search
main
0

Как это делать. Создание учебных ситуаций на уроке

«Одна из угроз, подступивших к нам вплотную, состоит в том, что каждое новое образование не хочет ни на что опираться». Это слова одного из учителей-новаторов середины XX века, основоположника липецкого метода Константина Александровича Москаленко. Почему сегодня они так актуальны? Нередко приходится слышать от учителей: «Много говорят о том, что работать по новым стандартам надо. Да мы и не против… Но так хочется услышать и понять, как это делать!» Внедряя новые стандарты, в поиске новых форм и слов для обозначения этих новых форм не забыли ли мы о том, что в методике все уже придумано?

Вот небольшой, но очень показательный пример. В 60-е годы прошлого века Константин  Москаленко предположил, казалось, вполне очевидное: можно построить урок таким образом, чтобы ученик качественно усваивал знания, учитель при этом управлял процессом обучения и видел его результаты. Так сложился новый тип урока – объединенный урок. Элементы структуры и принципы занятия по липецкому методу: поурочный балл, смена видов и форм работы, иной характер домашних заданий (домашняя работа должна помогать развитию творческих способностей ученика, его любознательности), подготовка учителем разнообразного дидактического материала до урока (записи на классной и переносных досках, тексты, задачи и примеры, наглядные пособия) для освобождения времени на уроке для наблюдения за работой учащихся и руководства учебным процессом, отказ от опроса в начале урока и от вставания учащихся с мест, чтобы не тратить драгоценное время урока… Определен и самый эффективный метод усвоения нового материала – метод беседы, основанный на наблюдениях учащихся и ранее усвоенных ими знаниях.Очень жаль, что идеи липецкого опыта упрощались. Попытка внедрить его по всей стране, подобно насаждению кукурузы,  была обречена на провал: нельзя хорошо делать то, что не понимаешь, не принимаешь, берешь только внешнее – поурочный балл и так называемые комментированные упражнения независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащегося.Радует, что какие-то приемы, формы работы творчески работающие учителя используют и сегодня, и многие из них вполне соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода, требованиям новых стандартов.Создание учебных ситуаций на уроке – особой единицы учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично запоминают, – тоже требование времени. Учебной ситуацией является, например, выполнение задания составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса, выполнение практической работы и т. д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, то есть приобретает некоторые способности (см. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=448). В методике накоплен опыт, позволяющий учителю понять, что лежит в основе учебной ситуации и ее разновидности – проблемной ситуации. Жаль, что основательные и доступные для учителя работы написаны все в те же 70-80-е  годы прошлого века (см., например, Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М. : Знание, 1985. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983 и ряд других работ). Не стоит заблуждаться, полагая, что любой вопрос, заставляющий ребенка думать, можно назвать проблемной ситуацией, например: Каковы причины образования муссонов-пассатов? Закономерно ли появление в литературе нового литературного направления? Определите характер Пунических войн (примеры из книги И.А. Ильницкой).Эти вопросы и задания требуют лишь воспроизведения определенных фактов, информации. Знания и готовые способы решения задач могут стать средствами дальнейшего движения мысли лишь в том случае, если учитель организует собственную работу учащихся.  Даже в тех случаях, когда ученикам сообщаются готовые обобщения и способы действия, необходимо подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования.Предлагаю проанализировать примеры создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы. Авторы некоторых примеров – участники конкурса методических разработок «Сто друзей», проводимого «Учительской газетой». Для создания учебных ситуаций используются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, приемы игровой технологии.Урок литературы в 7-м классе, посвященный рассказу Р.Брэдбери «Каникулы», построен с помощью приемов технологии развития критического мышления – на разных этапах урока это позволяет создавать учебные ситуации (автор – Татьяна Александровна Михеева, Копейск Челябинской области). На стадии вызова учитель применяет прием прогнозирования темы рассказа через связь с жизнью с помощью кластеров (гроздьев). Просит учащихся записать свои ассоциации к слову «каникулы». Затем дети рассуждают, о чем будет рассказ. Ситуация создается с помощью столкновения житейских представлений и нового знания.Эпиграфом к уроку становятся слова самого автора: «В истории человечества все начинается с мечты». К этим словам следует обратиться  еще раз в конце урока, происходит «приращение смысла» высказывания, учащиеся сопоставляют свои мысли, возникшие до и после прочтения текста.По ходу чтения (прием «чтение с остановками») дети заполняют таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписывают фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дают объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали (прием «двойной дневник»).При обобщении темы «Мягкий знак после шипящих» учитель (Ирина Александровна Штеркель, Копейск Челябинской области) тоже предлагает использовать приемы технологии развития критического мышления. На этапе актуализации (или систематизации) знаний учащимся предлагается заполнить таблицу (прием «верные/неверные утверждения») до и после чтения учебно-научного текста по теме урока.При чтении учебно-научного текста используется такой прием, как «инсерт» – разметка текста при чтении, где особыми значками помечаются предложения, мысли: «u» – уже знал,   «+» – новое,    «-» – думал иначе,  «?» – есть вопросы.Вот так может выглядеть работа учащегося (чтобы не включать сам текст, я соединила наблюдения в таблице):Изучение новой для учащихся 6-го класса орфограммы «Гласные в суффиксах -к/-ик существительных» учитель (Татьяна Борисовна Половкова, Новосибирск) начинает с помощью игровых технологий с расшифровки карты острова Сокровищ (учащиеся на фрагментах карты получают задания, позволяющие повторить актуальные орфограммы), а затем «размытая карта» открывает послание Флинта с пропусками. Чтение послания позволяет учащимся самим сформулировать тему урока.«Дорогой дружоч…, ступив  на  бережоч… острова  Ямайка,  я спрятал  клад. Но найти  его  сможет  не каждый  умн… Заветный  ларч… находится  к  югу  от  водопада Данс Ривер. Там находится  тропический  сад, в  котором растет  огромный  бамбук. С  северной  стороны  от  него  вырой  яму. И там ты обнаружишь  ларч…, набитый  дублонами, испанскими  песетами  и  серебряными  слитками. Желаю удачи! Флинт».Анализ слов с пропусками позволяет учащимся подойти к следующему этапу – созданию алгоритма написания существительных с суффиксами -ек/-ик, работа по созданию алгоритма развивает умения знаково-символического моделирования.Алгоритм «Как правильно написать суффикс существительного»Еще один прием – создание условий для практической работы учащихся с текстом (автор – Нина Алексеевна Семилейская, ст. Каневская Краснодарского края). Учитель предлагает ситуацию: «Вы режиссер молодежного театра «Поиск». Актеры очень талантливы, но постановка комедии «Горе от ума» дается с трудом. Вы стремитесь работать с каждым актером отдельно, учите видеть своего героя… Попробуйте!Молчалина играть трудно. Он очень неоднозначен: то робок, тих, покорен, то высокомерен, развязен, откровенно циничен. Все эти метаморфозы (перемены) актеру нужно показать в позе, жесте, мимике. Ваш же актер стремится подчеркнуть приниженность героя, его стремление выслужиться.«Не то, не так!» – заявляете вы, посмотрев действие 3, явление 3. Объясните актеру, как он должен преобразиться, когда играет своего героя без маски смирения. Ведь ум Молчалин ценить не умеет, а у Чацкого «по службе неуспех». Алексей Степанович куда больше успел за три года, он чувствует свое превосходство, берется даже поучить жить Чацкого». Ремарок в этом явлении нет. Напишите их.Лучше всего запоминается то, что открыл для себя сам, поэтому надо включить ученика в  процесс добывания знаний, их «порождение заново» и предложить создать проект – учебник по русскому языку нового типа «Просто о сложном» (автор – Лариса Михайловна Жуковец, Казань Республики Татарстан). В этом учебнике будут собраны правила в занимательной форме – в виде стихов, сказок, рисунков, анекдотов. Например, дает задание: нарисовать «домики для жителей» 1-го, 2-го и 3-го склонения имен существительных и сочинить о жильцах стихи. «В первом доме из окошка // Смотрят тетя, дядя, кошка», «На втором строении Окошко – загляденье. // Нет в нем никого, не жди, //  Прямо к третьему иди», «А над третьим ночь-полночь, // Спит там дочь, и тихо брошь //  Тащит мышь к себе под печь. //  Тишь…» При обсуждении вопроса создания учебных ситуаций с учителями города Рязани копилка тех приемов, с помощью которых можно создать учебные ситуации, пополнилась еще одним – «ромашка вопросов Блума» (предложение Елены Александровны Игнатовой, учителя русского языка и литературы средней школы №46). При изучении темы «Односоставные предложения» учитель предлагает нарисовать с учащимися ромашку, каждый лепесток которой имеет свой определенный вопрос:Простой вопрос: почему такие предложения называются односоставными?Уточняющий вопрос: из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?Практический вопрос: найдите в тексте односоставные предложения.Оценочный вопрос: нужны ли односоставные предложения в речи и почему?Творческий вопрос: составь текст, состоящий только из односоставных предложений.Один из принципов  липецкого метода  – изменение характера домашних заданий (домашняя работа должна помогать развитию творческих способностей ученика, его любознательности). Домашнее задание тоже можно представить в виде учебной ситуации, задачи для учащихся. Например, после изучения хода сражений войны 1812 года на одном из обобщающих уроков можно предложить учащимся задание: используя знания российской истории, дайте  краткое толкование известной метафоре Наполеона:  «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву,  я поражу Россию в самое сердце». Ответ оформите в виде опорного конспекта, схемы, таблицы.Для выполнения задания учащимся потребуются знания и по истории, и по географии, и по русскому языку. А представление своего ответа в виде схемы или таблицы потребует сформированных метапредметных умений. Вариант выполнения задания:А вот как можно организовать процесс поиска знаний на уроке географии в 6-м классе (проблемную ситуацию предлагает и описывает Елена Николаевна Давыдова, Сочи Краснодарского края).Важная практическая  работа по географии в 6-м классе – определение географических координат по картам и глобусу. Тема сама по себе сложная, для выполнения учащимся необходимы хорошая математическая база, пространственное воображение.Учитель предлагает проверить полученный по атласам результат вычисления координат города Москвы (округленную цифру: 56 градусов северной широты) с помощью Интернета, на доске появляется запись: Москва: 550 45* 20** с.ш., 370 37* 48** в.д.   Как прочитать эту запись правильно?  Желающих много, но правильного ответа нет. Вот уже и проблемная ситуация возникла: что же это все означает?  Начинается активный  поиск эффективного способа решения, выстраивание цепи рассуждений с выдвижением гипотез.Учитель предлагает одному из желающих попробовать свои силы в расшифровке записи, отправиться за дверь на пару минут. Это действие вызывает восторженное недоумение и еще больший интерес к тому, что будет дальше. После этого кратко объясняется принцип прочтения такой записи  географических координат.  Здесь все как в часах: один градус равен 60 минутам, 1 минута равна 60 секундам.  Следовательно,  первая цифра в записи московских координат остается без изменений, это градусы. Дальше ребята сразу же прочитывают: 37 минут 48 секунд северной широты. Долгота читается уже совсем легко – по образу и подобию широты.Наступает  пора приглашать ученика.  Прежде чем сделать это, учитель спрашивает: «Как можно подсказать верный ответ?» Дети дают хороший совет: на доске нарисовать часы, обычный циферблат. Вошедший замирает у доски, и все ждут, что же он скажет.  Всем очень хочется помочь, ведь можно задавать наводящие вопросы. Спрашивают: «Что вообще показывают часы?», «Как ты говоришь, сколько времени, если тебе нужно сказать очень точно?». Отвечает правильно. Предлагают попробовать сравнить запись координат с точным временем. И тогда рождается абсолютно правильный ответ.На экран проецируются точные координаты нескольких городов, учащиеся стараются читать координаты грамотно, повторяя, таким образом, то, что стало известно только что.И тут, на волне интереса, можно предложить новое задание: показать на карте, где находится известная морякам всех стран, всем географам и путешественникам Золотая точка планеты. Вопрос услышали, ответа пока нет, за дверь (для раздумий и догадок) можно отправить двоих, можно было бы и весь класс – все хотят туда, где ничего не слышно,  зато можно себя проверить, испытать, преодолеть стеснение и опасение ответить неправильно,  в игре ведь ничего не страшно…С учащимися обсуждаются версии: Золотая точка планеты должна быть очень необычной,  с необычными координатами. Быстро находится ответ: 0 градусов широты и 0 градусов долготы, и эта точка расположена в Гвинейском заливе у берегов Африки. Как можно подсказать тем, кто сейчас должен найти ответ?  Предложений много, а решение принимается не совсем обычное: на доске делаем запись по-английски: golden, point, Guinea, Gulf, Africa…Приглашаем в кабинет ребят, предлагаем разобраться со словами. Осталось только найти Гвинейский залив на карте и показать точку с нулями. В такие минуты урока возникает проблемная ситуация, когда ученики  осознают противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний. Понимание противоречия вызывает  потребность в усвоении новых знаний, способе или условиях выполнения действия. Очень важно, что дети  не просто под диктовку (с экрана, с доски)  записали в тетради цифры и дополнительные сведения, чтобы выучить наизусть, выучить это невозможно, если не понимаешь сути.  Не хотелось бы, чтобы всплеск интереса к созданию учебных ситуаций на уроках стал лишь реакцией на требования новых образовательных стандартов и «модной штучкой». Также не хотелось бы повторения ситуации с липецким методом, чтобы «везде и повсеместно». Лучше как у классика: «С чувством, с толком, с расстановкой». Учитель, создавая учебные задачи разного типа, должен организовывать деятельность учащихся таким образом, чтобы: 1) обеспечивать понимание ими материала, а не просто запоминание информации; 2) стимулировать учащихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий; 3)  организовывать сотрудничество учителя и ученика, учеников между собой; 4) развивать интеллектуальные умения и творческие способности учащихся. В нашей методике нам есть на что опираться. Надо не потерять это ощущение твердой и надежной почвы под ногами, чтобы движение к тому, что мы считаем новым, было в верном направлении.​Ирина ДОБРОТИНА, научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО, эксперт конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте