2 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Героя-легенды, которому принадлежат слова: «Как истребитель я был прав и буду впоследствии еще более прав». Эта правота – в победных схватках воздушных бойцов Великой Отечественной войны, воспитанных на примерах летного мастерства и мужества бесстрашного испытателя, пионера межконтинентальных арктических перелетов.
«Чка» – верховой лед на Волге, сокрушающий преграды на своем пути в ледоход. В Василеве Чкаловы издавна славились силой и храбростью. Его прадед и дед были бурлаками и грузчиками, отец – мастером-котельщиком. Десятый ребенок в семье Валерий рос сорванцом, заводилой. Первый в жизни полет совершил зимой, на масленицу. Отец побился об заклад с купцом Колчиным, что сын при спуске с горы к Волге на лыжах обгонит лучшую колчинскую тройку. Дали сигнал… Валерий, отставая, принял безумное решение: свернув с дороги, помчался к обрыву и полетел с него к реке. Сломал лыжу, но пришел первым.
Мечта о небе пришла позже, когда 15-летний Чкалов служил в 4-м авиационном парке Красной Армии. За отличную службу в 17 лет был направлен сначала в Егорьевскую, затем в Борисоглебскую школу летчиков. В 1923 г. в «Стрельбоме» – Серпуховской авиашколе стрельбы, бомбометания и воздушного боя его наставником был знаменитый ас Михаил Громов. В Гатчине, куда Валерия направили после учебы, он проделал немыслимый каскад фигур высшего пилотажа, а на посадку пошел вверх колесами и выправил машину в последний момент, «притерев» ее точно у посадочного знака. Пилоты поздравляли Чкалова, а командир бригады посадил «воздушного вольнодумца» на гауптвахту.
В Гатчине он совершенствовал летное мастерство, придумал новые фигуры высшего пилотажа, в том числе знаменитую замедленную бочку, восходящий и перевернутый штопор, выполнил без остановки 250 «мертвых» петель, научил летчиков эскадрильи запускать останавливающийся мотор при выполнении фигур высшего пилотажа. А еще пролетел под аркой Троицкого моста в Ленинграде, получив заслуженное наказание.
За бесстрашную волю и летный талант Чкалова направили для участия в воздушном параде в Москве в честь 10-летия Октябрьской революции. Впервые его рискованные номера заслужили одобрение, и не кого-нибудь, а Реввоенсовета республики. Но не все одобряли их. Для этого были основания. Ведя за собой звено истребителей, Чкалов пытался пролететь между телеграфных столбов под проволокой и не заметил опасного ее провисания. Самолеты потерпели аварию. К счастью, жертв не было.
Командира звена Чкалова уволили из армии и на год отправили в Брянский исправдом. Правда, сидеть в одиночной камере пришлось всего 19 дней. Во время свидания супруга Ольга забрала просьбу Чкалова о помиловании. Его освободили досрочно.
Валерий устроился в Ленинградский Осоавиахим. Через 2 месяца его рапорт начальнику ВВС с просьбой вернуть в военную авиацию удовлетворили, зачислили в НИИ ВВС летчиком-испытателем. Там Чкалов осваивал десятки новых для себя самолетов. Ему предоставили возможность летать так, как раньше запрещали: давая самолетам и двигателям предельные нагрузки, испытывая на прочность. Он пилотировал и дальние бомбардировщики, испытывая новые тяжелые бомбы. Не обходилось без происшествий. Вблизи моря отказал мотор. Чкалов, спасая технику, с бомбами на борту произвел вынужденную посадку у самой кромки берега.
Осенью 1931 г. с Центрального аэродрома стартовал бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями на крыльях. «Этажерку» придумал инженер Владимир Вахмистров. Такого мир еще не знал. За сотни километров от аэродрома, стартовав с «авиаматки», легкие самолеты были способны вступать в бой и самостоятельно возвращаться на базу. Множество случайностей могли привести к катастрофе. В одном из полетов только хладнокровие и мастерство Чкалова в кабине одного из истребителей спасли от гибели 3 экипажа и летевшего вместе с ними генерального конструктора. После испытаний в Крыму создали специальный полк «носителей», который в 1941 г. успешно разрушал мосты через Дунай в тылу фашистов.
Талант Чкалова был замечен. Его снова демобилизовали и перевели шеф-пилотом знаменитого авиаконструктора Поликарпова, готовившего к испытаниям истребитель И-15. Зимой Чкалов сумел посадить опытный самолет, оснащенный лыжами, когда после обрыва узла крепления левая из них встала вертикально. Коснувшись земли, истребитель перевернулся, но ни летчик, ни самолет не получили повреждений.
А при заходе на посадку на опытном И-16 не выпускалось шасси. Более 30 минут летчик выполнял фигуры высшего пилотажа, давая самолету огромные перегрузки, моментами теряя сознание, но заставил шасси выйти. Чкалов верил в И-16 и сумел отстоять его от нападок теоретиков, считавших, что этот самолет сложен в управлении, не сможет выходить из штопора, а значит, бесперспективен для истребительной авиации. Испытатель опытным путем посрамил науку, сотни раз выводя самолет из штопора. Скептики говорили: «Ну что же вы хотите! Это же Чкалов! Он и на палке сможет летать и делать то же самое…» И-16 был принят на вооружение.
Чкалов «заболел» Арктикой, мечтал участвовать в фантастическом по тем временам перелете – через Северный полюс в США. В 1935 г. такую попытку предпринял полярный летчик Сигизмунд Леваневский. Но его экипажу из-за неисправности удалось долететь лишь до Баренцева моря, и самолет чуть не сгорел при посадке. Леваневский категорически отверг идею полета через Северный полюс на одномоторном самолете как слишком рискованную. Но командующий ВВС Я. Алкснис предложил это Чкалову. Почему выбор пал на истребителя, «воздушного хулигана», не знакомого со слепыми полетами на Севере, не знающего астро- и радионавигацию и радиотелеграфию? Верили в его удачу и отвагу, виртуозное мастерство и упорство.
Во время тренировочного полета Чкалов посадил тяжелый АНТ-25 с неисправным шасси, спас самолет и возможность полярного перелета.
Сначала разрешили пробный полет из Москвы на Дальний Восток. 20 июля 1936 г. в 5 часов 45 минут АНТ-25 со вторым пилотом Г.Ф. Байдуковым и штурманом А.В. Беляковым стартовал с подмосковного аэродрома. Над Баренцевым морем Чкалов просил правительственную комиссию по перелету разрешить лететь прямо в Америку, но получил отказ. Полет Москва – Шпицберген-Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск-Камчатский завершился виртуозной посадкой у самой береговой кромки острова Удд. За 56 часов 20 минут преодолено 9374 км. Мировой рекорд дальности по ломаной линии стал нашим. Экипаж удостоили орденов Ленина, звания Героев Советского Союза.
И вот утром 18 июня 1937 г. АНТ-25 с тем же экипажем с подмосковного аэродрома взял курс на Север. По настоянию Чкалова, чтобы взять максимум горючего, пошли на риск, уменьшив вес продуктов в 3 раза, снизили и запас кислорода.
Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях обледенения, постоянно меняя курс и высоту. Из двигателя стало подтекать масло. Запасы кислорода иссякали, и маска переходила к тому, кто пилотировал самолет. Закончилась вода в системе охлаждения двигателя, а в резервном бачке замерзла. Двигатель могло заклинить. В ход пошла питьевая вода и вся находящаяся на борту жидкость. Из-за сильных встречных ветров и низкой облачности топлива израсходовали больше, чем рассчитывали. Его практически не осталось, когда через 63 часа 16 минут после взлета, преодолев 8504 км, АНТ-25 сел на аэродроме в пригороде Портленда Ванкувере.
Печать и радио много дней восторженно трубили об уникальном перелете. Летчиков принял президент США Франклин Рузвельт. Американцев поразило утверждение экипажа, что через Северный полюс в Америку могут перелететь многие советские летчики. Месяцем позже экипаж М. Громова, продлив ту же трассу, установил мировой рекорд дальности беспосадочного перелета. Но в августе 1937 г. четырехмоторный самолет Леваневского, пролетев Северный полюс, бесследно исчез. И сейчас авиалайнеры не летают чкаловским маршрутом, выбирая более безопасный и длинный – через Атлантику.
Чкалова знали и любили весь наш народ и весь мир. Он стал депутатом Верховного Совета. Ему предложили возглавить Наркомат транспорта и внутренних дел. Отказался. Готовился к испытаниям нового истребителя.
15 декабря 1938 г. Чкалов поднял в воздух новую машину Поликарпова – И-180. На посадочном курсе двигатель перестал слушаться. Пилот боролся за спасение истребителя, дотянул до аэродрома, заложив крутой вираж, проскочил мимо жилого барака, но самолет крылом зацепился за столб. Летчика от удара выбросило из кабины…
Гибель Героя-легенды была искренним горем всего народа. С именем Чкалова мужало поколение асов Великой Победы. Память о нем – в названиях городов, площадей и улиц, кораблей и школ.
Комментарии