Художественный руководитель Большого Детского хора радио и телевидения Михаил Елисеев рассказал о пользе вокала для детей и подростков, о том, стоит ли петь мальчикам, если начинает «ломаться голос», как подобрать педагога по вокалу и развить творческие способности ребенка. Он также поделился историями и наблюдениями из собственной практики, из творческой жизни хора.
– Михаил Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о вашем творческом коллективе.
– Наш хор известен уже больше 50 лет. Мы состоим в структуре ВГТРК и принимаем участие в теле- и радио-постановках. У нас обширный репертуар: от всеми известных песен Александры Пахмутовой, Давида Тухманова, Юрия Чичкова до современных детских композиторов и поэтов – Гельсят Шайдуловой, Татьяны Боковой. Также на занятиях и академических концертах обязательно стараемся исполнять классику: Чайковского, Рахманинова, русские народные песни и т.д.
Дети не только учатся петь, но и изучают сценическое движение. У нас есть танцевальная подготовка. Ведь картинка на экране не должна быть статичной – мы ставим красивые номера. Дети выступают с известными артистами и группами, поэтому подготовка разносторонняя. У нас есть четыре хоровых группы по возрастам: дошкольная – с 5 до 7 лет, младшая – с 7 до 9, средняя – с 9 до 12, и старшая – с 12 до 16 лет.
– В каких мероприятиях принимает участие хор?
– Хор очень много выступает. Из самых известных площадок – «Государственный кремлевский дворец», теле- и радиопостановки, новогодние елки, концерты эстрадных звезд, большие праздники, международные фестивали и т.д. Больше всего выступлений приходится на лето, ведь в течение года дети учатся в общеобразовательных и музыкальных школах, в спортивных секциях – они чрезвычайно активные и много успевают. Конечно у нас есть сформировавшийся костяк солистов среди участников коллектива, которые получают сольные партии. Новенькие дети к ним тянутся. Есть среди детей здоровая конкуренция – добрая, со взаимоподдержкой.
– Какая у вас в коллективе направленность по вокалу?
– Наша направленность – детская. Мы не делим детей на академические и эстрадные направления. Детское пение отличается от взрослого – оно открытое и честное. У детей маленькие связки и легкие, они поют в силу своих возможностей. Можно допустить ошибку, если, как сейчас популярно, к примеру, отправить ребенка шести лет на эстрадный вокал – на таких занятиях педагог сразу начинает ставить определенную позицию и тембр. Считаю, что это неверный подход. Детям нужно дать возможность развиваться в своем ритме, не «ломая природу».
Вообще нужно наблюдать за собственными детьми. Бывает так, что ребенок любит слушать хорошую эстрадную музыку и автоматически перенимать манеру пения, либо наоборот – академическую, ведь детям свойственно подражать. Голос сам подстраивается и принимает манеры исполнения. Дальше родителям нужно только направить ребенка. Затем включаются педагоги, прививают хороший вкус, предлагают попробовать разные стили исполнения.
– С какого возраста можно начинать заниматься?
– Вокалом необходимо начинать заниматься с момента осознанности своих действий ребенком. А вот заниматься пением (именно детским пением в хоре, сольно и т.д.) – как ребенок сам запел, так и заниматься: бывает и с 3 лет, а бывает и с 6–7, все индивидуально. Как таковых возрастных рамок нет.
– Правильное пение улучшает физическое состояние?
– Да, за счет правильного певческого дыхания легкие лучше «омываются» воздухом, что способствует улучшению кровообращения в организме и, как следствие, усилению иммунитета. Вокал увеличивает объем легких, насыщает организм кислородом, поднимает настроение и даже способствует улучшению настроения.
– Помимо физического здоровья, наверно и для уверенности в себе пение полезно?
– Несомненно. Дети чувствуют себя комфортно на сцене, вырабатываются лидерские качества и уверенность в себе. Благодаря комплексному творческому развитию дети вырастают успешными. Пение задействует интеллект, ведь ребенок должен совместить движение с пением. Развивается мультизадачность. И если детей грамотно учить вокалу, то они быстро и ярко раскрываются как личности и как артисты.
– А как обстоят дела с мальчиками, у которых начинает «ломаться» голос?
– Раньше у мальчиков в 14 лет начинали ломаться голоса, сейчас это зачастую намного раньше происходит. На данный момент у нас в коллективе есть три молодых человека в старшей группе, у которых «ломаются» голоса. При этом ребята продолжают ходить заниматься.
– Не опасна ли такая практика?
– Если нет индивидуальных предписаний врачей, то занятия наоборот даже пойдут на пользу, при условии, что мальчик давно занимается в хоре. Правильное и аккуратное пение во время мутации способствует более мягкому протеканию процесса. Конечно, каждый случай индивидуален, но в целом пение полезно для всех.
– Существуют ли ограничения в питании, если ребенок занимается вокалом?
– Только непосредственно перед занятиями. Перед пением нельзя есть семечки, орехи, шоколад, Нежелательно употреблять бананы, йогурты, кислое, острое и очень соленое.
– Куда после хора идут дети?
– В «свободное плавание». К сожалению, мало тех, кто после выпуска из хора идет в творческую специальность. Из моих наблюдений таких всего 5 %. Меняются интересы. Бывает и такое, что взрослея, ребенок понимает, что петь не хочет. Так часто складывается, когда дети поют ради желания родителей. Родительские амбиции зачастую не дают детям возможности самим определиться, чего они хотят. А бывает напротив – ребенок несколько лет сидел стеснялся, отмалчивался, был эдакой «серой мышкой», и тут ему предоставляется шанс попробовать спеть. Он вдруг раскрывается, выстреливает и становится супер-звездой.
Поэтому, мы как педагоги, ведем каждого ребенка индивидуально, наблюдаем и пытаемся помочь раскрыться. А вокал, так или иначе, поможет детям в будущем (при условии, что они действительно сами хотят заниматься), даже если они не примут решения связать свою жизнь с певческим искусством.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» писало о пользе пения для детей, о том, как вокал улучшает иммунитет и формирует ораторские способности.
Также мы писали о пользе компьютерных игр для детей: как правильно подобрать игры, с какого возраста можно начать играть, и какую пользу они несут. Мнением поделился эксперт в области киберспорта.
Комментарии