В прошлом году новосибирский Академгородок праздновал 65 лет со дня основания, а в этом году город Новосибирск отмечает свое 130‑летие. Юбилейные даты – прекрасный повод вспомнить историю родных мест, посмотреть на достигнутое и поделиться своими знаниями с самой разной аудиторией.
Согласно легендам моя семья насчитывает триста лет жизни в Сибири. Реальные события и сказания передаются из поколения в поколение. Одни переселились из средней полосы России в незапамятные времена, другие в начале ХХ века. Кто-то пришел в эти края еще после войн времен Петра I, а часть семьи переехала в Новосибирск из далеких сел уже после Великой Отечественной войны. Моя родина – Академгородок. Иногда я чувствую себя ходячей энциклопедией по истории родного края благодаря тому, что в моей семье много педагогов, и мы все в силу профессии и призвания готовы учить, сохранять историю и передавать ее следующим поколениям.
Когда меня вновь зовут в библиотеку, в школу, в любое учебное заведение с просьбой выступить перед учащимися, я никогда не отказываю. Патриотическое воспитание, по-моему, обязательно включает в себя понимание того, откуда все взялось, кем были люди, строившие населенный пункт, где мы живем, как все растет и развивается. Важно помогать школьникам понимать, для чего им нужно образование, какие перед ними открываются возможности. Дети, молодежь не всегда задумываются о том, что такое взаимосвязь времен, им не приходит в голову расспросить собственных родителей, бабушек и дедушек. Любая встреча, беседа требуют тщательной подготовки. Умудренным жизнью подросткам я показала совсем небольшую презентацию со старинными черно-белыми фотографиями отцов-основателей Академгородка, оставила время на вопросы и комментарии. С взрослыми слушателями мы просто беседуем, бойцы вспоминают минувшие дни.
Выступление перед четвертым классом – совсем другое дело. Учитель начальных классов Ирина Чупыра работает в лицее №130 имени академика М.А.Лаврентьева (он считается основателем Академгородка) давно. Репутация у нее устойчивая – знающая, очень добрая учительница. Сейчас она выпускает очередной четвертый класс. Перед началом занятий дети бегут к ней с вопросами, просто поздороваться, постоять рядом. Звенит звонок на урок, дети мгновенно рассаживаются по местам. По их поведению, по лицам заметно, что они чувствуют себя спокойно, уверенно. Внимание сразу направлено на стоящую у доски учительницу. Я стою рядом, и они тихо ждут, что же будет дальше. Когда Ирина Аркадьевна попросила меня прийти к ней в класс и рассказать о юбилее городка, я сразу согласилась. Я тоже чувствую себя у нее в классе спокойно. Она представляет меня классу, садится сзади, и я приступаю к презентации.
Сообщаю, что окончила ту же самую школу, училась в Москве, потом работала в Новосибирском университете, а позднее много лет преподавала здесь, в школе, английский язык. Показываю заготовленные слайды, наглядность очень важна, и задаю свои вопросы. Как дети представляют себе сам процесс, что такое основание города? Что же здесь было раньше? По лицам видно, что все задумываются. Потом взмывает лес рук: здесь был лес! Значит, помимо видных ученых-академиков, выступивших перед правительством страны с предложением построить в Сибири научный центр, сюда поехали строители, здесь работали архитекторы, проектировщики. Прокладывали дорогу, тут я делаю лирическое отступление, показываю слайд с фотографией «газика», мальчики радостно кричат: «Это же внедорожник!» Ну да. Поясняю, почему первые снимки черно-белые: цветное фото тогда не было так доступно, как сейчас. Спрашиваю, в какой сезон одно из любимых местными жителями мест получило название Золотая Долина. Секунда молчания, потом все хором: «Осенью!» Разбираем названия некоторых улиц, основная называется Морским проспектом, потому что ведет к морю, официально оно называется Обским водохранилищем, создано от реки Оби, самой крупной в Сибири. После этого школьники легко вычисляют происхождение улицы Жемчужной, ведь в море находят жемчуг. Многие улицы названы именами ученых, институты также часто носят имена первых директоров-академиков.
Живущие в научном центре дети без труда определяют систему степеней и званий: «Сначала кандидаты наук, не очень важные люди, потом они могут становиться докторами наук, еще есть члены академии и просто академики – это самое высшее». Кто-то тихо говорит: «Ой, а у меня дедушка академик!» Я рассказываю о том, что многие люди, окончившие НГУ, сами стали крупными учеными, а те, кто окончил университет в первых выпусках, теперь тоже академики. Предлагаю расспросить дома своих родителей, дедушек и бабушек, как они сюда попали.
Показав фотографии отцов-основателей, поясняю, что они приехали сюда с группами своих учеников из разных мест. Мне кажется очень важным помогать детям, молодежи, да и взрослым представить себе, задуматься над тем, что помимо маститых пожилых ученых сюда приезжали люди совсем молодые. Показываю фотографии своих родителей и свекров в молодости. Школьники удивляются: оказывается, первопроходцы были моложе их родителей.
Всегда упоминаю о том, что в школу №130 в самый первый 1‑й класс пришли всего семь детей. Почему? Ребята быстро догадываются: тут еще не было много семей! Через год уже было два вторых класса, значит, постоянно приезжали новые семьи. Вижу по лицам, что их это очень радует. Подсказываю: новые жители приезжали по мере того, как строители возводили все новые дома, школы. Появлялись магазины, поликлиника, Дом ученых, кинотеатр… Дети подсказывают: почта, детский клуб, музей… Дополняю: «Значит, сюда приезжали не только ученые, но и самые разные работники». Кто-то смело добавляет: «Учителя!» И на всякий случай оглядывается на Ирину Аркадьевну, она улыбается: молодцы!
Живейший интерес вызывают фотографии, где мы с мамой стоим на Морском проспекте около своего дома, дети видят, что мне на снимке примерно столько же лет, сколько им. Я знаю специфику детского восприятия, мы же, взрослые, как будто всегда были такими, какие сейчас. На другом фото, уже цветном, мне 16 лет. Объясняю, что я впервые работала переводчицей на научной конференции, куда приехали представители 104 стран. Спрашиваю, какой, по их мнению, тогда был месяц: улыбаются – на мне сарафан, значит, июль. Рассказываю, как встречала в аэропорту иностранцев, а они вышли из самолета в шубах и с лыжами в руках. Приехали в Сибирь! Дополняю небольшой историей о встрече с коллегами из Африки, когда я уже совсем взрослой ездила на конференцию по образованию. Африканцы неоднократно спрашивали меня, что за белое покрытие у нас везде зимой. Показываю зимнее фото, дети смеются. Конечно, в Африке снега-то не видели.
Начальная школа располагается в новом здании, построенном несколько лет назад. Классы оборудованы техникой: компьютер, электронная доска. В школе теперь есть бассейн, тренажерный зал. Заметно, как продвинулись и учителя. Наличие гаджетов в руках детей не удивляет. А вот уверенное обращение педагогов с техникой вызывает уважение и оптимизм. В 90‑е я обучала учеников и учителей пользованию ИКТ. Вела интернет-проекты, проводила открытые уроки, объясняла, что такое новейшие технологии, зачем они нужны, как такие уроки вписывать в учебный план. Читала лекции на курсах повышения квалификации. Сейчас положение изменилось в лучшую сторону, прогресс налицо.
Завершив беседу, прошу учеников сфотографироваться вместе с учительницей. Дети мгновенно собираются вокруг нее. Хором говорят мне спасибо. Ирина Аркадьевна выпускает очередной четвертый класс «началки» в среднюю школу. Думаю, они не только получили от нее хорошие знания по разным предметам, но и приобрели много полезных навыков. С дисциплиной и мотивацией тут явно все в порядке.
У меня впереди новые встречи и выступления.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск, фото автора
Комментарии