Начало первого учебного года для ребенка, только вступающего в школьную жизнь, – путь волнительный и тревожный, так же как и для его родителей. Как правило, большинство будущих первоклассников хотят учиться, но иногда ребенка просто не узнать: он начинает устраивать истерики, капризничать без особых причин.
Так проявляется стресс, ребенок подсознательно испытывает страх перед новым и неведомым ему. Его капризы – это своеобразный призыв к родителям, чтобы они оказали ему поддержку. Родителям стоит внимательно отнестись к ребенку, не кричать на него, а поговорить спокойно, доброжелательно, рассказать о том моменте, когда они сами были первоклассниками. Внимание ребенку в этот период необходимо, чтобы он почувствовал, что ему обязательно помогут на пути вступления в школьную жизнь.
Что происходит
Независимо от того, хочет ребенок или нет, происходит смена ведущей деятельности, меняется привычный образ жизни. Это может вызвать слезливость, повышенную тревожность, заторможенность, страх. Для детей все является новым, незнакомым: класс, учитель, большое количество детей, новые правила. Не каждый из первоклассников способен сидеть за партой определенное количество времени, выдерживая рабочую позу, да и учебные занятия требуют внимания, напряженного труда. На этом пути сложно как самому ребенку, так и его родителям, которым необходимо найти время и силы, для того чтобы ребенок успешно адаптировался в новой для него обстановке, установил позитивные контакты с учителем и одноклассниками.
Определенное психологическое преимущество имеют дети, которые посещали дошкольную образовательную организацию, они уже знают о том, что воспитателя и учителя нужно слушать, знают, как вести себя в коллективе, в отличие от домашних детей.
В чем причины
Проблемы у первоклассников в начале обучения возникают по ряду причин: неумение слушать или действовать по новым правилам, неравномерное развитие сферы познания, недостаточное развитие произвольного внимания и пр. Все это имеет влияние на психическое состояние ребенка. Особенно сложными являются первые две недели обучения. У ребенка в этот период могут наблюдаться головная боль, утомляемость, потеря аппетита, снижение иммунитета, ухудшение сна. Эти проявления психологи называют «синдром 7 сентября». Родителям необходимо следить за режимом дня учащегося, подобрать ему правильное питание.
Возникают трудности, связанные с восприятием и концентрацией внимания. Причина может заключаться в том, что в детстве с ребенком мало разговаривали и не научили его воспринимать информацию. Родителям нужно беседовать с детьми, особенно в те моменты, когда видно, что ребенок нуждается в помощи или совете, говорить о школьных делах. Родителям также нужно научить ребенка самостоятельно обслуживать себя, соблюдать порядок на рабочем столе, бережно относиться к школьным принадлежностям.
Еще одна проблема в обучении первоклассников связана с их физическим здоровьем: пониженное зрение, слуховое восприятие, недостаточное развитие мускулатуры рук. В этом случае учителю необходимо проводить минутки для отдыха, включать пальчиковую гимнастику.
На протяжении многих лет существовала точка зрения, что залогом успешного перехода детей из дошкольной среды в школьную является их подготовленность к учебе – наличие определенных результатов в личностном плане, умственном, социальном развитии. Конечно, это способствует адаптации первоклассников в школе, но не всегда она связана с высоким уровнем готовности к школе. Навыки, приобретенные детьми в дошкольный период, не являются гарантией успеха их применения в школьной жизни. Первоклассники должны не только показать высокий уровень мыслительной деятельности, мотивации к учению, произвольности, но и освоить новые умения, которые помогут им сориентироваться в новых обстоятельствах и выстроить новое поведение.
Инна САВАТЬКОВА
Комментарии