ТвОрог или ТворОг? По срЕдам или по средАм? СеребрЯНый или серебрЕННый? Многим – и отнюдь не только нерадивым школярам – ведомы такие сомнения. «Я ни спициалист но знаю то что это нармально» – подобная безграмотность в соцсетях, увы, распространенное явление. Хотя бы одного такого френда (или френда френда френда) имеет даже самый отчаянный отличник. Я уже не говорю о том, что извиняться, если ты нечаянно задел прохожего, сейчас стало не очень принято. Может быть, если бы с детства нас окружали специальные службы и сервисы, которые учили бы, как правильно говорить и вести себя, то всем нам жить стало бы лучше и приятнее? Так считают студенты и педагоги высшей школы, которые представили свои проекты по продвижению «великого и могучего» на прошедшем недавно в Рязани II Всероссийском форуме русского языка, посвященном наследию академика Измаила Срезневского.
Хотим научиться общаться!
Форум, организованный Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина при поддержке Минобрнауки России и Правительства Рязанской области, не похож на остальные. Ведь его цель, как обозначено официально, – продвижение русского языка как фундаментальной основы национальной идентичности в молодежную среду путем активного вовлечения обучающихся в научно-просветительскую и проектную деятельность. Это значит, главными на этой встрече были студенты — именно для того, чтобы оценить и затем представить широкой общественности их проекты по продвижению русского языка, сюда приехали авторитетные эксперты из Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, Института русского языка имени В.В. Виноградова Российской академии наук и Московского государственного областного университета. В итоге в Рязань съехались студенты 23 вузов из 21 региона и восьми федеральных округов страны.
В рамках форума для них провели мастер-классы, лекции, проектные мастерские. Но основным событием стали, конечно, презентации 31 проекта, разработанного студентами и студенческими авторскими коллективами. Они были отобраны по итогам экспертизы, проведенной координационным советом форума, из 57 проектов. Из них эксперты выбрали пять лучших работ.
В том числе — проект второкурсницы-филолога Галины Сирцевой из Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета. Она организовала кружок для младшеклассников «Хочу научиться общаться», где стала знакомить ребят с правилами общения, формулами речевого этикета и нормами, регулирующими социальные отношения в обществе. Ведь научиться вежливо и позитивно общаться со сверстниками и взрослыми важно именно в детстве, тогда это входит в привычку, в плоть и кровь.
– Идея создания кружка родилась, когда в октябре 2016 года мы, второкурсники, Севастопольского государственного университета пошли на пассивную практику, – поделилась с «Учительской газетой» Галина. – Учитель младших классов попросила меня провести внеурочное мероприятие, на котором нужно было рассказать о хороших манерах. Пригодилось то, что у нас с научным руководителем, доцентом СевГУ Еленой Викторовной Хоменко, как раз был в разработке сборник правил и упражнений «Правила поведения и общения в различных ситуациях». Кроме того, мы нашли мультсериал «Уроки хороших манер». Вместе с учителем провели классный час, ребята заинтересовались, их привлекли яркие картинки и интересные серии мультфильма.
Вскоре и у других классных руководителей начальной школы возникла идея сделать серию таких занятий о правилах хороших манер и речевого этикета. Был организован общий кружок из 20 человек. Важно, что это были не просто рассказы. Мальчики и девочки проигрывали коммуникативно-ситуативные упражнения (КСУ), близкие к реальным ситуациям. Как известно, проигрывание ролей в ходе игры способствует освоению ролей социальных – а это важная задача воспитательной работы в начальной школе.
Кружок действовал в течение трех месяцев и многое дал ребятам. Их речь стала заметно богаче, а взаимоотношения – более ровными и дружелюбными.
Думается, КСУ и сборник заданий и упражнений «Правила поведения и общения в различных ситуациях», разработанные студенткой и ее научным руководителем, – весьма ценный продукт, который может пригодиться многим учителям.
– Сборник пока находится в разработке и постоянно пополняется, – говорит Галина Сирцева. – Мы планируем его издать и использовать не только в начальной школе, но и в среднем звене.
Ежедневно с 16-ти до 18-ти
В Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова замахнулись на еще более масштабный, но столь же прикладной проект — благодаря его участникам в Ярославле уже с 2012 года действует «Служба русского языка». Студенты бакалавриата и магистратуры факультета филологии и коммуникации ЯрГУ консультируют граждан, у которых возникли вопросы в области ударения, орфографии, пунктуации и прочих спорных моментов, по телефону. Причем, ежедневно с 16 до 18 часов в будние дни. Помимо этого в газете «Ярославский регион» функционирует рубрика выпускницы факультета филологии и коммуникации Татьяны Ждановой «Как это сказать», в которой рассказывается о русском языке и его особенностях. Это, конечно, большой планомерный труд. Руководят этим по-настоящему гуманитарным и просветительским проектом декан факультета филологии и коммуникации Марина Владимировна Шаманова и доцент кафедры общей и прикладной филологии Анна Александровна Талицкая.
По словам организаторов, появление «Службы русского языка» обусловлено очевидным снижением общего уровня грамотности населения России, и, с другой стороны, повышением интереса к вопросам русского языка и культуры речи, эффективной коммуникации в различных речевых ситуациях, что не может не радовать.
Студенты-филологи не только отвечают на поступающие вопросы, но и обрабатывают имеющиеся материалы деятельности службы и определяют наиболее распространенные вопросы.
Интересно, что у службы за несколько лет работы появились уже свои ежегодные традиции. Например, для всех желающих в Международный день грамотности (8 сентября) на базе факультета филологии и коммуникации проводится диктант. А в Международный день родного языка 21 февраля студенты университета пишут эссе о родном языке. Также проводятся различные мероприятия о русском языке по заявкам школ.
Но у проекта не только узкофункциональные задачи. Одна из перспективных целей проекта – изучение реального уровня владения нормами русского языка жителей Ярославля и области, определение актуальных вопросов культуры речи и создание благоприятной речевой среды в регионе. Радует, что для расширения возможностей «Службы русского языка» и привлечения более молодой аудитории вскоре планируется создание сайта.
Путеводитель по лингвистической Москве
Разумеется, было бы странно, если бы на форуме, посвященном памяти выдающегося лингвиста, среди проектов-победителей не было работ, направленных на популяризацию просветительской деятельности замечательных ученых-филологов. Яркий тому пример — работа студента второго курса факультета русской филологии Историко-филологического института Московского государственного областного университета Владислава Бéрезнева. Совместно с научным руководителем, профессором кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ Олегом Викторовичем Никитиным, он разрабатывает интерактивную лингвокраеведческую карту-путеводитель, посвященную одному из наиболее ярких московских лингвистов XIX века академика Федору Буслаеву.
– Я считаю свой проект важным и актуальным сейчас, – говорит Владислав, – поскольку, с одной стороны, все больше людей стало интересоваться научными и культурными событиями XIX-XX веков, известными личностями того времени, а с другой – по очень точному замечанию исследователя Владимира Макарова о русских лингвистах: «А кто, кроме самих языковедов, знает у нас об их творчестве? О вкладе языковедов в развитие нашей общей отечественной культуры? Не стала ли лингвистика наукой узкокорпоративной, кабинетной?».
Уже есть пробная версия интерактивной карты, где отмечены места, связанные с учебой, работой, семейной жизнью и профессиональной деятельностью Буслаева, с установлением точных дат и указанием соответствующих событий. По словам создателей, постепенно количество персоналий будет увеличиваться, но работа эта сложная, требующая много времени и сил, а также привлечения других специалистов, в частности, программистов и краеведов.
Может ли стать проект интересным широкой публике и возыметь по-настоящему просветительский, а не узкий научный характер? Авторы проекты верят в это. Они мечтают заинтересовать педагогов, школьников, студентов и просто любителей русской культуры новым направлением в гуманитарных исследованиях – лингвистическим москвоведением, которое предполагает изучение биографий крупнейших отечественных лингвистов. Воспитанию чувства любви и уважения к русскому языку, его прошлому, к историко-культурным памятникам будет способствовать прикрепление персоналий к конкретной территории, исследование местных особенностей и семейных легенд.
Авторы проекта предполагают, что в конце 2018 года помимо карты появится также интернет-портал «Лингвистическое москвоведение: география биографий», а главное, будут разработаны экскурсии, например: «Федор Иванович Буслаев в Москве», «Владимир Иванович Даль в Москве», «Шахматовская Москва», «Московский лингвистический кружок», «По ушаковским местам столицы». Глядишь, имена выдающихся ученых-филологов обретут заслуженную известность наряду со своими коллегами в областях естественных и точных наук.
P.S.
По итогам II Всероссийского форума русского языка была принята резолюция. В ней есть любопытные рекомендации органам власти, в частности, Минобрнауки России. Так, филологи считают, что государству необходимо развивать практику альтернативных ЕГЭ выпускных и вступительных испытаний, включая оценку владения устной и письменной речью; чаще проводить молодежные языковые смены, филологические лагеря с привлечением к изучению русского языка молодежи зарубежных стран; повышать уровень речевой грамотности государственных и муниципальных чиновников; способствовать в регионах созданию системы справочных служб и консультирования населения по вопросам русского языка и речевой культуры. Подобная служба, напомним, уже успешно существует и ее опыт был представлен на форуме.
Комментарий
Владимир Аннушкин, профессор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации риторики, эксперт II Всероссийского форума русского языка:
– Форум русского языка в Рязани, посвященный академику И.И. Срезневскому – замечательная инициатива вполне конкретных людей – сотрудников, преподавателей Рязанского государственного университета и, прежде всего, участников Студенческого научного общества исследователей наследия академика И.И. Срезневского, руководит которым Нина Васильевна Колгушкина, директор университетского Музея И.И. Срезневского, заслуженный учитель России. Вообще все, что ни делается сегодня благородного и полезного для нашего образования, рождается вдохновением и дерзновением подлинных профессионалов, которые рождают интересные идеи и способны претворить их в жизнь. И вокруг таких инициаторов собираются люди.
В Рязань теперь едут и ученые – участники международных форумов русистов, воодушевленных именем выдающегося лексикографа, и студенты – им интересно выступить со своими первыми опытами научных исследований, и руководители образовательных структур – для того, чтобы воспринять и оценить возможности научно-педагогического «добро-делания».
Ученых-исследователей вдохновляет возможность прикоснуться к культурно-историческому наследию Срезневского, дух которого – с его безусловной любовью к русской языковой старине, преданностью культуре русского слова – незримо присутствует в конференционных собраниях… И обратите внимание, что инициаторами этого действа стали не столичные научные учреждения с их большими возможностями собирать людей, а рядовой (или теперь уже не рядовой?) город, каких казалось бы много. И это значит, что возможности научно-организационного творчества сегодня неизмеримы и располагают к реализации в любом месте и времени – было бы желание.
Особо следует сказать о молодежи, которая должна напитываться подлинным вкусом и требовательным стилем в построении научных докладов и их обсуждении. Именно такую обстановку строгой доброжелательности мы пытались обеспечить с подлинными мастерами научного и педагогического труда – профессором МГОУ и МГУ им. М.В. Ломоносова Олегом Викторовичем Никитиным и ведущим научным сотрудником Института русского языка им. В.В. Виноградова Маргаритой Ивановной Чернышевой. Глаза студентов светятся благодарностью за искреннюю критику, которая рождается взаимной любовью к филологической науке и готовностью служить нашему великому и дивному языку.
Фото Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Комментарии