Сегодня русский язык занимает 3‑е место в мире, на нем говорят многие народы мира. Если быть более точным, то более полумиллиарда населения земного шара говорит на нашем языке. Тем не менее уже давно наметилась тревожная тенденция его утраты, в первую очередь в бывших республиках Советского Союза. Кроме того, вызывает тревогу и уменьшение количества русских школ за рубежом. Большое влияние на сложившуюся ситуацию оказала и глобализация, которая поспособствовала соперничеству языков в разных сферах коммуникации.
По словам ректора МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ), председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и как следствие снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. Современная школа находится в поисках ответов на вопросы: как привить учащемуся вкус к образованию, как научить его получать удовольствие от учебы, как создать возможности научиться учиться, развивать любознательность?Также одной из проблем популяризации русского языка является практически полное отсутствие новых интерактивных технологий и мультимедийных продуктов для обучения русскому языку и его продвижения. Стоит отметить, что это происходит на фоне глобального доминирования иноязычных зарубежных программ в сфере открытого образования.Ассоциация содействия образованию казаков «Объединенный центр казачьего образования» при поддержке МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) по заказу Минобрнауки России организовала мероприятия в рамках государственного праздника День русского языка, которые прошли в восьми федеральных округах и двадцати субъектах Российской Федерации.Также в рамках празднования Дня русского языка с 19 по 21 июля состоялась научно-практическая конференция «Повышение грамотности школьников и проблемы преподавания русского языка и литературы», на которой обсуждались тенденции в методике преподавания русского языка, вырабатывались новые подходы к содержанию российского образования в сфере изучения русского языка. Работа на площадках конференции была направлена на совершенствование у руководителей и педагогических работников образовательных организаций навыков формирования у обучающихся культуры речи, а также на совершенствование методики преподавания русского языка в ситуации естественного билингвизма.За три дня конференции педагоги из регионов России поделились опытом по решению проблем сохранения ценностей русского языка, поделились своими разработками в области методики преподавания русского языка и литературы. Доктор филологических наук, профессор, директор Международного научно-методического центра по изучению литературного наследия М.А.Шолохова Наталья Котовчихина отметила, что современная действительность бросает вызовы созданию единого коммуникативного пространства. Они заключаются в том, что в некоторых республиках Российской Федерации и странах ближнего зарубежья русский язык и русская культура не занимают столь важного места в жизни людей, как это было прежде. Второй не менее существенной причиной является то, что молодежь мало читает, не знает ни собственных авторов (в национальных республиках), ни русских писателей, поэтому не понимает, какую огромную роль сыграли русские классики в формировании единого коммуникативного пространства. Обе эти причины иногда приводят к возникновению национальной вражды, так как люди, не знающие менталитета другой национальности, воспринимают обычаи и культуру другого народа как чуждые им. Поэтому столь актуальным сегодня должно быть изучение творчества писателей разных национальностей, которые любили и знали родной язык и родную культуру, и культуру других народов.По словам заместителя директора Федерального института оценки качества образования доктора педагогических наук Юлии Лях, ключевая задача изучения русского языка и литературы в школе – это приобщение к российскому литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.Кроме того, считает Юлия Лях, системе образования сегодня необходимо думать о том, как формируются смыслы: «Основное, что должно стоять в центре системы образования, – это ценности, потому что без них теряется наше чувство сущности. Важно, чтобы человек сформировал понимание самого себя, а потом мира вокруг себя, а уже сверх этого можно надстраивать какие-то навыки, изобретения, коммуникации, сотрудничество, культурные навыки».Выступая на конференции, Валентина Иванова подчеркнула: «Необходимо четко понимать, что школа должна формировать в детях в первую очередь чувство принадлежности, патриотизм – это желание служить своей стране, своей семье, своему сообществу. И, конечно, таких предметов, как литература и русский язык, это касается в первую очередь».Эксперты высказали критические замечания по поводу преподавания русского языка и литературы на филологических факультетах. «Русский язык в некоторых планах бакалавриата отлучен от литературы, а курса фольклора нет вовсе: начиная изучать литературу, будущий русист не узнает ничего о фольклорных жанрах, с которых начиналась любая история литературы», – отметила доктор культурологии, профессор Наталья Шафажинская. Фольклор, художественная литература, история русского языка уникальны в плане отражения национального и культурно-языкового развития народа, поэтому и незаменимы в преподавании.Кроме того, на конференции были подняты вопросы региональных аспектов языковой политики в Российской Федерации и сохранения ценностей русского языка как основы государственности России. Также в рамках празднования Дня русского языка были проведены мастер-классы, дискуссионные площадки, круглые столы и курсы повышения квалификации для педагогов.
Комментарии