search
main
0

Как изменилась школа в новом учебном году: мнение учителей, родителей и экспертов

С 1 сентября 2022 года в школах страны проходит церемония поднятия флага России, с 5 сентября – проводятся новые внеурочные занятия «Разговоры о важном». Исторической составляющей в учебном процессе стало больше, учителям теперь нужно заполнять меньше документов. Множество новшеств, которые появились в российских школах с начала учебного года, нацелены на совершенствование процесса обучения, повышение качества образования и надлежащее воспитание подрастающего поколения. Педагоги, родители и эксперты отреагировали на них по-разному.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения

Поднятие флага

С 1 сентября в школах страны учебную неделю начинают с поднятия государственного флага и исполнения гимна. Для этого в образовательные организации направили специальные рекомендации. Каждый год для школьников будут проводить урок по изучению государственных символов. Школам напоминают о полезном опыте прошлого – знаменных отрядах, группах детей, которые достигли успехов в различных видах деятельности и обучении. На закупку комплектов – флагов, флагштоков и гербов – выделено 970 млн рублей. В этом году государственной символикой обеспечат 11 тыс. школ в 31 регионе. К 2024 году флаги и гербы будут закуплены во всех российских школах.

Место проведения церемонии поднятия флага нужно выбирать в зависимости от погоды. Весной и летом это может быть площадка перед школой. Осенью и зимой – школьный холл, актовый либо спортивный зал. Флаг выносит знаменная группа в составе лучших учащихся – тех, кто имеет достижения в учебе, спорте или творчестве. Затем следует информационная часть мероприятия. В частности, можно огласить календарь памятных дат предстоящей недели. Такие нормы закреплены методическими рекомендациями Минпросвещения России «Об использовании государственных символов РФ при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»

Учителя и родители в социальной сети неоднозначно отреагировали на нововведение. Кто-то уверен, что такие символические церемонии давно пора ввести в школах. А кто-то полагает, что они будут проходить лишь для галочки, не имея отношения к воспитанию патриотизма. «Включите радио в 6.00 мск и слушайте, кто хочет, как в СССР по радиоточке. Хотите флаг поднимайте, хоть с утра до вечера! Какое это отношение имеет, к патриотизму?… Предки давно придумали: сказки, песни, книги, фильмы, кухня, одежда, виды спорта, семейные традиции всех народов Российской Федерации! А гимн и флаг нужно, только по торжественным событиям…», – говорится в одном из комментариев. Другой пользователь также считает, что «воспитывать надо посредством книг, культуры и т.д., но не в лоб говорить о политике…» (здесь и далее сохранена авторская стилистика).

Кто-то удивляется обилию различных мероприятий в школах и сетует на недостаток времени для уроков: «… в современной школе уроки стали лишними. 100500 разных разговоров о самом важном, акций, флешмобов, конкурсов…».

Фото: МДЦ «Артек»

У части пользователей появились вопросы к требованию подбора знаменной группы. Многие считают, что право поднимать флаг должно быть предоставлено всем школьникам: «На мой взгляд, иметь право и возможность на поднятие флага должны иметь все ученики школы. Не всем дано быть успешными в учебе. Нельзя делить детей по этому признаку в таком деле, можно получить обратный результат. Патриотизм от успеваемости в школе не зависит». Такой комментарий поддержан другим пользователем: «Тот же вопрос! Типа – будешь плохо учиться – на поднятие флага не приходи! Родину не позорь». Некоторые отмечают, что выдающихся учеников в школах немного. Так что им самим надоест поднимать флаг, да и «остальные могут начать их гнобить за особое отношение. И то, и другое может привести к тому, что дети станут хуже учиться, чтобы не выделяться».

Историческое просвещение с первого класса

Преподаванию истории в современных школах страны уделяются много внимания. Российские школьники начали изучать отечественную историю с первого класса. Такой подход направлен на сохранение исторической памяти. Однако отдельные уроки истории для первоклашек не введены. Историю Отечества они изучают в рамках других предметов – в частности, «Окружающего мира». Отмечается, что ребенок должен знать историю своей семьи, края, своего региона.

Большинство участников опроса сетевого издания «Учительская газета» поддерживают данную инициативу, считая, что чем раньше дети начнут изучать историю, тем лучше – 43%. Против выступили 32%, полагая, что «всему свое время»; 15% респондентов уверены, что историческим просвещением в начальной школе должны заниматься родители; 11% полагают, что тех знаний, которые ученики начальных классов получают об истории страны и мира, и так достаточно.

Часть пользователей социальной сети поддержала идею ввести дополнительные исторические знания для начальной школы, посчитав это решение абсолютно правильным. Многие отметили, что отдельные темы, касающиеся истории страны, и так изучают в рамках «Окружающего мира». Учителей также волнует вопрос об учебных пособиях, которые могут понадобиться в связи с нововведением: «Учебники будут? Или опять выкручиваться педагогам? Как с обновленным ФГОС!!!»

Усиление исторической составляющей

С 1 сентября усиливается историческая составляющая в рамках предметов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Также в школах появятся киноуроки на исторические темы. Учебники истории могут обновить новейшими событиями до конца текущего года.

Ученики 10-х и 11-х классов прослушают курс «Россия – моя история». Предполагается, что на занятиях дети еще раз пройдут программу по истории страны, повторят значимые события и узнают, как они повлияли на становление российского государства. По словам министра просвещения, этот курс снимет вопрос, касающийся недостаточного изучения в школах истории своей страны. По его мнению, занятия сформируют «целостное представление об истории». Программа рассчитана также на студентов колледжей и техникумов.

Фото: pixabay

Судя по комментариям в социальной сети, педагоги обеспокоены тем, от каких предметов будут «отбирать» часы для таких занятий. Часть пользователей предполагают, что часы для них добавят, но тогда придется изменить СанПин. По этой причине многие полагают, что идея хорошая, но на практике ее трудно будет реализовать.

Кроме того, педагоги отмечают, что далеко не все школы страны имеют техническую возможность для проведения киноуроков: «То есть в Министерстве считают, что в каждой школе каждый класс имеет такую техническую возможность? Не смешили бы…». Не менее волнующим учителей остается вопрос учебных и методических пособий к нововведениям: «Историческую составляющую в рамках преподавания этих предметов педагогам придется, как всегда, «из пальца высасывать»?».

Всероссийские проверочные работы

В сентябре школьникам предстоит писать ВПР по программе, которую они изучали в прошлом учебном году. Часть работ в 5–9 классах с прошлой весны перенесли на осень из-за риска распространения коронавирусной инфекции. Знания будут проверять с 19 сентября по 24 октября 2022 года. На осень перенесли и те работы, которые планировали выполнять на компьютерах. Проверять полученные знания осенью будут у тех школьников, которые не участвовали в весенних ВПР по соответствующим предметам. Итоги работ, проведенных с 15 по 26 марта 2022 года, уже обработаны и опубликованы. Так что по ним осенних ВПР ждать не стоит.

Согласно результатам опроса сетевого издания «Учительская газета», в котором участвовали более 2 000 учителей, 45% выступили против проведения таких работ вообще. Отрицательно к инициативе проверить знания учеников осенью, поскольку «дети еще не вошли в учебный процесс», отнеслись 33% опрошенных. Не против ВПР, если оценку не будут ставить в школьный журнал, выступили 17% респондентов. Положительно к осенним ВПР отнеслись лишь 5% учителей – они уверены, что необходимо проверять знания по итогам прошлого учебного года.

Похожие результаты продемонстрировал опрос, который проводился в социальной сети «ВКонтакте». Среди более чем 300 участников большинство отнеслись к проведению ВПР осенью со скепсисом. Педагогам жаль учебного времени, особенно для 9-классников, которым предстоит готовиться к ОГЭ. Кроме того, учителя предполагают низкие результаты проверки знаний после долгих каникул. А учителя пятиклассников не хотят отвечать за знания школьников, которые они получили в начальной школе.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Многие педагоги говорят о практической неприменимости ВПР: «Ужасное мероприятие, бесполезное, съедающее уйму времени, учительских и директорских сил и бумаги. Главное – никак результаты не используешь», – написал один из пользователей.

Учителя также отмечают, что их труд, который связан с проведением ВПР, не оплачивается. Например, в одном из комментариев, который другие пользователи просили направить в министерства и в правительство, отмечено: «В учебном плане школы ВПР нет, в моих рабочих программах тоже. В КТП на него часы не заложены. Почему на их проведение и подготовку нужно отрывать время от изучения материала? Удобно устроились… Бумага – школьная, проводят, организуют, проверяют и формируют отчеты учителя. А на верху только отчитываются. Ой, да для учителей проверка ВПР бесплатная. У меня в 9 параллели (бывшей 8) 5 классов по 40 с лишним человек. Две сотни работ…. Когда уже внешняя оценочная процедура, коей является ВПР, не будет проводится за счет учителей? Школа свою маржу имеет – чем больше ВПР, тем больше баллов в рейтинговании школы. Только на зарплате учителя это не очень отражается. И главное, ВПР проходит в учебное время, то есть уроки теряются».

Разговоры о важном

В школах и колледжах в новом учебном году 5 сентября уже прошло первое занятие из цикла «Разговоры о важном». В младших классах его посвятили Дню Знаний. Согласно методическим материалам к уроку, ребят знакомили с государственным праздником – Днем знаний, чтобы создать «благоприятную образовательную среду для развития познавательного интереса младших школьников».

Дети узнали, что только в 1935 году единой датой начала учебного года в стране было установлено 1 сентября. С 1984 года стали отмечать государственный праздник – «День знаний». Ребятам рассказали о роли знаний в жизни человека, дали первичные представления о научно-техническом прогрессе. С ними беседовали о важнейших открытиях в истории человечества – укрощении огня, создании, первого колеса, первых гвоздей, о последующем создании радио, воздушного транспорта, об освоении космоса. Старшеклассникам и студентам колледжей учителя рассказали об организации «Россия – страна возможностей» и организованных для ребят международных олимпиадах.

В первом месяце осени занятия данного цикла проведут также 12, 19 и 26 сентября. Урок на тему «Наша страна – Россия» пройдет 12 сентября, на тему «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» – 19 сентября, 26 сентября занятие посвятят Дню пожилых людей.

Для удобства педагогов создали «Дневник классного руководителя» – он помогает систематизировать подготовку к занятиям «Разговоры о важном». Здесь содержится анкета (в ней необходимо указать регион, населенный пункт, школу, класс), чек-лист с основными пунктами подготовки, анализ и комментарии по каждой теме. Его вести не обязательно, но дневник может помочь эффективности проведения занятия. В октябре запланированы 5 занятий: 3 октября – «День учителя», 10 октября – «День отца», 17 октября – «День музыки», 24 октября – «Традиционные семейные ценности», 31 октября – «День народного единства». В ноябре пройдут 3 занятия: 14 ноября – «Мы разные, мы вместе», 21 ноября – «День матери», 28 ноября – «Символы России».

Педагоги, комментируя инициативу в социальной сети, отнеслись к ней по-разному. Часть уверены, что в воспитании главным остается личный пример, при этом с детьми все же необходимо разговаривать: «Личный пример, безусловно, важен. Но разговоры тоже нужны. Не нравоучения, а разговоры».

Многие педагоги считают, что в расписании эти занятия поставлены неудачно, поскольку важные школьные предметы уходят на время, которое является менее эффективным для усвоения непростого материала: «…самое печальное, что важные предметы, по которым сдают ОГЭ, ЕГЭ ушли в конец 7-ми уроками, а «Разговоры о важном» не ставят оценки и первым нарушают все нормы санпинов». Отмечается также рост нагрузки на школьников: «Выросла максимально допустимая недельная нагрузка на детей! В учебном плане прописано одно, а по факту другое!». Некоторые учителя считают целесообразным проводить подобные занятия и на добровольной основе.

Кроме того, отмечается техническая неготовность некоторых школ к проведению таких занятий: «79 страниц дневника классного, в школе вообще нет бумаги и картриджей. Нет мультимедиа – все проекторы летят от старости. Может, проверить надо оснащение школ, на это обратить внимание, а потом давать невыполнимые задания?» Также обращается внимание на оплату труда педагогов: «Все прибавляют нам работы и прибавляют, а когда собственно нам индексацию зарплаты сделают? Дают 4 000, а за них дерут в три шкуры».

Фото: ru.freepik.com

Единый подход принят к работе продленок

В России приняли поправки в закон «Об образовании в РФ», которые регламентируют единый подход к организации работы групп продленного дня в школах. Эти группы стали частью образовательного и воспитательного процесса. Здесь будут не только присматривать и ухаживать за детьми, но и заниматься воспитательной работой с ними, помогать готовиться к учебным занятиям. Во всех продленках с этого учебного года будут организовывать физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

Решать вопрос об открытии в школе продленок будет образовательная организация, учитывая мнение родителей школьников. Регионам теперь дано право дополнительно финансировать продленки, чтобы уменьшить финансовую нагрузку родителей. В настоящее время группы продленного дня работают лишь в трети российских школ. Их посещали почти 1,3 млн школьников из 7,4 млн учащихся начальных классов.

Педагогов, судя по комментариям в социальной сети, волнует вопрос о финансировании групп продленного дня. Многим непонятен вопрос, на чьи плечи лягут расходы. В отсутствии бюджетного финансирования продленок может не стать, поскольку родителям подчас такие расходы не по силам: «Оплата групп полностью легла на плечи родителей. И сейчас о финансировании снова молчок. Если бюджетного финансирования не будет, то больше групп не станет».

Волнуются учителя и за оплату своего труда в связи с открытием продленок: «Вопрос в том, что на школу дополнительно финансирование не выделяют. Значит, если продленка будет бесплатной для родителей, она будет за счет уже имеющегося зарплатного фонда. И не только его – увеличатся затраты на коммуналку. А значит, нужно будет откуда-то отщипнуть». Другой пользователь пишет: «Тут непонятно, бесплатна ли сама продленка. За чей счет «банкет»? Если за школьный, то на какую ставку принимать учителей? И из какого фонда оплачивать?». Также многим не ясно, как быть с группами продленного дня, если школа работает в две смены.

Образование перестали называть услугой

В России внесли поправки в ФЗ «Об образовании в РФ». Они убрали из документа неоднозначный термин. Теперь в нем вместо «оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» будет использовано понятие «реализация образовательных программ».

Поправки внесены в статьи, касающиеся вопросов финансирования образования: «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» заменяется на «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания».

Вопрос об исключении понятия «образовательная услуга» начал обсуждаться еще в прошлом году.  Законопроект разработали в связи с просьбами педагогов, которые сочли формулировку «образовательная услуга», не отвечающей роли учителя в вопросах обучения и воспитания детей. Авторы законопроекта отметили, что фраза «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» воспринимается неоднозначно, вызывая ассоциации с коммерческими услугами. Ожидается, что поправки повысят престиж профессии учителя и помогут сформировать гармоничные отношения между всеми, кто участвует в образовательном процессе.

Судя по комментариям новости в социальной сети, педагоги сочли поправки либо не имеющими практического смысла, либо никак не влияющими на престиж профессии. «Я вас умоляю… Это как переименование милиции в полицию – и что поменялось? О, они услугу поменяли на задание! Теперь учителя вместо исполнителей услуг будут исполнителями заданий!». На престиж профессии, по мнению пользователей, больше влияет достойный уровень жизни, который напрямую связан с оплатой труда педагога: «Почему для государства нормально, что в моей школе учителя вынуждены (для выживания) работать на две ставки (почему в других профессиях средняя зарплата по региону за одну)? Еще и брать классное руководство, внеурочку, методические активности для аттестации и т.п.? Учитель – мирской священник? Я не против. Просто давайте платить всем, как в Москве. Моя область всего в трехстах километров от столицы, а зарплата ниже в разы…».  Другой пользователь отмечает: «Престиж повысит достойная зарплата. А со ставкой 12 тысяч хоть как назови».

Темы итогового сочинения сформируют иначе

В наступившем учебном году комплекты тем для итогового сочинения сформируют по-другому. Появится закрытый банк тем, его комплектуют, основываясь на темах прошлых лет. Названия разделов и подразделов банка, комментарии к ним опубликовали на сайте ФИПИ. Там же размещен образец комплекта тем итогового сочинения.

Открытые тематические направления позволили сформулировать разнообразные темы. Их закрытая группировка позволяет избежать шаблонных сочинений, школьникам придется самостоятельно писать сочинения на любую тему. Становится важным экспромтный характер работы.

Банк представлен тремя разделами – «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». В настоящее время в нем содержится около полутора тысяч позиций. В каждом комплекте – 6 пунктов (по 2 темы в каждом разделе). Что касается порядка и процедуры проведения итогового сочинения, они останутся неизменными. Как и ранее, комплекты тем формируют отдельно каждому часовому поясу конфиденциально, их открывают за 15 минут до начала итогового сочинения. Без изменений остаются также критерии оценки работы. Ее написание для учеников 11 классов является допуском к ЕГЭ.

Учителя, комментируя инициативу в социальных сетях, отмечают, что кардинальных изменений относительно итогового сочинения не ждут: «… В общем, мало что изменилось. Открытыми темы и не были. А направления очень широко можно было реализовать в темах». Часть педагогов комплектованию тем предпочла бы конкретизацию критериев оценивания: «На мой взгляд, важнее было критерии оценивания конкретизировать. Четко прописать случаи, когда выставляется незачет по каждому из критериев». Есть также мнение, что итоговое сочинение не нужно в принципе: «Отменили бы его уже! Пустая трата сил и времени!»

Сокращают перечень документов, заполняемых учителем

Перечень документов, которые в обязательном порядке должен заполнять учитель, сократили до 5 пунктов. Его скорректировали в сторону снижения бюрократической нагрузки. В итоге стало меньше отчетов по исполнению работ и протоколов, некоторые пункты сформулированы более емко и понятно.

В случае нарушения прав учителя, касающихся сокращения бюрократической нагрузки, педагоги могут обращаться на горячую линию. В новый перечень обязательной для заполнения учителем документации теперь входят:

  • рабочая программа учебного предмета;
  • журнал учета успеваемости;
  • журнал внеурочной деятельности;
  • план воспитательной работы;
  • характеристика обучающихся для классных руководителей (по требованию).

Другие документы в школе должны вести иные административные сотрудники образовательного учреждения. Дополнительные документы могут ввести на уровне региона, но лишь по согласованию с Минпросвещения России.

Некоторых педагогов, судя по откликам в социальной сети, смущает неясная информация о дополнительных документах, которые могут обязать заполнять на региональном уровне: «Напрягает отступление про документацию внутри школы и от регионального Управления. Т. е. 5 документов+ 255 от всех региональных ведомств+ 200 по внутришкольной деятельности?».

Часть учителей сомневается в возможности реализовать нововведение: «А как же свободный отчет педагога каждый триместр, полугодовой отчет, годовой отчет, планирование на следующий год. Их никто не отменял!». Некоторые надеются, что бюрократическая нагрузка все же снизится: «Может, не так страшен черт, как им пугают! Нет документации в перечне, так и не делать. Мы привыкли, что нас все время заставляют делать ненужную документацию. Посмотрим, что из всего этого получится. Профсоюз нам в помощь. И приказ».

Фото: pixabay.com

В школах запретили использовать телефоны на уроках

Во всех школах страны с нового учебного года запрещено пользоваться мобильными телефонами во время уроков. Это требование ввели согласно  санитарным правилам. Дети не должны отвлекаться на гаджеты  во время занятия. Звонить родителям можно в перемены.

В Роспотребнадзоре разъяснили, что СанПиН с требованием ограничить использование мобильных телефонов в учебных целях действует с прошлого года. Ограничения использования смартфонов в школах объяснили просто. Ребенок из-за небольшого размера экрана смартфона  испытывает повышенную нагрузку на зрение. Кроме того, в экран дети обычно смотрят, наклонив голову, что чревато нарушением осанки.

При этом ограничивать школьников, которые нуждаются в мобильных устройствах по медицинским показаниям, категорически нельзя. Гаджеты могут использоваться для контроля уровня сахара в крови или мониторинга сердечного ритма.

Своим мнением относительно ограничений с «Учительской газетой» поделились эксперты. Так, Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, отметила, что запрет использовать телефон на уроках адресован скорее учителю, чем ученику. Педагог теперь не может использовать устройство в качестве средства обучения. Ранее учителя просили школьников найти определенную информацию в Сети, пройти учебный тест либо викторину.

Михаилу Авдеенко, заместителю председателя Общероссийского профсоюза образования осталось неясным, почему бы телефон не использовать на уроках как дополнительное пособие, например по географии? Не во всех классах есть ноутбуки и планшеты. А телефон помог бы выполнять поисковые задания. Он видит в ограничении классическую ситуацию, когда хотят как лучше, а получается как всегда. Михаил Авдеенко напоминает также, как с появлением калькулятора педагоги волновались, что дети разучатся сами считать, а при появлении шариковой ручки после чернильной опасались неразборчивого письма.

Елена Бачева, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края, подчеркнула, что в основе ограничения – элементарная культурная норма. Ведь при входе в театр принято отключать телефоны. То же касается и уроков. По ее мнению, разумного родителя не нужно убеждать, что смартфон мешает учебному процессу.

Кроме того, ранее с сетевым изданием «Учительская газета» своим мнением по поводу нововведений в российских школах делилась учитель Аглая Сереброва. Она рассказала, что думает о еженедельном поднятии флага, киноуроках и «Разговорах о важном».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте