search
main
0

Как дети землю открывали

Изучение географии увлекательнее приключенческих романов

География – предмет, полный сюрпризов. Во всяком случае в рязанской школе №72, где преподает Ольга ИВЛЯНОВА. Ее ученики уже в пятом классе знают, какие народы и этнические группы населяют территорию России. А все потому, что у Ольги Николаевны на уроках может произойти все что угодно. В начале урока вдруг упадет и рассыплется на части висящая на доске спилс-карта, и дети бросаются собирать кусочки. Потом, конечно, все регионы нужно разложить по их исконным местам. А порой без предупреждения включается видеоролик. На экране житель Крайнего Севера около юрты. Он, не называя себя, рассказывает об оленях и собачьих упряжках, о карликовых березках и трескучих морозах, а в финале задает вопрос-загадку. Мгновенно включившись в урок, дети начинают искать на карте, что это за край, где может проживать такой народ.

Так бывает, когда Ольга Николаевна с учениками начинают изучать один из отдаленных регионов страны. Однажды, решив создать копилку видеовопросов, которые бы задавали представители различных живущих в стране народностей, она через соцсети отыскала ненцев, якутов, чукчей. Откликнулись и записали свои вопросы жители Нарьян-Мара, Анадыря, Якутска. Отвечая на них, дети запоминают множество деталей – от верований, распространенных в том или ином регионе, до свойственных тем местам древних промыслов и обычаев.

Не берусь говорить за жителей других пространственно обширных стран, но россияне в общей массе гео­графию знают плохо. Ольга Николаевна считает: все потому, что географии нет в списке предметов, которым уделяется большое внимание. Особенно в последние годы, когда детей с начальной школы затачивают на сдачу ЕГЭ. А еще, размышляет Ольга Ивлянова, предмету не придается большой значимости, потому что кажется, что география – это просто. «Не дослушиваем на уроках, не вникаем в основные понятия, – Ольга Николаевна встает на защиту любимого предмета. – А ведь география – она везде и всюду, она нужна нам с самого рождения и до старости. Я мучаюсь от досады, когда родители не могут объяснить своим маленьким детям самые элементарные явления: почему идет дождь, почему иней возникает на деревьях. А ведь это тоже география».

Не знать географию – это еще и неудобно во всех смыслах этого слова. Не умеешь читать карту – заблудишься в незнакомом городе, особенно за границей. Или попадешь в анекдотическую ситуацию в турфирме, не сумев соотнести страну и ее столицу, страны и омывающие их моря.

Какой интересный предмет «География», ее ученики узнают с первого года изучения, когда проходят путешественников и их открытия. «То, как люди земли открывали, само по себе интереснее любого приключенческого романа, – уверена Ольга Ивлянова. – И я не считаю, что ребенок должен непременно сам разыскивать и находить нужную информацию. Иногда рассказ учителя полезнее самостоятельного поиска».

Тема ее открытого урока на региональном этапе конкурса звучала так – «Экономика Центральной России». Чтобы не сообщать о скучных вещах, таких как металлургия, химическая и легкая промышленность, она придумала пойти от истоков и рассказать о традиционных народных промыслах.
Размышляла вместе с ребятами, является ли промышленность сегодняшнего дня отголоском прошлых традиционных занятий человека. Оказалось, что очень многое совпадает. Потому что природные ресурсы, то есть сырье для современной промышленности и древних промыслов, одни и те же. Когда-то в Кировской области на изделиях из дерева делали хохломскую роспись, а сейчас развита деревообрабатывающая промышленность. В Московской области добывали отличную глину и делали керамику, прославившуюся под именем «гжель». Теперь в этих местах развито производство стройматериалов.

Возможно, на тему открытого урока ее натолкнул керамический журавль, изготовленный мастерами скопинской керамики и врученный ей как победителю регионального этапа конкурса «Учитель года» губернатором Рязанской области. К слову, журавль стал главным учительским символом на ее родине не случайно: в Окском заповеднике бережно сохраняют и разводят журавлей самых разных видов. Изделия скопинской керамики – одного из народных промыслов, которому сотни лет, – очень узнаваемы, но, к сожалению, не для современных учащихся. Показать прямо на уроке то, чем можно гордиться, – кувшины в виде петухов, баночки в виде грибов, чайники-тыквы – это ведь еще и элемент патриотического воспитания. Весь мир знает наши палех, хохлому и гжель, а мы собственное авторство прекрасных вещичек стали забывать.

Позиция Ольги Ивляновой такова: изучение географии способствует положительному восприятию учащимся себя как гражданина. Вот и тема методического урока на всероссийском этапе конкурса «Учитель года» была посвящена формированию гражданской идентичности и чувства патриотизма. Звучит официально, на деле получилось познавательно и отчасти весело. В самом начале урока случилась неприятность. Привезенные предметы народных промыслов и образцы современных стройматериалов «случайно» перемешались в сумках. Классу нужно было понять, по какому принципу они были сложены, и разделить перемешанные изделия на две группы. Стремясь исправить оплошность учителя, дети активно включились в работу. Надо ли упоминать, что «неприятность» была хорошо спланирована?

Так и в родной школе: элемент неожиданности помогает собрать внимание ребят, быстро включить их в работу. И все на ее уроках подчинено одной мысли – чтобы дети не просто знали и любили свою страну, но и чтобы у них появилось желание сделать что-то полезное. Школа №72 расположена в районе, где находится несколько естественных прудов, населенных утками. Район молодой, и не слишком благоустроенные берега в выходные заполняются отдыхающими. Люди хотят отдыхать, а не убирать за собой мусор. Это за них делают школьники в рамках акции «Чистые пруды». Ольга Николаевна трудится вместе с классом – убирает мусор, удаляет сорняки, расчищает поросль. Немаловажную пользу стране и ее обитателям приносит еще одна акция – «Подсчет зимующих птиц». Считают ворон… то есть уток, конечно, все школьники города на всех доступных водных объектах. Зимующих птиц, между прочим, с годами становится больше.

Отдыхом для Ольги Ивляновой являются занятия туризмом, и собственные практические знания она приносит на урок. Иногда включает в занятия такие задания, как найти расстояние при помощи Яндекс-карты (или Гугла).

– Навигатор не самое популярное среди детей приложение, на уроках приходится учить их пользоваться возможностями современных гаджетов. Ну не умеют они пользоваться электронными картами, ведь не было в том необходимости. А вот походы и туристические слеты – это самый смысл географии: карты и ориентирование на местности, вязание морских узлов и географические квесты – все это пробуждает любовь и интерес к предмету, а значит, и крепкие знания. К сожалению, походы из-за постоянно ужесточающихся санитарных требований остались в прошлом, но до пандемии мы регулярно выезжали на туристическую базу, – говорит Ольга Николаевна.

Ходить в походы физически неразвитому человеку было бы сложновато. Ольга Ивлянова любит спорт. На протяжении нескольких лет и сама была активным участником городской Спартакиады учителей и детей своего класса вывозила на спортивные мероприятия разных уровней. Как одна из самых ярких запомнилась победа на III Межрегиональном фестивале школьных команд «Мы за здоровый образ жизни» в городе Иванове в 2014 году. Награду ее ребята тогда получили из рук прославленных спортсменов. Сегодня ее дети окончили девятый, и ребята разошлись по профильным классам. Ольга Николаевна пойдет классным руководителем к тем, кто выбрал физико-математическое направление.

«Сердце отдаю детям» – это не только название конкурса профессионального мастерства, на региональном этапе которого в 2015 году победила Ольга Ивлянова, но и ее собственное кредо. Она очень переживает за своих детей, сочувствует им, умеет найти душевный подход и к ребятам, и к их родителям. Ей важно, чтобы дети выросли воспитанными, культурными и хорошими людьми.

– Классное руководство ничуть не менее значимо, чем обучение детей географии. В процесс воспитания, пожалуй, я вкладываюсь даже больше. Он, этот процесс, длится все время, что я нахожусь в школе. Нет, он начинается раньше. Как я подошла к зданию, как поздоровалась с учениками по дороге и на крыльце – все работает на воспитание. И потом, уже в школе, есть масса моментов, когда дети даже не замечают, что их воспитывают. На уроках, при объяснении нового материала, это происходит незаметно: когда я говорю, как нужно утилизировать мусор, рассказываю что-то о России, о населяющих страну людях различных национальностей, – рассказывает учитель.

Когда Ольга Николаевна начинает урок Памяти, то сначала приводит историю собственных дедов, один из которых погиб под Витебском, второй прошел всю войну, имел медали за взятие европейских столиц. Завершая рассказ со слезами на глазах, она тихо произносит: «Я ими горжусь». И только потом спрашивает: «А кем гордитесь вы?» После такой подводки дети, преодолев скованность и стеснение, начинают говорить о своих прадедах.

Зачем отчитывать учеников за нарисованную свастику? Можно просто показать отрывок из фильма «Мы из будущего» – тот самый, где главный герой яростно сдирает с плеча этот проклятый в русском сознании символ. «Я считаю, что кричать, ругать детей бесполезно: сказанное в таком тоне они не усвоят. Нужно добиться, чтобы слова взрослого проникли к ним в душу, отложились на более глубоком уровне», – комментирует Ивлянова.

Если бы не любимая география, Ольга Николаевна могла бы преподавать английский и немецкий, так легко ей в школе и университете давались иностранные языки. Учителем немецкого работает ее свекровь, муж тоже по образованию педагог. Дочь в этом году поступает в педагогический университет, хочет преподавать английский. Намечается династия.

Все свободное отпускное время педагог посвящает дачным хлопотам. Совсем недавно, когда на загородном участке завершилось строительство их семейного дома, Ольга Николаевна увлеклась ландшафтным дизайном. Ей хочется, чтобы вокруг было красиво и современно: никаких грядок с капустой, только цветы и любимые хвойники. И география в помощь: грамотно расположить на участке клумбы с розами и гортензиями, чтобы им доставалось побольше света и солнца, правильно зонировать пространство, отвести под хвойники каждый свободный уголок.

Хоть учитель каждый день на уроке, как на сцене, в профессиональном сообществе Ольга Ивлянова не любит находиться на виду. В жизни человек очень скромный, она не чувствует себя комфортно, выступая перед большими аудиториями. Главный учительский конкурс стал местом и временем, где и когда ей отчасти пришлось идти против своего естества. Волшебство мероприятия сработало неожиданно для Ольги Николаевны: оказалось, что она может, и вполне успешно, выступать перед большим коллективом коллег. «Такой вот приятный бонус», – улыбается учитель. Но это, конечно, не главное. И даже то, что она вошла в число 15 лучших школьных педагогов России, тоже не основное.

Главным итогом конкурса стало удовольствие от знакомства и общения с такими необыкновенными, уникальными, близкими по духу учителями из таких разных регионов страны. Ну где еще Ольга Ивлянова могла бы собрать столько интересных вопросов-загадок для будущих уроков географии?! Нет, все-таки педагоги – особые люди!

Галина СЕРГЕЕВА, Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте