search
main
0

Как интересно быть первопроходцами

Наша школа стала участником пилотного проекта по апробации новых образовательных стандартов начального общего образования, поэтому, набирая первые классы в прошлом учебном году, учителя готовились к чему-то новому и неизведанному. Сейчас, спустя год, можно с уверенностью сказать, что для детей обучаться по новым стандартам интересно и увлекательно, а педагогам включение в работу по ФГОС НОО позволило значительно повысить свой профессиональный уровень, овладеть современными педагогическими технологиями, в том числе информационными.

Начиная работать в рамках эксперимента, учителям пришлось многому учиться: одни курсы приходили на смену другим. Постоянные встречи с коллегами и разработчиками, круглые столы, ста-жировочные площадки. Глядя на учителей первых классов, все остальные учителя-предметники понимали, что ждать, пока новые стандарты коснутся тебя, нельзя – нужно действовать сейчас. Поэтому мы создали школьные курсы по освоению компьютерной грамоты, созданию веб-сайтов. Педагоги разбились на мини-группы, а учителя информатики Юлия Савельева и Олег Ситников стали их наставниками. Успех не заставил себя ждать: 98% педагогов покорили Интернет и создали свои веб-страницы, причем кто-то сайт разместил на портале социальных образовательных сетей, кто-то сконструировал собственный.

Освоив пространство Интернета, педагоги с его помощью стали находить единомышленников в социальной сети работников образования, в сети творческих учителей, на различных интернет-порталах. Общение в сетевых сообществах дало им возможность найти ответы на многие волнующие вопросы, проявить свою активность и повысить профессиональную подготовку, участвовать в дистанционных конкурсах, обмениваться опытом.

Поменялись и формы проведения школьных педагогических советов: на них мы стали проигрывать ситуации, показывать мастер-классы, сообща искать пути решения. Выросло количество взаимопосещений уроков для их дальнейшего анализа, изменилась и подготовка к уроку: все активнее используются интернет-ресурсы, мультимедийные продукты, вместо конспекта учитель готовит технологические карты, своеобразные сценарные планы, которые предоставляют ему большую свободу и определяют последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока преобладают групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Постепенно учитель превращается в организатора учебной деятельности обучающихся, учит их самостоятельно добывать знания. открывать их, пользуясь различными источниками информации. Поэтому на каждом уроке используются исследовательский или проектный методы обучения.

Я не могу сказать, что все легко и просто, ведь учителю приходится тратить на подготовку к урокам намного больше времени, чем в предыдущие годы, но любая усталость про-

ходит без следа, когда видишь горящие глаза детей, радуешься их результатам и достижениям, чувствуешь поддержку их родителей.

Подчеркну, что педагоги нашей школы выделяют компе-тентностный подход не только в работе с детьми, но и с родителями. Время показало, что родители и учителя должны быть коллегами в обучении и воспитании детей, соучаствовать в управлении школой. Поэтому мы как можно больше вовлекаем родительскую общественность в образовательный и воспитательный процессы. Это и работа управляющего совета, и активное участие родителей в общешкольных мероприятиях, и создание документальных фильмов по результатам совместных поездок, и активное посещение уроков. Содружество школы и родителей действительно получается, и, несомненно, это радует. Изменилась и форма проведения собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Анна Махонова для более эффективного сотрудничества в формате «учитель -ученики – родители» предлагает родителям разделиться на несколько групп, каждая группа – это укрупненная семья, в любой момент приходящая на помощь друг другу, у всех групп есть свои задания к внеклассным мероприятиям, которые воспитанники и их родители всегда проводят вместе. Ирина Ключарева придерживается принципа сменного родительского комитета: все родители делятся на 3-4 группы, каждая группа выполняет функции родительского комитета определенное время, разрабатывая в свой временной промежуток мероприятия и организуя жизнь класса.

Классам, работающим в инновационном режиме, было выделено информационное пространство в Интернете, где зарегистрированы педагоги и дети, которое полностью доступно родителям. Там размещены методические материалы, справочная литература, презентации уроков, внеклассные мероприятия, фотографии с экскурсий. Во время карантина 2010-2011 учебного года в этом пространстве размещали задания для обучающихся. Такая информационность и открытость помогают в работе с родителями: возникает меньше недоразумений и непониманий, все вопросы решаются оперативно.

В работе с родителями большую роль играет электронный дневник. Наш дневник размещен в бесплатной образовательной сети «Дневник.ру».

Это не просто дневник, где родитель может посмотреть задание или оценку, это своеобразная внутренняя социальная сеть, с помощью которой родитель может в любой момент связаться с учителем или другим родителем, посмотреть медиа-теку, словари или виртуальные уроки, создать группу для общения, поучаствовать с ребенком в конкурсах. В электронном дневнике у каждого класса есть свой сайт, где размещаются различные файлы, фото, объявления, у каждого ребенка есть своя личная страница, где он создает электронный портфо-лио, а у родителей есть и личная страница, и общая – родительская. Радует, что все чаще появляются родители в школе, и не только чтобы встретиться с педагогами, а чтобы получить помощь по освоению электронного продукта. Дневник помог нам создать единую социально-образовательную среду, сделать работу с родителями более продуктивной.

Электронный портфолио имеет не только каждый педагог нашей школы, но и многие обучающиеся. Самые активные – это наши первопроходцы новых стандартов, первоклассники. Создание электронного портфолио ученика -проект, который помог сделать сотрудничество с родителями более тесным. Наши педагоги-организаторы разработали рекомендации и предложили макеты портфолио в виде презентации, которые размещены на сайте школы (http://obrazsreda.sch425.edusite.ru/p6aa1.html) и в электронном дневнике. Это тесная работа всех участников образовательного процесса. Ребенок выбирал работы, фотографировал или сканировал вместе с родителями или воспитателем ГПД, а затем все вместе заполняли готовый макет или придумывали свой. Оказалось, что многие родители, несмотря на юный возраст, не владеют навыками работы с презентацией, вот тогда и приходил на помощь родительский комитет: тот, кто стоял во главе группы, становился тьютором для других. Они несли ответственность за все семьи своей группы. Те дети, которые не имеют дома компьютера, выполняли работу в группе продленного дня под руководством воспитателя или родителей-тьюторов. Интересно, что, увидев на открытом уроке, как ребенок смог за короткое время создать на компьютере открытку, родители решили тоже доказать, что они смогут придумать что-то интересное для портфолио своего ребенка.

Несомненно, очень важно вовлекать в образовательный процесс школы всех родителей без исключения, это поможет им лучше понять и раскрыть возможности своего ребенка, осознать, что обучение по новым стандартам – это развивающее, познавательное, а еще очень увлекательное дело. Считаю, что стандарты помогли нам перейти к более активным формам работы, развить многие компетенции всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов и родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте