебно-воспитательном процессе (уметь мотивировать учителя на применение ИКТ в обучении своему предмету, уметь организовать деятельность учителя по целесообразному и грамотному включению ИКТ в урок, организовывать рефлексию и помощь учителю по осознанию и оценке результатов применения выбранных ИКТ-технологий на уроке).
Умение анализировать, обобщать, систематизировать педагогический опыт в области применения ИКТ-технологий (организовывать конференции, семинары, «круглые столы» по этой проблеме, принимать участие в подготовке методических публикаций на основе опыта учителей, проводить мониторинг эффективности применения ИКТ в образовательном процессе и обеспечивать доступность его результатов учителю).
Способность видеть перспективы и проблемы применения ИКТ в обучении своему предмету и устанавливать связи с научными достижениями и современными идеями в области ИКТ (читать психолого-педагогические и методические периодические издания и транслировать обобщенные результаты учителю, узнавать и интересоваться новыми идеями и средствами в области ИКТ и транслировать обобщенные результаты учителю, по возможности посещать конференции, семинары, «круглые столы» и высказывать свою позицию и мнение как в рамках традиционных конференций и семинаров, так и в режиме телекоммуникации, анализировать информацию в Интернете по проблемам и перспективам применения ИКТ и транслировать обобщенные результаты учителю).
Нужны и другие методические квалификационные характеристики.
Общепользовательские навыки работы на компьютере и в области ИКТ: общие навыки работы с приложениями, файлами и папками (запустить/завершить программу, закрыть/открыть файл, сохранить файл, сохранить файл/папку на внешнем носителе (диске, flash-накопителе), создать/удалить/переместить/скопировать файл/папку, найти файл/папку), использование офисных приложений (текстовый редактор: набирать текст, форматировать текст (установить шрифт, размер, цвет, начертание), форматировать абзацы (установить выравнивание, абзацный отступ), создать нумерованный или маркированный список, создать многоуровневый список, вставить в текст гиперссылку, рисунок, добавить в текст таблицу, набор формул, создание чертежей и схем при помощи панели инструментов «Рисование», электронные таблицы, разработка презентаций, работа с электронной корреспонденцией): универсальные навыки и особенности использования на уроках при разработке образовательных продуктов, уверенная работа с периферийным оборудованием: сканер, цифровой фотоаппарат, веб-камера и цифровая видеокамера и возможности их применения на уроках, использование графических редакторов: основные универсальные навыки и особенности работы, работа с электронной почтой и коммуникация в Интернете (уметь завести почтовый ящик на доступном сервере, получить/принять/отправить почту, переслать/принять файлы, настраивать и работать в чатах, видеоконференциях, режиме быстрых сообщений и т. п.).
Дополнительно: работа с программным обеспечением работы со средствами мультимедиа (звук, видео, анимация): основные универсальные навыки и особенности использования.
Общеметодические: владение современными и актуальными знаниями в области информационных источников и ресурсов предметного назначения, а также инструментов и сред учителя, а именно: работа в Глобальной сети. (Зайти на сайт по известному адресу, перейти по ссылке, открыть ссылку в новом окне, сохранить страницу в избранном, пользоваться кнопками навигации «вперед/назад», осуществлять поиск в поисковых системах.) Ресурсы Интернета. Информационный поиск (Yahoo, Google, Яndex, Rambler, AltaVista и т.п.). Работа с порталами и сайтами методической и педагогической поддержки (конференции, олимпиады, конкурсы и пр. для учителей и учащихся), работа с электронной почтой и коммуникация в Интернете (уметь завести почтовый ящик на доступном сервере, получить/принять/отправить почту, переслать/принять файлы, настраивать и работать в чатах, видеоконференциях, режиме быстрых сообщений и т. п.), использование информационных источников (коллекции, энциклопедии, библиотеки наглядных пособий, коллекции фильмов и пр.) по своему предмету, работа с ресурсами Open Source и ПО для учителя-предметника в Сети. Дополнительно: понимание основных составных гипертекста. Разработка веб-страницы. Создание коллективного гипертекста (технология WiKi). Введение в веб-дизайн. Социальные сервисы Web 2.0 и пр.
Частнометодические: владение современным учебным (демонстрационным и лабораторным) оборудованием предметного кабинета и методами работы с ним.
Методисту по физике, например, нужно уметь работать с виртуальными конструкторами, применять программы для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов, обладать первичными навыками работы с цифровыми лабораториями, владеть техникой проведения современного учебного эксперимента, овладевать новыми возможностями и расширять спектр исследовательской деятельности, понимать методику адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов, грамотно вести полевую деятельность учащихся при обучении физике, проводить элективные и факультативные курсы, интегрированные естественно-научные курсы с учетом современных методик и технологий.
Методист по химии должен также уметь работать с виртуальными лабораториями по химии, конструкторами для построения молекул и пр., применять программы для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов.
Для методиста по географии важно владение школьной геоинформационной системой, работа с открытыми интернет-системами и с массивами геопространственных данных (цифровыми картами и космическими снимками) типа Google Earth, World Wind, умение создавать собственные цифровые карты с использованием школьной ГИС и GPS-приемника, фиксировать разные параметры состояния природной и природно-антропогенной среды с помощью цифровых датчиков и приборов.
Для биолога необходимо: применение программ для сбора, анализа и обработки данных экспериментов, видеоанализа экспериментов), работа с виртуальными конструкторами (например, по генетике), использование цифровых атласов-определителей, владение программой для построения генеалогических древ, иметь первичные навыки работы с цифровыми лабораториями и использовать компьютер на уроке биологии (и экологии), владеть техникой проведения современного учебного эксперимента на уроке биологии, овладевать новыми возможностями и расширять спектр исследовательской деятельности, понимать методику адаптации и разработки авторских лабораторных работ и экспериментов, вести полевую деятельность учащихся при обучении биологии и экологии, элективные и факультативные курсы, интегрированные естественно-научные курсы.
Методист по математике также осваивает работу с виртуальными математическими лабораториями, виртуальными математическими лабораториями трехмерного моделирования, навыки использования виртуальных конструкторов и прилагающихся компьютерных альбомов на уроке математики. Разработка собственных ресурсов, заданий и проектов, программы для построения концептуальных диаграмм.
В области искусства важно использование музыкальных компьютерных программ (знакомство с нотными редакторами, программами-конструкторами, автоаранжировщиками, аудиоредакторами и программами для записи звука и мидисеквенсерами), использование синтезатора на уроке музыки (основные функции инструментов, методы использования, примеры методических разработок (пособие для учителей и учеников И.М. Красильникова), создавать собственные музыкальные произведения (оригинальные пьесы, аранжировки, строить собственные композиции из готовых фрагментов) в программах, которые были изучены в третьем блоке, владеть методами совместной проектной деятельности на уроке музыки на базе ансамбля синтезаторов или компьютеров.
Вероника БУРМАКИНА, заведующая методической лабораторией информатики и ИТ МИОО
Юлия ФЕДОРОВА, заместитель директора Центра информационных технологий и учебного оборудования, заведующая кафедрой информационных технологий и образовательной среды МИОО
Комментарии