search
main
0

Как депутаты закон принимали, или Почему один маньяк лучше парламента садистов. Драма в трех действиях (событиям 2 июля 2004 года посвящается)

Накануне первого чтения законопроекта я собиралась приехать прямо на заседание Госдумы. «Ты что, – сказали мне коллеги, – самое интересное начнется задолго до этого!» Они оказались правы. Все началось с самого раннего утра, с восьми часов. Обычно в тех, кто не нравится, бросают помидоры. На этот раз в депутатов, живущих на улице Улофа Пальме, бросили один-единственный, да и то ненастоящий. Два десятка активистов из партии «Родина» разыгрывали почти детский спектакль с главным героем – синьором Помидором, который символизировал «Единую Россию». Депутаты сначала с интересом выглядывали из окон, а потом занавесили их плотными шторами. Некоторые опасливо и быстро выходили из подъезда к ждавшей машине и тут же уезжали.

Пролог

Оба здания Госдумы (старое и новое) были окружены плотным кольцом милиции. Выходы из метро перекрыты, повсюду стояли грузовики с омоновцами и солдатами внутренних войск, которые, судя по всему, были готовы к самым решительным действиям. Лично у меня бесчисленное количество раз проверили документы еще на улице. Спасали редакционное удостоверение и пропуск в Думу.

Лимоновцам удалось пронести к гостинице «Москва» огромный транспарант «Отмена льгот – преступление против народа», который они растянули напротив Госдумы. Трех крепких парней отрывали от металлических лесов с трудом, видно было, что их руки прикреплены к трубам. Но наводящие порядок быстро справились, и транспарант был свернут буквально через пять минут.

У стен Музея имени В.И. Ленина, который нынче стал филиалом Исторического, к полдесятого утра собрались на митинг коммунисты. Выступали Олег Смолин, Виктор Тюлькин, Александр Куваев и сам Геннадий Зюганов. Страсти накалились так, что в дело включился ОМОН. Бойцы вырывали из рук участников митинга плакаты, рвали их, ломали древки, не стеснялись бить стариков, вытесняли демонстрантов к скверу, где стоит памятник Карлу Марксу. Там патриоты встретились со сторонниками «единороссов», которых, видимо, привезли для того, чтобы создать видимость расслоения в народе. Одни, дескать, против «монетизации» льгот, другие – за. Две группы перекрикивали друг друга, разжигая страсти. К Марксу пожаловал Владимир Жириновский с толстой пачкой купюр. Кто-то, конечно, деньги брал: почему не взять, если дают. Но как только Жириновский стал говорить о том, что социализм закончился, а компартия себя исчерпала, народ показал себя во всей красе. Бедного вождя, во-первых, заплевали, во-вторых, попали ему грязью в глаз, в-третьих, высказали все, что о нем думают. Отходила ЛДПР с боями.

В этот самый момент в Думе был перерыв: депутаты ждали, когда прилетит из Сербии Борис Грызлов и обеспечит принятие законопроекта в первом чтении. В повестке дня он стоял под №9.

Акт первый.

Здание Государственной Думы.

Большой зал.

Председательствует

Любовь СЛИСКА.

Олег СМОЛИН, фракция КПРФ:

– Уважаемые коллеги, у меня есть прямое поручение омских профсоюзов работников образования и науки передать руководству Государственной Думы четыре тысячи подписей против закона, который мы сегодня будем обсуждать. Неверно, что закон сводится к отмене или замене льгот, от него пострадает три четверти населения. Я хочу обратить ваше внимание на то, что ЦК Профсоюза работников образования и науки выпустил газету «Мой профсоюз», в которой содержатся высказывания известных людей в области образования и науки по поводу сегодняшнего закона. Готов раздать эту газету.

Председательствующий:

– Депутаты Гришуков, Кибирев, Ждакаев, Рогозин, Решульский, Локоть, Харитонов предлагают исключить пункт 9 из порядка работы на сегодняшний день. Для обоснования предоставляю им слово.

Борис КИБИРЕВ:

– В связи с особой социальной важностью этого закона я просил бы, чтобы эту часть пленарного заседания провел председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов.

– Борис Вячеславович Грызлов уже вылетел из Сербии, в 12 часов должен приземлиться его самолет, так что он успеет на обсуждение данного законопроекта.

Дмитрий РОГОЗИН:

– Мы считаем, что вопрос надо изъять из повестки дня. Мы не знаем реакции субъектов Федерации, законодательных собраний. Точнее, знаем, и то, что мы знаем, говорит против данного законопроекта.

Сергей РЕШУЛЬСКИЙ:

– Я сошлюсь на заключение Счетной палаты. Уверен, что большинство не читало это заключение и не собирается читать. Здесь четко и ясно сказано, что многие статьи данного законопроекта не соответствуют действующей Конституции. В связи с этим я прошу принимать решение осознанно: либо мы распускаем Счетную палату и Конституционный Суд, либо отдаем этот законопроект авторам, чтобы они довели его до ума.

Николай ХАРИТОНОВ:

– Я напоминаю, что сегодня может быть отменено: законы о социальном развитии села, о дорожных фондах в Российской Федерации, об индексации денежных доходов и сбережений граждан, о повышении минимального размера оплаты труда, о детских пособиях. Вы только вдумайтесь, уважаемые депутаты от «Единой России»! Я прошу вас, грубо, по-медвежьи: не задирайте народ! Иначе у вас наступит головокружение от мнимых успехов, а потом вы будете разочарованы.

– Я ставлю на голосование предложение депутатов. Кто за то, чтобы исключить из порядка работы пункт 9?

Результаты голосования:

за – 135 чел. (30,0%),

против – 131 чел. (29,1%),

воздержалось – 0.

Не голосовало 184 чел. (40,9%).

Результат: предложение не принято.

Пока народные избранники голосовали, два лимоновца каким-то образом прорвались на балкон аккредитованной прессы и забросали депутатов листовками в виде десятирублевок с оригинальными надписями.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ:

– Любовь Константиновна, только что был политический и хулиганский поступок. Я прошу выяснить, кто из депутатов выписал пропуска экстремистам. Они всех нас называют в этой листовке козлами: «Руки прочь от народа, козлы!». Это мы с вами. «Россия без Путина» – это уже покушение на высшую власть в стране. Этих депутатов нужно лишить права кого-либо приглашать в Думу до конца года. А двух экстремистов – немедленно под суд, чтобы им дали тридцать суток в СИЗО.

Олег ШЕИН:

– Я бы хотел ответить на реплику уважаемого Владимира Вольфовича. Учитывая то, как, вероятно, часа через три парламент поступит по отношению к населению нашей страны, в том числе и к молодежи, и к ветеранам, и к людям, которые получают детские пособия, – реакция пока еще недостаточно адекватна. И я думаю, что она будет более чем адекватной, когда люди поймут, каких прав они лишились и по чьей вине у них будет снижаться жизненный уровень.

Акт второй.

(После перерыва)

Те же и Борис ГРЫЗЛОВ

в роли председательствующего

– Кворум есть. Приступаем к вопросу 9 порядка работы. Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации министра финансов РФ Алексея Леонидовича Кудрина.

Алексей КУДРИН:

– Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! В первом чтении вам предстоит утвердить именно концепцию законопроекта. Концепция – это прежде всего разграничение предметов ведения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одной из основ повышения эффективности государства, а значит, и стабильного экономического роста.

Важнейшая задача государства – гарантированное обеспечение достойного уровня социальной защиты граждан, особенно наиболее незащищенной категории льготников. В этой связи возникает проблема: пока органы власти каждого уровня не имеют четких полномочий в этой сфере, пока за ними не закреплены четкие доходные источники, они будут постоянно перекладывать друг на друга ответственность за решение этой задачи. Заявив в Конституции РФ принципы федерализма и местного самоуправления, мы теперь должны принять такие законы, чтобы каждый гражданин России знал, кто конкретно отвечает за каждый вопрос социальной защиты, в том числе за льготников. Цель законопроекта – переход от популизма к выполнению государством своих обязательств. В случае одобрения его концепции при подготовке законопроекта ко второму чтению мы должны будем вместе серьезно поработать над деталями, уточнить ряд позиций, найти окончательное решение по всем спорным вопросам.

Все обязательства бюджетной системы, включая так называемые «пустые», не обеспеченные обещания, оцениваются в 6,5 триллиона рублей, при том что ресурсы бюджетов всех уровней, например, в 2004 году составляют 4,5 триллиона.

Мы предлагаем прекратить практику приостановления норм законов, которые не обеспечены деньгами. Нужно принять смелое решение, четко определить те обязательства и гарантии, которые мы будем исполнять в полном объеме. Нам необходимо пройти три этапа решения этой задачи.

Первый этап пройден – в прошлом году Государственная Дума РФ по представлению Президента России приняла два основных закона, разграничивающих полномочия органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, и, конечно же, федеральных органов власти. Мы сделали расчеты по расходам и доходам всех предъявленных обязательств на уровне их фактического исполнения в предыдущие годы и на базе этих расчетов провели разграничение объема расходных полномочий федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Это позволило Государственной Думе принять в первом чтении изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые как раз определяют закрепление доходов за каждым уровнем власти, необходимых для выполнения всех этих полномочий.

Особо подчеркну: со следующего года мы должны закрепить доходные полномочия на долгосрочной основе и не менять в последующие годы, сохраняя возможность для субъектов РФ, других уровней власти наращивать доходы, обеспечивать и увеличивать финансирование тех гарантий, которые отнесены к их компетенции.

Второй этап решения этой задачи мы проходим сейчас. Он заключается в принятии представленного на рассмотрение Госдумы РФ законопроекта, который приводит весь массив законодательства в соответствие с базовыми законами, принятыми в прошлом году. По результатам этой работы мы предлагаем еще раз уточнить разделение доходов, оценить все возможности государства и отказаться от некоторых пустых обещаний, не обеспеченных финансированием. После этого нам следует уточнить и во втором чтении принять изменения в Налоговый и в Бюджетный кодексы.

Затем нам необходимо выйти на третий этап разграничения полномочий, в рамках которого субъекты РФ должны будут до 1 января 2005 года принять целый ряд законов по вопросам, отнесенным к их ведению.

Спрашивается, а стоит ли принимать эти законы, что они дают? Это нужно делать по нескольким основаниям.

Первое – несправедливость действующей системы, когда одни граждане имеют льготы, а другие – нет. В сталинские времена у нас были лишенцы прав, а сегодня есть лишенцы льгот, и эту ситуацию мы должны исправить.

Мы не только должны восстановить справедливость и равноправие между льготниками, но и показать им, что отданные им деньги лучше льгот. Деньги в этой экономике решают все, это полноценная стоимость любых услуг, и гражданин будет выбирать, что покупать на эти деньги. А государство обеспечит доступность услуг в рамках выделенных средств, которые не уменьшат их реальное потребление. Я уверен, что в результате предложенной системы увеличится количество предоставляемых государством необходимых гражданам услуг. Как министр финансов могу сказать, что деньги на это есть.

Решение продумано так, что денег на замену льгот хватит, и они будут индексироваться с учетом инфляции, которая сегодня, как и тарифы, находится под жестким контролем. Инфляция в стране будет снижаться, льготы и льготные выплаты – индексироваться.

Второе основание. Раньше многим субъектам РФ, да и правительству приходилось брать деньги в долг, чтобы обеспечивать льготы, на которые у нас не было денег. Накопили такой долг, который обрушил социальные гарантии страны в 1998 году. Фактически мы брали деньги взаймы у будущих поколений и у детей. Такое обеспечение льгот на сегодняшний день неприемлемо. Экономику не обманешь, она все равно покажет, что эти льготы были не обеспечены.

Третье. Деньги на льготы зачастую не доходили до тех компаний, которые их предоставляли, а фактически воровались. У нас в правительстве лежат тысячи исков от предприятий транспорта, услуг, которые предъявляются сначала к субъектам РФ, а потом к федеральной казне.

Четвертое. Когда денег не хватало, субъекты РФ не могли обеспечить финансирование льгот. Компании, которые их предоставляли, вынуждены были нести убытки или повышать тарифы для тех, кто не имел льгот. Поэтому тарифы, как правило, у нас завышенные: они несут на себе нагрузку непогашенных долгов перед компаниями.

Прежде всего, в рамках проводимых разграничений прошла централизация ряда расходных полномочий. В первую очередь, из субъектов РФ на федеральный уровень переведено финансирование семи категорий ветеранов, воинского учета и призыва, льгот для военнослужащих и федеральных служащих.

Приведу только один пример – бесплатный проезд военнослужащих на городском транспорте не компенсировался ни компаниям, ни субъектам РФ. При передаче этой льготы на федеральный бюджет мы выплатим в виде надбавки военнослужащим 30 миллиардов рублей, и эти деньги придут в регионы.

Зачастую у нас получается так, что регионы финансируют федеральные полномочия, а федеральный бюджет – полномочия субъектов РФ. Есть регионы, где губернаторы содержат суд, воинские призывные пункты, что относится к обеспечению национальной обороны. А мы за счет федеральных средств финансируем коммунальные службы субъектов РФ к каждой зиме. Ответственность должна быть четкой, и деньги под эту ответственность будут заложены.

Кроме всего прочего, проводится не только централизация, но и децентрализация полномочий, передача детских пособий на уровень субъектов РФ. Социальная поддержка ветеранов труда и тружеников тыла остается на уровне регионов, хотя ранее это был федеральный мандат, неисполняемый субъектами РФ. В данной части мы не меняем источник финансирования.

Учреждения профтехобразования должны финансироваться из бюджетов регионов. Эти полномочия полностью переходят с доходами на уровень субъектов РФ.

В федеральном бюджете предусмотрен 171 миллиард на финансирование льгот, переводимых в денежную компенсацию, а также 25 миллиардов на финансирование льготников жилищно-коммунального хозяйства. Именно по ЖКХ мы предложили перенести замену льгот на денежные выплаты на год. Субъекты РФ должны подготовиться, проверить свои возможности, дойти до каждого льготника, разработать систему субсидирования этих льгот.

Если раньше, скажем, на социальное обеспечение инвалидов мы тратили 13,1 миллиарда рублей, то в следующем году эта сумма составит 1165 миллиардов. Рост почти в 10 раз. Причем это реальные деньги, выданные всем гражданам, которые попадают в эту категорию.

Если на социальную защиту ветеранов в этом году в региональных и федеральном бюджетах предусматривалось 2,5 миллиарда рублей, то в следующем году льготникам – ветеранам войны будет выделен 41 миллиард рублей. Рост в 16,4 раза.

Таким образом, за счет возможностей федерального уровня, за счет прироста доходов мы сегодня можем обеспечить справедливое распределение средств.

Коррупционную систему, существовавшую до сих пор, когда деньги не доходили до льготников, предлагается отменить и передать их напрямую каждому гражданину. Задержка решения этого вопроса будет означать сохранение старой системы.

– Слово для доклада предоставляется министру здравоохранения и социального развития РФ Михаилу Юрьевичу Зурабову.

Михаил ЗУРАБОВ:

– Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Наиболее важным с точки зрения защиты прав и законных интересов граждан, безусловно, является предложенный в законопроекте механизм модернизации системы мер социальной поддержки. Общеизвестно, что Федеральный закон № 95 вопросы организации социальной поддержки частично относит к ведению Российской Федерации, а частично – к полномочиям субъектов РФ.

По состоянию на 1 января 2005 года, как следует из закона № 95, за счет федерального бюджета должны финансироваться меры социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы, отдельных категорий военнослужащих, инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и детей-инвалидов. Социальная поддержка ветеранов труда и тружеников тыла относится в соответствии с этим законом к компетенции субъектов РФ.

В соответствии с положением законопроекта натуральные льготы, за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предлагается частично сохранить, а частично заменить ежемесячной денежной выплатой, которая будет индексироваться.

Будет оставлено право гражданина на получение бесплатных лекарственных средств при амбулаторном лечении по рецептам врача, право на санаторно-курортное обслуживание по медицинским показаниям, право на пользование пригородным железнодорожным транспортом и на льготный проезд в случае получения гражданином путевки на санаторно-курортное лечение. На все эти цели в федеральном бюджете на следующий год будет предусмотрено порядка 70 миллиардов рублей.

В общей сумме на ежемесячные денежные выплаты в отношении тех категорий граждан, материальная поддержка которых находится в ведении РФ, предполагается направить более 170 миллиардов рублей.

С 2006 года гражданин сможет выбирать: либо сохранить за собой право на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное и транспортное обслуживание, либо отказаться от получения перечисленных мною льгот в натуральном выражении. И тогда с 2006 года размер денежных выплат ему соответственно увеличится. На 2005 год стоимость социального пакета, о котором я говорил, планируется на уровне 440 рублей.

Поскольку размер самой денежной выплаты, как и стоимость пакета, будет индексироваться, то с 2006 года в том случае, если гражданин откажется от предлагаемого ему набора натуральных льгот, размер его денежной выплаты и, следовательно, пенсии возрастет на соответствующую сумму, то есть более чем на 440 рублей.

Напомню совокупные суммы, которые будут включать как стоимость социального пакета, так и ежемесячные денежные выплаты. Героям Советского Союза, Героям России, Героям Социалистического Труда и приравненных к ним категорий ежемесячная выплата предполагается на уровне 3,5 тысяч рублей, инвалидам войны – 2 тысяч, участникам ВОВ – 1,5 тысяч, военнослужащим, проходившим воинскую службу в частях недействующей армии в период ВОВ, – 600 рублей, жителям блокадного Ленинграда – 1100 рублей, инвалидам первой группы (третьей степени утраты трудоспособности) – 1400 рублей, второй группы (второй степени утраты трудоспособности) – 1100 рублей, инвалидам III группы (первой степени утраты трудоспособности) – 800 рублей.

Средства в размере 170 миллиардов рублей, которые мы предполагаем выделить в следующем году на социальную поддержку отдельных категорий граждан, будут направляться на решение двух основных задач.

Это финансирование социального пакета, в который будет входить лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и транспортное обслуживание. Ориентировочно на лекарственное обеспечение предполагается направить порядка 53 миллиардов рублей, на санаторно-курортное лечение – порядка 11 миллиардов, обеспечение транспортных услуг – 6 миллиардов. Остальные суммы будут направляться на ежемесячную денежную выплату. Много это или мало? 53 миллиарда рублей – это примерно 42% розничного товарооборота всей аптечной сети в РФ. Общая стоимость медикаментов, которые отпускаются всем категориям граждан в аптечной сети, по официальным данным составляет порядка 125 миллиардов рублей.

Поэтому сумма, которую мы предполагаем направить на 12 миллионов человек, абсолютно соответствует этой потребности.

Я приведу еще несколько цифр. 11 миллиардов рублей позволят нам обеспечить путевками на следующий год более миллиона человек. Сегодня за счет федерального бюджета приобретается чуть более 200 тысяч санаторно-курортных путевок. Таким образом, мы сможем предоставить существенно больший объем и качественно другой выбор услуг.

6 миллиардов рублей вполне достаточно для того, чтобы приобрести проездные документы на пригородный транспорт для всех 13 миллионов льготников – договоренность об этом уже есть с компанией «Российские железные дороги».

Кроме того, гражданину будет частично оплачен и проезд к месту лечения, если он получает путевку в соответствии с медицинскими показаниями.

Два года назад правительство приняло решение о дополнительных платежах в части медицинского страхования неработающих пенсионеров. В этот эксперимент на сегодняшний день уже включено тридцать два субъекта РФ. В тринадцати регионах проводится работа по обеспечению этой категории граждан бесплатными лекарственными средствами. Цифры свидетельствуют о том, что расходы, связанные с предоставлением бесплатных медикаментов, в основной своей массе укладываются в тысячу рублей. Мы предполагаем превысить этот уровень более чем в пять раз.

На сегодняшний день на оплату медицинской помощи пенсионеру мы тратим в год порядка 1800 рублей. Речь идет о том, что только на лекарственное обеспечение гражданина в среднем ежемесячно будет направляться до 350 рублей. Эта сумма абсолютно достаточна.

– Слово для содоклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета по бюджету и налогам Виталию Борисовичу Шубе.

Виталий ШУБА,

фракция «Единая Россия»:

– Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам считает, что в случае принятия проекта закона в первом чтении над ним необходимо очень серьезно работать. Прежде всего, уточнить нормы законопроекта в части соответствия их отдельным положениям Конституции РФ.

Второе. Мы считаем, что необходимо законодательно определить порядок и механизмы реализации мер по замене натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами.

Третье. При доработке механизма обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами целесообразно сохранить в рамках федерального бюджета целевую программу, которая решает вопросы борьбы с туберкулезом, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, ВИЧ-инфекцией и так далее.

Четвертое. При установлении на федеральном уровне размера денежных выплат различным категориям граждан необходимо определить индексацию этих выплат с использованием индекса потребительских цен.

Пятое. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в федеральные законы по вопросам, напрямую не связанным с разграничением полномочий.

Комитет также считает необходимым рассмотреть возможность решения следующих вопросов. Расходные обязательства, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда и лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, финансирование которых предполагается осуществлять из бюджетов субъектов РФ, перенести на федеральный уровень.

Мы считаем необходимым сохранить положения Трудового кодекса РФ, регулирующие определение и повышение минимального размера оплаты труда. Мы предлагаем также сохранить отдельные меры по социальной защите работников угольной промышленности, сохранить компенсацию расходов, связанных с проездом пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера. В заключениях, которые нам направили субъекты Российской Федерации, очень много говорится о сохранении территориальных дорожных фондов, и на сегодня создана рабочая группа, которая пытается решить эту проблему.

Необходимо предусмотреть средства федерального бюджета, которые пошли бы на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.

– Уважаемые депутаты, приступаем к процедуре вопросов и ответов.

Любовь СЛИСКА:

– Как скоро будет принята федеральная программа по обеспечению граждан лекарственными препаратами?

– На начальном этапе мы готовы подписать с регионами соглашения, по которым финансирование этих расходов будет осуществляться федеральным бюджетом в рамках тех программ, что сегодня реализуются в субъектах. Поскольку в целом ряде регионов таких полномасштабных программ нет, мы постараемся создать до конца этого года действующую систему.

Валентин БОБЫРЕВ, фракция ЛДПР:

– Не получится ли так, что мы примем закон в первом чтении, а ко второму наши многочисленные поправки не будут учтены?

– На работу над поправками дается 30 дней, мы учтем те предложения, которые прозвучали. Но они не меняют концепцию данного законопроекта.

Рубен БАДАЛОВ, фракция «Родина»:

– В проекте закона отменяется значительный пакет социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством. Причем этот пакет никакого отношения к межбюджетным отношениям не имеет.

– Этим законом действующее законодательство приводится в соответствие с разграничением полномочий. Например, вопросы всей системы заработной платы, надбавок в части бюджетников субъектов РФ теперь не будут решаться с федерального уровня. Мы не должны указывать субъекту, как ему исполнять свои полномочия и на что тратить деньги. Кстати, уверен, что все достигнутые уровни заработной платы сохранятся, и в том числе ранее выплачивавшиеся надбавки.

Владимир РЫЖКОВ,

независимый депутат:

– Уважаемый Алексей Леонидович, вы прекрасно знаете, что с будущего года в регионы передаются пособия гражданам, имеющим детей, дошкольное, общее и профессиональное образование. В целом бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления не сбалансированы примерно на 200 миллиардов рублей. Означает ли это, что вы фактически подталкиваете регионы к отмене льгот, к неиндексации заработной платы, детских пособий?

– Я уже говорил и еще раз готов подчеркнуть: обмен полномочиями происходил таким образом, что объем передаваемых расходов соответствовал доходам. Например, если детские пособия стоят 23 миллиарда рублей, то их передача на уровень субъекта означала и передачу соответствующих доходных источников.

После того как федеральный уровень получил свои полномочия, мы стали определяться по ним. Например, по ряду военнослужащих отменяем льготы, переводим в денежную компенсацию. Отменяются льготы федеральным чиновникам, государственным служащим, целому ряду правоохранительных органов. Но те, которые остаются, мы действительно поднимаем. В том числе увеличиваем расходы по ветеранам. Когда я буду представлять бюджет, я скажу, чем придется поступиться, поплатиться, чтобы защитить ветеранов. То же самое должны сделать субъекты РФ. Они тоже должны провести оптимизацию своих расходов.

Сергей НЕВЕРОВ:

– В предложенном законопроекте сумма компенсации инвалидам определяется не по группе инвалидности, а по степени ограничения трудоспособности. Будет ли проводиться переосвидетельствование инвалидов в оставшиеся 5 месяцев? Будет ли оставлена льгота по обеспечению инвалидов войны транспортом – автомобилями «Ока»?

– Никакого переосвидетельствования инвалидов производиться не будет. Что касается автомобилей, то мы не предполагаем сохранить эту льготу. Мы провели анализ, который показал, что подавляющая часть инвалидов транспортом уже обеспечена.

Виктор ТЮЛЬКИН, фракция КПРФ:

– У нас вопрос к господину Зурабову, поскольку он из всего правительства держится наиболее бодро. Кто внес первый вариант цифр по компенсациям, которые были в четыре, в пять раз меньше? Надо бы найти того мерзавца и публично наказать. Может, вы поработаете недельку-другую и для народа еще 50 миллиардов изыщете? Может быть, придете к выводу, что темпы роста цен на услуги значительно будут опережать темпы инфляции?

– Вы завуалированно охарактеризовали одного из авторов того проекта, который поступил на рассмотрение в правительство. Я готов согласиться с любыми оценками наших предложений с одной оговоркой. Дело в том, что предложения, которые мы внесли, касались всех категорий льготников. Затем состоялось заседание Госсовета, встречи с отдельными губернаторами. Большинство руководителей регионов сказали, что готовы профинансировать льготы в отношении тех категорий, которые 95-м законом закреплены за ними. В результате ту сумму, которая предусматривалась для всех льготников, мы распределили уже не на тридцать миллионов человек, а всего лишь на двенадцать. С этим и связано увеличение.

Мы уверены в том, что начало нормального финансирования ЖКХ позволит остановить рост тарифов. Единственный способ – это начать платить. Вопрос в том, достаточно ли у нас денег и не переложим ли мы обязательства, связанные с этими платежами, на население. Именно поэтому мы сохранили право на льготы по лекарствам, ЖКХ, транспорту. До тех пор, пока ситуация не будет целиком под нашим контролем, мы будем призывать граждан от этих льгот не отказываться.

Алексей ЧЕРНЫШОВ, ЛДПР:

– Не кажется ли вам, что руками депутатов Государственной Думы правительство пытается перекинуть ответственность с центра на регионы? Если реализуется принцип «Хотели как лучше, а получилось как всегда», готовы ли вы лично уйти в отставку?

– Данный закон имеет строгое финансово-экономическое обоснование, которое, кстати, уже легло в основу поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, принятых в первом чтении. Поэтому вы не правы. А по поводу отставки… Правительство в последние годы улучшило экономическую ситуацию в стране, заработная плата и социальная поддержка населения растут.

Валентина САВАСТЬЯНОВА,

– Почему бы не провести эксперимент хотя бы в 5 различных территориях и не посмотреть, как все это сочетается с административной реформой?

– Эксперимент проходит, и весьма успешно. Есть регионы, в которых уже давно ввели денежную форму компенсации, в том числе и по жилищно-коммунальным льготам. На персональные счета граждан там перечисляются дотации. Могу смело сказать, что предлагаемая система будет более эффективной.

Вера ОСЬКИНА,

– Почему в законопроекте незаслуженно забыты две категории льготников: сопровождающие лица для инвалидов по зрению и блокадники?

– Междугородний поезд для инвалидов по зрению предполагает, что мы будем финансировать также и проезд сопровождающего лица к месту отдыха. Что касается блокадников, то они, как и лица, приравненные к участникам Великой Отечественной войны, получают право не только на повышенный размер выплаты, но и на социальный пакет, который предусматривает финансирование проезда к месту лечения одновременно с оплатой путевки.

Николай ХАРИТОНОВ, КПРФ

– Когда мы перестанем издеваться над матерями? Когда мы вернем им детские пособия? 720 миллионов рублей – задолженность только в Новосибирской области.

– К началу 2001 года задолженность по детским пособиям достигла 30 миллиардов рублей. За последнее время она уменьшилась до 4 миллиардов. Долги остались в тех регионах, где сами губернаторы не уделяли этому вопросу достаточного внимания. Из федерального бюджета с 2001 года полностью, ежемесячно, выплачивались пособия каждой обратившейся женщине. Поэтому эту проблему вам, как депутату от Новосибирской области, нужно решать у себя в регионе, со своими законодателями и губернатором.

Андрей ГОЛОВАТЮК,

– Почему контрактник получит 300 рублей прибавки на проезд, а майор или подполковник – 900 рублей? Ведь в автобусе не спрашивают воинские звания и чины, все платят одинаково – 10-12 рублей.

– Подсчитать окончательно и полностью, сколько стоит бесплатный проезд военнослужащих в городском транспорте, очень сложно. Мы тем не менее подсчитали эту сумму и существенно ее увеличили, чтобы надбавка, которую мы даем военнослужащему, с лихвой перекрывала потребность. Надбавка за особые условия воинской службы, которая до сих пор составляла 70 процентов, увеличится до 120. Право определять ее конкретную величину будет иметь руководство частей, и устанавливаться она будет с учетом особенностей регионов, районов, в которых дислоцируются эти части.

Александр ЧУЕВ, фракция «Родина»

– Сегодня существует Единая тарифная сетка по оплате труда в бюджетных отраслях. Ее предлагают упразднить, и в разных регионах, в разных муниципалитетах зарплаты будут разными. Не приведет ли это к оттоку кадров, к тому, что будут закрываться школы и больницы?

– Зарплата в субъектах РФ и сейчас разная. Одинаковая только основная часть должностного оклада по ЕТС. Вместе с тем региональные доплаты в зависимости от условий очень различны. Кстати, невозможно по Единой тарифной сетке одинаково оплачивать работу учителя на Севере, в нефтедобывающих районах, где средняя заработная плата выше десяти тысяч, и на юге, где средняя заработная плата около трех тысяч. В одном случае тот же самый учитель – это низкооплачиваемая, бедная категория, а в другом – высокооплачиваемая. Поэтому мы более гибко должны строить систему оплаты работы учителей и врачей в такой большой стране, как Россия. Наши меры как раз позволяют учитывать местные особенности.

– Уважаемые депутаты, мы пятьдесят минут посвятили вопросам и ответам. Думаю, этого достаточно. Переходим к выступлениям представителей депутатских объединений. От фракции «Единая Россия» слово предоставляется Морозову Олегу Викторовичу.

Олег МОРОЗОВ,

– Обсуждаемый вопрос имеет две очевидные стороны. Одна лежит в области психологии, традиций, привычек: люди привыкли к нынешней системе льгот и совершенно искренне считают ее благом. Другая сторона – в сфере фактов, экономических расчетов, аргументов, цифр, статистики. И здесь можно найти убедительные аргументы в пользу того, что эту систему надо менять. Весь вопрос в том, как соединить эти две стороны. Наше правительство показало, что оно умеет неплохо считать, но абсолютно не умеет разговаривать с народом. Чисто бухгалтерский подход, с которым оно пришло в Думу, чуть было не погубил совершено правильную идею: если человек имеет право на льготы, он должен иметь право получить эти льготы, в том числе в денежной форме.

Эту идею нужно было объяснить не только депутатам, а всему обществу. Правительство же почему-то решило: то, что понятно ему, должно быть априори понятно всей стране. Никто не удосужился нормально поговорить с людьми, пока внимание к этому не привлекли президент и депутатский корпус.

Более того, этот законопроект внесен в Думу в таком виде, что без кардинальных изменений, на которых сегодня настаивает «Единая Россия», он бы, наверное, вообще не имел никаких шансов на прохождение. Поэтому мы, как ответственная партия, в ходе этого непростого месяца заняли очень понятную и четкую позицию: открыто говорили о том, с чем мы согласны в этом законе (с концепцией, с идеей) и с чем мы категорически не согласны.

В чем суть нашей позиции относительно главного пункта, вопроса о льготах? Во-первых, мы утверждаем, что нынешняя система социально несправедлива. Равные в правах льготники абсолютно неравноправны в получении этих льгот. У нас разные ветераны войны, разные инвалиды, разные участники войны. Во-вторых, эта система потенциально коррупционна. Везде, где существует распределительная система, обязательно находятся желающие создать искусственный дефицит и нагреть на этом руки. Ситуация с распределением бесплатных лекарств – прямое тому подтверждение. В-третьих, эта система выродилась в прямую свою противоположность, из системы поощрения она превратилась в систему наказания. Льготнику сегодня не доплачивают, потому что он льготник, но при этом льгота, которая ему обещана, не предоставляется. Он несет двойное наказание.

Наконец, сложившаяся система порочна в корне, она убийственна для нашей экономики. Но это еще полбеды – она убийственна для самых обездоленных слоев нашего населения, потому что именно эти люди из своего скудного кармана оплачивают повышающиеся тарифы на ЖКХ, на транспорт, на лекарства. Мы должны честно сказать самим себе: экономическая система современной России социально порочна. Нужно набраться решимости и сделать ее справедливой.

В ходе обсуждения законопроекта в Думе, в субъектах РФ выяснилось, что правительство к целому ряду вопросов подошло весьма поверхностно, недальновидно. Первоначальные предложения по размерам компенсаций вообще вызвали шок в обществе, они выглядел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте