search
main
0

Как это по-русски? Школьники из стран СНГ и Балтии проверили свои знания великого и могучего

Ведущий риторического конкурса, обаятельнейший Владимир Аннушкин воззвал к морю любопытных насмешливых юных глаз: – Повторяйте за мной: я знаю, что я… – Ничего не знаю, – подхватил игру зал. – Но тот, кто знает, что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто ничего не знает, и не знает, что он ничего не знает, – завершил «молитву», сопровождаемую хором ребячьих голосов, Владимир Иванович. Зав. кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации, как и другие его коллеги из Государственного института русского языка имени Пушкина, сделали все, чтобы недавно прошедшая в их стенах IV Международная олимпиада школьников по русскому языку стран СНГ и Балтии превратилась в фейерверк, праздник. Ей-богу, на соревнование нужно было пригласить депутацию из Госдумы. Не только потому, что с «великим и могучим» у парламентариев серьезные проблемы, но и потому, что, пока они бесплодно спорят, организаторы и участники олимпиады решают вполне государственные задачи – способствуют популяризации русского языка и выстраивают новые дружеские отношения с бывшими республиками Советского Союза.

И делают это легко и вдохновенно. Так, даже скучные обычно письменные экзамены на знание школьного курса русского языка, которые составили два основных тура олимпиады, были расцвечены нестандартными, просто-таки поэтическими заданиями. Например: «Вот стихотворение «Корова». Его написала юная поэтесса, влюбленная в слова, чувствующая Слово…

Вся пятнится, серебрится,

Молоком грозит пролиться,

Туча с рожками идет,

Тучным голосом ревет.

Какие средства создания образности использовала поэтесса?»

А уж конкурсы третьего тура – «Юный поэт», «Юный чтец», «Юный оратор» – и вовсе были призваны раскрыть по-юношески щедрую одаренность ребят, приехавших в Москву на олимпиаду. Вот темы для ораторских выступлений: «Есть только одна врожденная ошибка – это убеждение, что мы рождены для счастья (Шопенгауэр). А для чего?», «Добро должно быть с кулаками (Куняев). Добро? С кулаками?», «Что такое современный «homo computerus»? Каким делает человека компьютер?», «Может ли русский язык быть «национальной идеей»?» Тут и многие депутаты Госдумы сели бы в лужу, но школьники бросились на сложные темы со всем максимализмом и страстью отрочества. И в ответ родили свои категорические императивы и провокационные вопросы:

– Не все люди рождены для счастья.

– Душа разлагается, если останавливается в полете.

– Каждый день перед тобой стоит вопрос: жить или не жить…

– Не похоже ли меценатство на покупку индульгенции – вот я какой хороший, не только Мамоне служу?

– Сильные личности предпочитают правду, слабые тешат себя иллюзиями.

Честное слово, следить за их дискуссиями – а все ораторы подвергались критической проверке со стороны других конкурсантов – было куда увлекательнее, чем смотреть интеллектуальные шоу на нашем телевидении. Школьникам 9-11-х классов – победителям региональных конкурсов и национальных олимпиад по русскому языку – в отличие от многих наших публичных культурных деятелей, оказалось, действительно есть что сказать.

Больше всего поразил меня Коля Катальников из украинского города Макеевка (пригород Донецка). На конкурсе юных поэтов его вообще встречали аплодисментами, как рок-звезду. И недаром: Николай не только прочел свои вполне зрелые философские стихотворения, но и сыграл за роялем отрывок из рок-сюиты собственного сочинения. По собственным словам, Коля разрывается между увлечением музыкой (закончив музыкальную школу и прозанимавшись 2 года композицией, он создал группу, играющую «симфорок»), математикой (заканчивает физико-математический лицей) и поэзией (уже вышло 2 сборника стихов, пишет с 11 лет). Но и это еще не все: юноша всерьез заинтересовался политологией и даже выиграл премию Малой академии наук в Донецке своим сочинением про деструктивные секты.

– Главная проблема моей жизни в том, что я не могу выбрать, чем заниматься! – признался нам 15-летний Николай, которому мы посоветовали, если хватает юных сил и получается, делать все параллельно.

Не менее блестяще выступила Колина соотечественница Лена Смирнова. Она столь убедительно и эмоционально произнесла речь в защиту книги, что никто из ошеломленных слушателей даже не спросил ее, почему в качестве увлекательного чтения для подрастающего поколения наряду с Паоло Коэльо и Карлосом Кастанедой девушка рекомендует и Фридриха Ницше.

– А как же «Слабого подтолкни»? – после выступления решила я сыграть роль интеллектуального провокатора.

– Вы знаете, это его выражение можно толковать по-разному, – нашлась Лена. – Я его понимаю так: в ходе честной борьбы сразить своей эрудицией более слабых соперников. В любом случае образованному человеку нужно знать Ницше.

Ярко выступил и Владислав Порицкий из Белоруссии, помимо победы в двух основных турах олимпиады показавший таланты и как артистичный поэт, и как виртуозный оратор. Чем сразил, несмотря на типичную внешность «ботаника», своих потенциальных конкурентов-сверстников. Так, на конкурсе риторов Владик взял да и замахнулся ни много ни мало на тему, над которой размышляли еще юные Пушкин с Кюхельбекером в Царскосельском лицее, – «Бессмертие есть цель человеческой жизни». В ходе выступления школьник без труда доказал, что человечеству стоит претендовать не на физическое (оно к этому морально не готово), а на духовное бессмертие. А на тут же заданный ироничный вопрос, неужели он лично не хочет телесного бессмертия, ответил так же молниеносно и обдуманно – «Нет».

– Разве что в вашей памяти, – под бурю одобрительных восторгов добавил оратор.

Между прочим, Владик – белорус, однако, как сам признает, думает, пишет и общается со сверстниками он на русском. А вот Аня Михеева из латвийского Даугавпилса, как и большинство участников олимпиады, – русская и учится в русском лицее. Но латышский язык знает так хорошо, что даже победила на соответствующей олимпиаде. Как и на соревновании по русскому языку. Благодаря таким, как они, ребятам и их родителям, двуязычие с обязательным русским – пока еще распространенная ситуация для стран СНГ и Балтии. Вопрос в том, сохранит ли свои позиции и выживет ли вообще русский язык в бывших республиках Советского Союза. Этому и способствуют по мере сил организаторы Международной олимпиады по русскому языку – Федеральное агентство по образованию и Госинститут русского языка имени Пушкина – при содействии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и МИДа России. Дай Бог, чтобы ситуация во всех странах – соседях России для всех ее бывших граждан была столь же ненапряженной, как в Даугавпилсе.

– У нас в городе нет притеснения русских, – заверила нас та же Аня Михеева. – Я совершенно спокойно учусь, мне никто не мешает.

В общем, глядя на юных, красивых, умных и по-хорошему амбициозных представителей поколения Next (а может быть, «homo computerus», как пошутили организаторы олимпиады), хочется верить в то, что русский язык не перестанут понимать в странах бывшего СССР. Больше того – веришь, что его знание станет престижным, а образ России – притягательным не только для русскоязычных. Ведь несомненно, что участники олимпиады – будущая интеллектуальная элита родственных нам стран, и от них совсем скоро во многом будет зависеть отношение к России. Тем более что, по признанию юных знатоков русского языка, большинство из них собираются жить и работать на благо своих государств даже после учебы в нашей стране.

Такой шанс – право поступить без экзаменов на филологический факультет в любой вуз России, и прежде всего в Государственный институт русского языка имени Пушкина – получили пять абсолютных победителей IV Международной олимпиады школьников по русскому языку стран СНГ и Балтии. Кроме уже знакомого нам Владислава Порицкого из Белоруссии, это его соотечественница Полина Довнар, Ольга Андрейчук из Эстонии, Екатерина Лысенко из Украины и Тамара Останина из Казахстана. Остальным 78 участникам досталось не менее ценное – общение друг с другом и упоение от постижения все новых граней одного из самых удивительных языков мира.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте