Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Событие недели

Как изучать права человека в школе?

Учительская газета, №48 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова предложила Министерству просвещения создать обучающий модуль «Права человека» для школьников. «Мы неоднократно ставили вопрос, что в школах нет предмета, посвященного правам человека, даже маленького модуля. Но именно с ученика младшего класса начинает формироваться понятие уважения к правам другого человека, уважения к государству», – сказала Москалькова. Первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко в свою очередь идею поддержал и пообещал помочь с ее развитием.

Достаточно ли внимания правам человека уделяется в современной школьной программе по обществознанию и другим гуманитарным предметам? Нужен ли отдельный курс на эту тему и если да, каким он должен быть? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель РФ, депутат Московской городской Думы VII созыва, председатель Комиссии по образованию:

– В школе правам человека, конечно, уделяется недостаточно внимания. Кроме того, у учителей есть настороженность, опасения перед правозащитной тематикой. Я был в Москве уполномоченным по правам ребенка десять лет, часто посещал школы, встречался с ребятами. При этом от учителей и директоров неоднократно слышал реплики о том, что следовало бы сначала рассказать детям не про права, а про их обязанности…

Формальные лекции о правах бессмысленны, так не зацепить современных ребят, нужен диалоговый режим. Совместно с преподавателями юридического факультета Московского городского педагогического университета мы разработали интерактивные правовые квесты, которые уже несколько лет успешно проводят в школах студенты. Издано несколько сборников, по которым такие занятия сегодня проводятся не только в Москве, но и в регионах. Возможно, стоит подумать и о создании онлайн-версий, компьютерной игры. Но главное, чтобы понимание того, что такое права человека, права ребенка, было встроено во всю систему школьной жизни. Если ученика с первого по пятый урок будут унижать, дрессировать окриками и наказаниями, а потом на шестом уроке придут и скажут: «Здравствуйте, сейчас я буду рассказывать о справедливости, о ваших правах», то это, простите, шизофрения.

Я не считаю, что нужно добавлять в школьную программу новые часы, отдельные предметы по правам человека. Но в рамках ОБЖ и обществознания, в других курсах можно было бы больше внимания уделять правовым знаниям, включать такие модули, квесты. Это на самом деле нужно каждому школьнику.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ:

– Поднятая тема не нова для образования. Еще в 1990-х годах такая проблема встала, были разработаны курсы (в том числе и для начальной школы), проводились занятия. Хорошо бы этот опыт критически рассмотреть, чтобы не выдумывать заново велосипед, взять все удачное и успешное, внести новое с учетом современных реалий. Я лично считаю, что воспитание ответственного и активного гражданина базируется на понимании сути и ценностной основы прав человека. В современных учебниках обществознания формально такие материалы присутствуют, часто выделяются в отдельные главы. Но говорит ли это о серьезном понимании важности прав человека? Не уверен. В свое время я предлагал построить весь курс обществознания через сквозную идею права, вокруг которой рассматриваются различные сферы жизни человека, государства и общества. Но это осталось на уровне идей и нескольких статей в журнале «Преподавание истории в школе». Поэтому вопрос назрел.

При этом существует серьезная опасность формализации данной темы, превращения ее в очередную кампанию по «модному направлению». Так в свое время произошло с избирательным правом: в школах появлялись отдельные курсы, проводились конкурсы и олимпиады. Но не было институционализации. Мой опыт показывает, что только при системном подходе эта тема может быть адекватно интегрирована в образование. Без изменения в содержании базовых школьных предметов это останется временным явлением и поводом для отчетов. Если права человека станут важным принципом при изучении обществознания, истории и литературы, то можно будет говорить о настоящей заинтересованности в том, чтобы школьники не только получали абстрактную информацию, но и приобретали опыт рассуждений и дискуссий по данным вопросам.

Самый важный вопрос: каков ожидаемый результат преподавания курса прав человека? Ответ на него подскажет, какая концепция прав человека будет взята за основу в преподавании (а их много, и они разные). Предлагаю перед принятием решения о внедрении курса обсудить видение гражданина в гражданском обществе, выделить базовые принципы и ценности, сделать четкое техническое задание на содержательную и методическую составляющие, ответственно подойти к отбору авторского коллектива. Если есть иллюзия, что можно просто взять материал и заставить школы его использовать, то опыт подсказывает общую профессиональную реакцию: «И это пройдет». Инициатива важна, но еще важнее организация и четкое выстраивание всего процесса.

Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, детский психолог:

– Низкая правовая грамотность населения – серьезный вызов времени, на который надо отвечать. Курс обществознания в школе сегодня в принципе раскрывает основы общественного права, и вполне вероятно дополнение этого предмета модулем «Права человека». При этом надо отметить тот факт, что правовое поведение человека является частью правовой культуры общества, и достигнуть эффективных изменений можно, на мой взгляд, только системным подходом. Например, через повышение правовой грамотности родителей, которые являются главным образцом поведения для ребенка. Таким образом, считаю возможным создать обучающий модуль «Права человека», включающий в себя инструменты погружения взрослого окружения ребенка в формирование правовой культуры как в самой семье, так и в обществе. Показателен в этом плане карельский опыт реализации проектов по обучению правилам дорожного движения, когда дети, по сути, становились субъектами изменений через формирование устойчивых правил проезда в автомобиле. Например, ребенок отказывался ехать без автокресла, так как в детском саду ему объяснили, что это небезопасно. Таким образом, дошкольник становился инициатором правового поведения родителей и водителей автотранспорта.

Лариса ПАВЛОВА, адвокат, председатель правления некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет»:

– Предложение, высказанное Татьяной Москальковой, не ново. Изучение прав человека в школе началось еще 20 лет назад с предмета «Граждановедение». Сегодня в первую очередь о них говорят в рамках курса обществознания при изучении Конституции. Правам человека в ней посвящено около 45 статей. Поэтому, изучая Конституцию РФ в школе, на сегодняшний момент дети изучают и права человека, а также учатся уважению к государству.

Думаю, идея о специальном модуле избыточна. Можно создавать хорошие новые программы по этой теме, но не выделять в отдельный модуль. Такой модуль будет способствовать перегрузке детей при их занятости, особенно с учетом дистанта. Но, разумеется, уделять внимание этой теме надо. Потому что многие дети знают, что у них есть права, но, к сожалению, понимают их не совсем правильно и, бывает, злоупотребляют ими.

Надежда РУКИНА, учитель истории и обществознания школы №75, Воронеж:

– Я против введения лишних предметов, так как наши дети и без того перегружены. Говорю это и как мама, и как учитель. У меня дочь-старшеклассница занимается каждый день до десяти вечера, чтобы выполнить все домашние задания. Кроме того, в самом предмете «Обществознание» есть разделы о правах человека, даже о правах ребенка. Правовые нормы рассматриваются и в девятом, и в десятом, и в одиннадцатом классах. В дополнение в нашей школе в 10-11-х классах один час в неделю изучается обществознание, еще один час – экономика, а третий час специально отводится на изучение права, и в расписании этот урок так и называется. Поэтому получается, что в 10-11-х классах уже идет более углубленное изучение права. Зачем еще один лишний предмет, тем более дублирующий?

Алина ТКАЧЕВА, ученица 10‑го класса, Великий Новгород:

– Я, наверное, странный человек, но вместо какой-нибудь художественной книжки у меня под подушкой лежит Конституция РФ. Я ее изучаю, потому что когда начала читать Конституцию для школьного задания, то обнаружила, что не только мы, школьники, совершенно не знаем своих прав, но и взрослые люди тоже. В школьном курсе обществознания есть раздел «Основы права», но он очень мал. Раздел «Конституция РФ» есть еще в курсе ОБЖ. Получается, что в школе о правах говорится мало, и эти сведения разбросаны по разным предметам.

Я бы хотела, чтобы люди с подросткового возраста знали и о правах, и об обязанностях. Но я прошу, не надо раздувать школьную программу! Мы так много занимаемся, что у меня голова часто болит. Думаю, нужно сделать так: добавить сведения о правах и обязанностях в курс обществознания и убрать раздел «Конституция РФ» из ОБЖ. Что-нибудь еще сократить в обществознании, чтобы права и обязанности туда поместились. А вот изучать права человека и Конституцию в начальных классах – по-моему, ошибка. Я помню себя в этом возрасте. Малыши не смогут понять всего этого, и для них получится просто лишняя нагрузка.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt