Очень хочется, чтобы педагог был прежде всего примером хорошей речи, яркой, образной, живой, богатой и, разумеется, правильной. Это первое. Во-вторых, прекрасно, когда учитель-словесник (и не только словесник) знакомит своих учеников с примерами современной (что немаловажно!) образцовой речи: это могут быть не только спектакли, творческие вечера артистов, писателей, но и внимание к публикациям и живым выступлениям (видеолекциям) ярких журналистов, общественных деятелей, ученых (например, проект «Академия» на канале «Культура», интернет-журнал «Постнаука» и др.). Наконец, это включение учеников в деятельность, требующую совершенствования речевого мастерства, умения излагать свои мысли правильно, последовательно, логично и ярко. Это могут быть защиты своих проектов, дебаты, конкурсы ораторского мастерства, театральные и риторические студии и многое другое. Главное, чтобы учащиеся ощутили потребность во владении хорошей речью, осознали полезность уроков словесности и тех навыков, которые они могут приобрести.
В то же время ответственность за грамотность русской речи ученика несут и учителя других предметов, поскольку хорошая и грамотная речь – это форма, в которой учащийся представляет свои знания о предмете. Для всего школьного обучения характерна так называемая метапредметность, что означает невозможность изолированного изучения того или иного предмета: история невозможна без литературы, обществознания, биология – без химии, физики, а иногда и математики, все точные и естественные науки требуют от учащегося культуры мышления и умения правильно излагать свои мысли в сжатой форме, доказывать свою точку зрения, формулировать выводы, знать определения терминов и оперировать терминологией… То же самое можно сказать и о русском языке, изучение которого не ограничивается только рамками предмета и урока: лексический запас учащихся, навыки аргументации, научное мышление развиваются преимущественно на других предметах, но средствами русского языка.Современная подготовка педагога (а также программы повышения квалификации) всегда включает такие дисциплины, как культура речи, риторика, педагогическая риторика, поэтому учитель уже обладает необходимой теоретической базой. Возможно, не всем педагогам хватает мастерства, практических навыков, но даже учитель ОБЖ или математики – это в первую очередь учитель, педагог, носитель норм литературного языка.Отдельная тема – многоязычие в классе. Все зависит от конкретного класса и конкретной картины многоязычия.Если это многоязычие в национальном регионе Российской Федерации, то в классе будут дети, владеющие русским языком как родным, и дети, владеющие русским языком как вторым (родным), выросшие и воспитывающиеся в среде норм, традиций русскоязычного общества. Или это класс в обычном российском городе, в котором учатся как школьники, для которых русский язык родной, так и дети мигрантов, прибывших в Россию из стран СНГ или дальнего зарубежья? Каков возраст учащихся?Прежде всего педагогу нужно провести диагностику учащихся, определить, какие трудности возникают у них: влияние родного языка на письменную речь, ограниченный лексический запас. Эти трудности обусловлены влиянием родного языка, влиянием просторечия или связаны с несформированностью общеучебных умений и навыков (например, низкая словарная культура, неумение самостоятельно прочитать задание, понять его и правильно выполнить, сложности при пересказе текста и др.), особенностями развития ребенка?Если в классе есть учащиеся, чей уровень владения русским языком сильно отличается от уровня всего класса, то для них целесообразна организация дополнительных занятий (элективный курс русского языка для группы: наверняка с подобными трудностями будут ученики в параллельных классах, возможно, чуть старше или чуть младше), в рамках которых организовать целенаправленную работу по усвоению системы русского языка. Для остальных учащихся необходимы дополнительные задания (задания с иным уровнем сложности) на базе основного материала. Очень важно, чтобы на занятиях по русскому языку уделялось внимание не только письму (и формированию навыков орфографии и пунктуации), но также чтению (расширению поля воспринимаемого текста, совершенствованию навыков чтения в зависимости от установки), восприятию звучащей речи, говорению. Очень важна лексическая и словообразовательная работа.Наталья БЕЛОВА, начальник Центра обучения русскому языку как иностранному, к. ф. н., доцент
Комментарии