Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

Как добиться лидерства России на международных олимпиадах?

Учительская газета, №22 от 1 июня 2021. Читать номер
Автор:

Команда российских школьников обновила абсолютный рекорд Азиатской олимпиады по физике. Сборная России из 8 человек завоевала 8 золотых медалей, достигнув максимально возможного результата. Что обеспечило грандиозный успех и какие шаги необходимо предпринять, чтобы подобных достижений на международном уровне стало больше? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Для того чтобы добиться столь высоких результатов, нужно, чтобы в стране существовала четко отлаженная система поиска и отбора талантливых ребят, которые способны проявить себя в том или ином направлении. Светлых умов в России, слава богу, хватает, главное – уметь их находить, поддерживать и развивать. Чтобы таких детей довести до победы, нужна команда профессионалов. Тут как в спорте – от физических данных человека зависит многое, однако без тренера, способного превратить этот алмаз в бриллиант, вероятность того, что он станет чемпионом, крайне мала. Конечно же, для всего этого нужны средства, причем именно государственные, потому что подготовка сборной, которая будет представлять целую страну, – задача чрезвычайно важная и ответственная. Деньги нужны, например, для выездов в летние и зимние лагеря, где, собственно, и происходит обучение команд, для материального стимулирования участников процесса и многого другого. Если система хорошо отлажена и работа с талантливыми ребятами поставлена на поток, результат вполне предсказуем – он выражается в первых местах и золотых медалях.
То, что наши сборные по тем или иным предметам достигают больших успехов, говорит, что в России эта система пока еще работает. Но в Китае, например, она работает еще лучше. Значит, нам есть на кого равняться.

А еще не стоит забывать о главном: точно так же, как без массового спорта невозможен спорт больших достижений, без качественного массового образования нет перспектив добиться чего-либо на олимпиадах по физике, математике, биологии и в любом другом предмете.

Вадим МУРАНОВ, финалист конкурса «Учитель года России»-2009, преподаватель физики:

– Очень рад за успехи наших ребят! Прежде всего это говорит о том, что еще способна земля Российская Платонов и Невтонов рождать. Также это красноречивое доказательство того, что не все профессионалы-учителя ушли из системы образования. Еще есть шанс все восстановить. Правда, для этого нужно не только гнаться за подобными достижениями, а всерьез и с умом заняться развитием системы образования в целом.

Успех нашей сборной должен быть известен широкой общественности. Таким детям, а также всем способным ребятам необходимо создавать условия для дальнейшего развития и реализации своих идей. Только так можно прекратить утечку лучших российских умов за рубеж.

Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, доцент кафедры управления образовательными системами и кадровым резервом Института развития образования Краснодарского края, учитель года Кубани-2000:

– У нас традиционно сильная физико-математическая школа. В сельской школе, где я работал, были ребята, которые входили в сборную России по физике и астрономии, и большую помощь нам оказывали преподаватели КубГУ, МФТИ, МГУ. Эти вузы предоставляли для подготовки ребят свои лаборатории, учебную литературу, преподаватели консультировали. Итог – мой ученик завоевал золотую медаль по физике в Индонезии. Наша сборная стала второй в общем зачете.

Подготовка к олимпиадам – это целая система работы с одаренными детьми.

Андрей БАРАШЕВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, директор Информационно-методического центра образования, Ростов-на-Дону:

– Любое высокое достижение – результат прежде всего долгой и упорной работы. Работы индивидуальной и командной, тренера и ребят. У нас слово «тренировка» ассоциируется скорее со спортом, с регулярными трудными упражнениями. Но не случайно преподавателей олимпиадных команд называют тренерами, ведь им необходимо гармонизировать атмосферу в коллективе, состоящем из талантливых ребят, одновременно формируя индивидуальный маршрут для каждого человека. Как и в спорте, путь к таким победам – путь ограничений, когда все свободное время тратится на дополнительную подготовку, путь побед над самим собой.

Павел УРАЗОВ, учитель физики Дзержинской школы Каширского района, Воронежская область:

– Думаю, что такого успеха мы добились благодаря слаженной работе всех участников образовательного процесса – учеников, родителей, учителей и тренеров нашей сборной.

Следует отметить, что развитие олимпиадного движения – важная часть работы Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование». Если раньше у детей была возможность поучаствовать только один раз в год во Всероссийской олимпиаде школьников, то теперь министерство предлагает большое разнообразие олимпиад на протяжении всего года. Благодаря этому у детей формируется опыт, который помогает им в дальнейшем. Сейчас как на региональном, так и на федеральном уровнях созданы все условия для развития одаренных детей. Например, образовательный центр «Сириус» в Сочи круглый год приглашает детей и учителей на профильные смены, где с ними работают лучшие преподаватели страны. Мои ученики были на таких сменах и возвращались с прекрасными эмоциями, большим желанием учиться и еще раз попасть в «Сириус». Уверен, нас ждут новые победы, которыми будет гордиться вся страна.

Татьяна К., учитель физики, Великий Новгород:

– Сейчас в России растут поколения детей, четко мотивированные на достижения в определенной узкой сфере. Это может быть какой-то вид спорта, искусства или науки, в котором ребенок видит финансовый и личный успех в будущем. Выбрав для себя цель, ученики идут к ней. Учителя мотивированы тем, что за победы своих подопечных получают денежные бонусы. Но в большей степени такие победы отражают упорный труд самого ребенка. Чтобы побед стало больше, на мой взгляд, необходимо развивать сеть бесплатных профильных интернатов. Порой великие таланты пропадают в провинции.

Ольга БЕЛОВА, доцент кафедры вакуумной и компрессорной техники МГТУ им. Н.Э.Баумана, руководитель направления «Энергетика» программы «Шаг в будущее»:

– Победители олимпиад – это элита, причем победители на всех уровнях. В олимпиадников необходимо вкладывать средства, выстраивать систему подготовки еще в начальной школе, готовить тренерский штаб, совершенствовать методики. Также необходимо понимать, что, например, высокие результаты по физике невозможны без такой же подготовки по всем естественно-научным дисциплинам, особенно по математике.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:

– Наши участники международных олимпиад по математике, физике, химии, а также программисты всегда занимали высокие места. Успех закономерен. Подготовка к олимпиадам такого уровня – особое направление деятельности. Основой для будущих побед наших ребят на международных олимпиадах должно быть повышение среднего уровня естественно-математического образования, изменение программ начальной школы в направлении формирования у учеников логического мышления.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt