search
main
0

Как формируются смыслы. Эта тема стала центральной на конференции по повышению грамотности школьников и проблемам преподавания русского языка и литературы

Сегодня русский язык занимает 3‑е место в мире, на нем говорят многие народы мира. Если быть более точным, то более полумиллиарда населения земного шара говорит на нашем языке. Тем не менее уже давно наметилась тревожная тенденция его утраты, в первую очередь в бывших республиках Советского Союза. Кроме того, вызывает тревогу и уменьшение количества русских школ за рубежом. Большое влияние на сложившуюся ситуацию оказала и глобализация, которая поспособствовала соперничеству языков в разных сферах коммуникации.

По словам ректора МГУТУ им. К.Г.Ра­зу­мов­ского (ПКУ), председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и как следствие снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. Современная школа находится в поисках ответов на вопросы: как привить учащемуся вкус к образованию, как научить его получать удовольствие от учебы, как создать возможности научиться учиться, развивать любознательность?Также одной из проблем популяризации русского языка является практически полное отсутствие новых интерактивных технологий и мультимедийных продуктов для обучения русскому языку и его продвижения. Стоит отметить, что это происходит на фоне глобального доминирования иноязычных зарубежных программ в сфере открытого образования.Ассоциация содействия образованию казаков «Объединенный центр казачьего образования» при поддержке МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) по заказу Минобрнауки России организовала мероприятия в рамках государственного праздника День русского языка, которые прошли в восьми федеральных округах и двадцати субъектах Российской Федерации.Также в рамках празднования Дня русского языка с 19 по 21 июля состоялась научно-практическая конференция «Повышение грамотности школьников и проблемы преподавания русского языка и литературы», на которой обсуждались тенденции в методике преподавания русского языка, вырабатывались новые подходы к содержанию российского образования в сфере изу­че­ния русского языка. Работа на площадках конференции была направлена на совершенствование у руководителей и педагогических работников образовательных организаций навыков формирования у обучающихся культуры речи, а также на совершенствование методики преподавания русского языка в ситуации естественного билингвизма.За три дня конференции педагоги из регионов России поделились опытом по решению проблем сохранения ценностей русского языка, поделились своими разработками в области методики преподавания русского языка и литературы. Доктор филологических наук, профессор, директор Международного научно-методического центра по изучению литературного наследия М.А.Шолохова Наталья Котовчихина отметила, что современная действительность бросает вызовы созданию единого коммуникативного пространства. Они заключаются в том, что в некоторых республиках Российской Федерации и странах ближнего зарубежья русский язык и русская культура не занимают столь важного места в жизни людей, как это было прежде. Второй не менее существенной причиной является то, что молодежь мало читает, не знает ни собственных авторов (в национальных республиках), ни русских писателей, по­этому не понимает, какую огромную роль сыграли русские классики в формировании единого коммуникативного пространства. Обе эти причины иногда приводят к возникновению национальной вражды, так как люди, не знающие менталитета другой национальности, воспринимают обычаи и культуру другого народа как чуждые им. Поэтому столь актуальным сегодня должно быть изу­че­ние творчества писателей разных национальностей, которые любили и знали родной язык и родную культуру, и культуру других народов.По словам заместителя директора Федерального института оценки качества образования доктора педагогических наук Юлии Лях, ключевая задача изу­чения русского языка и литературы в школе – это приобщение к российскому литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.Кроме того, считает Юлия Лях, системе образования сегодня необходимо думать о том, как формируются смыслы: «Основное, что должно стоять в центре системы образования, – это ценности, потому что без них теряется наше чувство сущности. Важно, чтобы человек сформировал понимание самого себя, а потом мира вокруг себя, а уже сверх этого можно надстраивать какие-то навыки, изобретения, коммуникации, сотрудничество, культурные навыки».Выступая на конференции, Валентина Иванова подчеркнула: «Необходимо четко понимать, что школа должна формировать в детях в первую очередь чувство принадлежности, патриотизм – это желание служить своей стране, своей семье, своему сообществу. И, конечно, таких предметов, как литература и русский язык, это касается в первую очередь».Эксперты высказали критические замечания по поводу преподавания русского языка и литературы на филологических факультетах. «Русский язык в некоторых планах бакалавриата отлучен от литературы, а курса фольклора нет вовсе: начиная изучать литературу, будущий русист не узнает ничего о фольклорных жанрах, с которых начиналась любая история литературы», – отметила доктор культурологии, профессор Наталья Шафажинская. Фольклор, художественная литература, история русского языка уникальны в плане отражения национального и культурно-языкового развития народа, поэтому и незаменимы в преподавании.Кроме того, на конференции были подняты вопросы региональных аспектов языковой политики в Российской Федерации и сохранения ценностей русского языка как основы государственности России. Также в рамках празднования Дня русского языка были проведены мастер-классы, дискуссионные площадки, круглые столы и курсы повышения квалификации для педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте