search
main
0

Как ЕГЭ сдают в тех странах, которые наши реформаторы берут за образец?

Многие педагоги не скрывают, что продолжают оставаться активными противниками ЕГЭ. Но им всякий раз говорят: весь мир сдает единый государственный. Так ли это? И вообще, какие экзамены сдают школьники за рубежом, заканчивая школу и поступая в вузы? На эти вопросы отвечает директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД РФ В. Кеняйкин.

Необходимое условие для поступления в британский вуз – наличие свидетельства о среднем образовании продвинутого уровня (GCE – Advanced level). Зачисление на дневное отделение проходит по конкурсу на основании содержащихся в свидетельстве баллов по меньшей мере по трем дисциплинам из школьной программы. Вуз самостоятельно устанавливает набор дисциплин, необходимых для поступления на конкретный факультет. Специализированные вузы требуют наличия в свидетельствах профильных предметов и имеют право устанавливать дополнительные испытания по предметам, отсутствующим в программе средней школы. Внеучебные достижения абитуриента приветствуются, но являются факультативными, не играющими ключевой роли в вопросе его зачисления.

Вступительных экзаменов как таковых не существует. В зависимости от выбранной абитуриентом дисциплины сдача выпускного экзамена за среднюю школу может предполагать прохождение теста или написание эссе. В случае если по какой-либо дисциплине абитуриент не добирает баллов, он имеет право позднее пересдать ее. С января 2004 года снят запрет на пересдачу экзамена на свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня более одного раза – теперь этот экзамен можно пересдавать до тех пор, пока ученик не будет удовлетворен своими оценками. Заявления о приеме на обучение абитуриенты рассылают в несколько университетов в порядке своего предпочтения за год до окончания школы. Вузы заранее начинают отслеживать успехи потенциальных студентов, консультируясь с их непосредственными преподавателями. Заявления направляются не напрямую, а через службу приема в университеты и колледжи (иСА8).

В Швеции отсутствует система единого национального экзамена. Прием абитуриентов в вузы осуществляется по предъявлению свидетельства об окончании школы/гимназии, в котором выставлены оценки успеваемости лица по предметам, входившим в его учебную программу. Вместе с тем для повышения шансов быть принятым в вуз абитуриент может сдать платный национальный университетский тест, который разработан Шведским национальным агентством по высшему образованию. Результаты теста действуют в течение пятилетнего срока. Возможность пересдачи национального университетского теста существует. Школьные оценки успеваемости становятся главным критерием при поступлении абитуриентов в шведские вузы.

Колледжи и университеты обладают правом проводить дополнительные испытания абитуриентов, как правило, в виде тестов, собеседований или даже жеребьевки в зависимости от конкретной программы обучения и количества претендентов.

Абитуриенты учебных заведений, подготавливающих специалистов в области искусства, спорта и военного дела, в обязательном порядке проходят особые испытания. При поступлении в академию художеств, к примеру, требуется предоставление определенного количества художественных работ.

Японская образовательная система предполагает, что по окончании школы ученики сдают зачеты по пройденным дисциплинам, обычно в форме письменных тестов, результаты которых вносятся в аттестат о среднем образовании. Проведение единого государственного экзамена не предусмотрено. Набор в высшие учебные заведения проходит в две стадии. Первая представляет собой тестирование абитуриентов на базе созданной в 1990 году независимой государственной организации «Национальный центр по проведению вступительных экзаменов в вузы» (полученные по итогам школьного курса оценки успеваемости принимаются к сведению, но не признаются в качестве результатов вступительных испытаний). Как правило, оно включает в себя пять предметов: японский язык, математика, обществоведение, естествознание и иностранный язык.

На второй стадии абитуриенты проходят дополнительное тестирование на базе учебного заведения (содержание данных испытаний определяет сам вуз), при этом в обязательном порядке пишется эссе по профильной теме. Баллы, полученные по результатам указанных двух тестов, суммируются и становятся основным критерием при принятии решения о зачислении в вуз. На завершающем этапе проводится собеседование, в ходе которого подробно обсуждаются результаты тестов и содержание эссе.

В случае если абитуриент не получил достаточного количества баллов для поступления в выбранный им университет, он имеет право предоставить в приемную комиссию подписанное директором своей школы ходатайство-рекомендацию, которая может быть учтена при окончательном рассмотрении вопроса о приеме на обучение. Кроме того, остается возможность зачисления в вуз по итогам повторного анализа приемной комиссией поданных документов и ряда дополнительных собеседований, в ходе которых решается вопрос о возможности обучения в конкретном учебном заведении. Однако подобная схема применяется довольно редко.

Вступительные экзамены как таковые в США отсутствуют, а решение о зачислении в вуз принимается комиссией на основании целого пакета документов, который абитуриент за шесть-девять месяцев до начала учебы направляет в адрес университета.

Подача заявления о приеме зачастую представляет собой длительный и сложный процесс. Для этого используется стандартная анкета (Common Application), в которой указываются не только сведения об успеваемости в школе, но также подробные данные о различных достижениях и наградах (победах на олимпиадах и конкурсах, самостоятельных творческих работах, курсах дополнительного обучения), участии в общественной жизни, интересах, хобби и многое другое. К заявке прикладываются эссе на свободную или заданную тему, позволяющее выделить самых талантливых школьников, две рекомендации учителей, помогающие судить о способностях и прилежании, копии имеющихся сертификатов и дипломов. В отдельных случаях необходимо также прохождение собеседования.

Основополагающим критерием при приеме в вуз становятся результаты общенациональных стандартизированных экзаменов, самый распространенный из которых – Тест академических способностей (SAT, Scholastic Aptitude Test). Экзамен разрабатывается некоммерческой организацией Совет колледжей США (U.S. College Board), объединяющей около 3 тысяч учебных заведений, и проводится на платной основе семь раз в год. Существуют два его варианта: SATI (или SAT Reasoning Test) и SAT II (или SAT Subject Tests).

SAT I состоит из трех крупных разделов, оценивающих способности к математическому мышлению, навыки критического чтения и умение излагать свои мысли. За каждый раздел начисляется от 200 до 800 баллов, поэтому максимальная оценка составляет 2400 баллов.

SAT II носит более прикладной характер и проверяет знания в области конкретных дисциплин, как то: история, биология, химия, физика, математика, обществоведение – и, как правило, используется университетами, применяющими более строгие критерии отбора. В то время как одни институты конкретно указывают, тесты по каким предметам необходимо пройти, другие могут предоставить право выбора абитуриенту.

Большинство заданий в экзамене представлены в виде вопросов с многовариантными ответами (за исключением раздела в SAT I на умение излагать свои мысли, который также включает написание эссе). Результаты испытания направляются напрямую в университеты, заранее указанные абитуриентом. При этом ученик вправе сдавать тест до тех пор, пока не получит устраивающее его количество баллов (зачастую экзамен впервые сдается в 10-м классе, а затем, после дополнительной подготовки, в последний год обучения).

Высшие профессиональные учебные заведения в ФРГ (Fachhochschule, в 2009 г. их насчитывалось по стране 140) в отличие от других германских вузов, прежде всего университетов, не дают классического академического образования, не наделены правами присваивать научные степени. Процесс обучения в них обычно на 2-3 года короче, чем в университетах. Профвузы самостоятельно определяют правила приема, число обучающихся в них студентов. Экзамены для поступления в эти вузы, как правило, не проводятся, устраивается лишь собеседование. Единый национальный экзамен наподобие российского нововведения ЕГЭ в ФРГ не практикуется. Основное требование для зачисления абитуриентов – успешная сдача экзаменов в средней школе, то есть конкурс аттестатов, получение которых обязательно, как правило, и для иностранцев. В то же время существуют ограничения набора на факультеты по определенным специальностям для сбалансирования «спроса и предложения».

При поступлении в профвузы абитуриенты подают заявления установленной формы с указанием своих предпочтений по той или иной профессиональной специализации. Для начала учебы в летнем семестре документы необходимо подать к 15 января, в зимнем – к 15 июля. Определенные привилегии при поступлении в профвузы имеют выпускники технических лицеев, а также лица с ограниченными физическими возможностями.

В последнее время в ФРГ реализуется программа, нацеленная на увеличение доли высших профессиональных учебных заведений в системе германского высшего образования. Предполагается, что к 2015 году в них будут учиться до 50% студентов всех вузов страны (сейчас 440 тыс. из 1,9 млн студентов).

В Канаде не существует единой национальной системы образования. Развитие образования находится в ведении провинций. Не существует единого национального экзамена в какой бы то ни было форме. Послешкольное образование платное для всех категорий граждан, а также для иностранцев. Оценки успеваемости в школе признаются в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения. Ограничений по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании абитуриента для зачисления в колледж или университет, нет.

При поступлении в канадские вузы приоритет может быть отдан абитуриентам, активно вовлеченным в волонтерское движение, участвующим в деятельности неправительственных общественных организаций, а также имеющим спортивные достижения.

Аттестацию вузов проводят органы управления образованием. Несмотря на то что, как правило, дополнительное тестирование уровня подготовки абитуриентов по профильным предметам не предусмотрено, существует практика особых испытаний для поступающих в некоторые учебные заведения, например, осуществляющие подготовку в области искусства и спорта, а также военные вузы.

В КНР система единого государственного экзамена (ЕГЭ) для поступления в высшие профессиональные учебные заведения была введена в 1977 году. К сдаче ЕГЭ, который проводится одновременно на всей территории страны один раз в год, допускаются лица, успешно сдавшие единый государственный экзамен по программе полного среднего образования или получившие образование, соответствующее полному среднему.

Обязательными предметами для тестирования стали китайский язык, математика и английский язык, четвертый – по выбору учащегося из гуманитарных наук (география, история, общий политический курс) или естественных (химия, физика, биология). В проведении национального экзамена используются тестовая форма, а также развернутые письменные задания (например, сочинения, эссе). Если результаты не удовлетворяют экзаменуемого, разрешено пересдавать экзамен без ограничений в последующие годы (на платной основе). Оценки успеваемости в школе и результаты единых выпускных школьных экзаменов (при условии положительной их сдачи) не признаются в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения. Абитуриенты ограничены в числе выбираемых вузов. Им разрешается выбрать 4-6 вузов из различных категорий в соответствии с градацией, определяемой Министерством образования КНР. При этом, как правило, определиться с вузом необходимо до экзаменов, при заполнении заявления на участие в ЕГЭ. Вместе с тем в некоторых провинциях разрешается выбирать вузы после сдачи экзаменов и до опубликования результатов, а в некоторых и после получения итоговых баллов.

Каждый вуз самостоятельно определяет проходной балл и количество мест для абитуриентов. При этом некоторые ведущие вузы страны (на данный момент 80) обладают правом проводить дополнительные собеседования и экзамены (как правило, письменный экзамен и устное собеседование), успешное прохождение которых дает абитуриенту определенное количество очков, добавляющихся к итоговому баллу ЕГЭ.

Для поступающих по специальностям в области искусства и спорта проводятся дополнительные испытания в виде творческих конкурсов, прослушиваний для музыкантов, сдачи физических нормативов. Дополнительные испытания, а также собеседования для поступающих в ведущие вузы, как правило, проводятся до ЕГЭ.

Все льготы, а также результаты дополнительных экзаменов, собеседований или олимпиад переводятся в очки, которые добавляются при подсчете итогового балла на ЕГЭ.

Во Франции с 1808 года действует система единого национального экзамена в тестовой форме (проводится органами государственного образования) для получения диплома о полном среднем образовании (диплом бакалавра), дающего право поступления в государственные вузы.

Абитуриенты могут направлять с 20 января через Интернет (сайт «Admission Post») в различные вузы до 36 заявок на обучение (не более 12 по каждой его форме), расположенных в порядке предпочтения избранной специализации, месту обучения, вида диплома. Каждая конкретная заявка должна быть подтверждена до 20 марта, изменения приоритетностей на их листе допускаются до 4 июня. Распечатанные досье направляются в выбранные вузы до 2 апреля. Ответы поступают по Интернету с 10 июня по 18 июля, затем идет период административного зачисления абитуриентов в учебные заведения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте