Недавно узнал, что микрочастицы могут находиться в нескольких местах одновременно. Что доказано лабораторным путем. Фантастика, правда? Физики неоднократно пытались объяснить причину этого парадокса. Ведь никто никогда не видел, чтобы в нескольких местах одновременно находился, к примеру, один и тот же человек. Самое радикальное толкование данного феномена – предположение, что мир состоит из множества параллельных вселенных, и частица вовсе не находится в нескольких местах одновременно, она находится одновременно в нескольких мирах, а мы с вами по какой-то причине зрим лишь один из них. К примеру, водитель машины видит выскочившего на дорогу пешехода. В одной реальности он, избегая наезда, гибнет сам, в другой попадает в больницу и остается жив, в третьей гибнет пешеход. Число альтернативных сценариев бесконечно. Эту гипотезу поддерживают многие ученые, не потому что начитались фантастики, а потому что не нашли другого объяснения.
Но кто же выбирает из множества миров один-единственный? Наше сознание. Возможно, это его единственная функция.
«Квантовый мир существует в форме параллельных миров, – говорит физик Михаил Менский. – После того как сознание выбирает один из них, возникает та самая реальность, которую мы все видим. На самом деле это лишь иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя, потому что после выбора остальные миры вовсе не перестают существовать, они так же реальны».
Прочитав все это, я впал в маразм. Боже мой! Весь мир – плод моего воображения?! Я сам измыслил эту страну, семью, друзей, свою работу, кота на диване, звезду за окном? И даже этот сайт «Учительской газеты» – «иллюзия». Впрочем, не только моя.
Ладно. Если сознание каждый раз выбирает – какой мир избрать, то, безусловно, оно хочет найти лучший вариант. Почему же люди гибнут на дорогах? Почему водитель не «ныряет» в ту реальность, в которой пешеход остается невредимым?
Я нашел несколько ответов на свой вопрос.
Первый. По какой-то причине – то ли из вредности, то ли по педагогическим соображениям – сознание преподносит нам неприятности, считая, что они необходимы нам, так сказать, для общего развития. Бр-р-р! Как потенциальный пешеход, я вздрогнул от собственной мысли. Передавят всех!
Второй ответ. Сознание действительно выбирает лучший вариант. Это означает, что гибель пешехода можно было предотвратить только, допустим, гибелью водителя – носителя данного сознания. Разумеется, такой исход отвергнут.
Третье предположение. Сознание просто не успевает просчитать лучший вариант за то короткое мгновение, что ему отведено на выбор, поэтому цепочка событий в нашей жизни, как правило, хаотична, лотерейна.
Однако у нашего неспешного сознания есть шустрый помощник – подсознание. И чем дольше живет человек, тем быстрее, легче делает выбор. Это называется – опыт. Он основывается на прежних ошибках. С некоторыми оговорками можно утверждать, что подсознание (вкупе с памятью) и есть «база данных» житейской мудрости.
«Бессознательное мышление существует в виде устоявшихся нейронных связей и привычек, обрабатывает примерно четыре миллиарда бит информации в секунду. Для его функционирования задействована долгосрочная память (ценности, убеждения, отношения, прошлый опыт). Оно не привязано ко времени и воспринимает информацию буквально» (Википедия).
Что из вышесказанного можно интегрировать в нашу сферу образования? Если сформулировать одну из задач школьной педагогики как стремление дать ребенку людской опыт как можно быстрее, ускорить подготовку к жизни, принимая за «жизнь» многообразие вариантов выбора, которое вынуждено делать наше сознание, то педагогика согласно приведенным доводам, учитывая скрытую мощь бессознательного, должна включить в список своих целей развитие подсознания, интуиции, то есть постижение без логики, выбор действий, основанный на воображении, чутье, проницательности.
А вот с этим у нас проблемы. Гуманитарные дисциплины, например, история освещает ход событий прошлых лет и их трактовку современными авторами. Впечатлительный ученик, конечно, отложит в памяти сожжение Джордано Бруно и научится прикусывать язык рядом с инквизицией, в какие бы одежды она ни пряталась сегодня, но интуиция тут ни при чем. Все точные науки в рамках школьной программы в основном предлагают решение задач по образцу. Путь надежный для сдачи ЕГЭ, для обычной жизни, но тупиковый в нестандартной ситуации. Во время аварии на Чернобыльской АЭС персонал станции действовал по инструкции, но, как оказалось, спасти станцию с какого-то момента можно было только импровизируя. Недостаток «воображения, чутья, проницательности» тех, кто стоял у пульта в ту ночь, дорого обошелся всем нам, подкосив страну, которая через пять лет и вовсе почила. А вот другой пример. Тремя годами раньше, в 1983 году, тоже ночью, подполковник Станислав Петров увидел на экране радара четыре точки – летящие в сторону Москвы американские ракеты. Что он имел? – минимум информации, директиву на ответный удар, «ядерный чемоданчик» в руках смертельно больного Андропова, вспышку «холодной войны» после недавно сбитого нашей «сушкой» корейского боинга, и несколько минут на принятие решения… Интуиция Петрова не подвела и спасла мир от ядерной катастрофы. Как выяснилось позже, ракет не было, был сбой в работе спутника. В 2006 году, после рассекречивания архивов, российский офицер получил международную награду в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Впрочем, зачем связывать неосознанный выбор, это «искусство чтения чистых листов», исключительно с экстремальными ситуациями? А любовь с первого взгляда и на всю жизнь? А выбор профессии, к которой у человека не было ну никаких наклонностей и которая вознесла его к вершине совершенствования? А так называемая женская интуиция, которая подсказывает женщине, что она права, независимо от того, права она или нет? И в конечном итоге оказывается-таки права! И не мне вам рассказывать, как часто бессознательное действие выручает учителя на уроке.
Так можно ли тренировать, осмысленно совершенствовать свой внутренний голос или такой учебный процесс чистой воды профанация? Вопрос, чрезвычайно интересный для стратегии образования будущего (актуальный в любом случае, независимо от существования или отсутствия параллельных миров).
Мне кажется, в современной школе в развитии этого своеобразного свойства человеческой натуры больше остальных участвуют три предмета: музыка, изобразительное искусство и физическая культура (увы, не претендующие на вершину школьной иерархии). Искусство музыки и живописи уходит от слов, что важно – подсознание не умеет говорить. Что касается физкультуры, то нигде не требуется так быстро мыслить, как в спортивной игре – мозг не успевает, выручает его «шальной слуга» – интуиция. Да, многие сегодня выбирают спорт, азарт, экстрим исключительно кнопкой телевизионного пульта или мышкой компьютера, но посмотрите на городские дороги в часы пик – вождение авто уже давно требует инстинктов спортсмена и нюх игрока в «русскую рулетку»! А всех, кто не справился, ошибся, ждут в ином мире… В квантовом. К примеру, водитель машины видит выскочившего на дорогу пешехода… Дальше вы знаете. До свидания. Точнее, прощайте. Ведь ваше сознание сейчас сделает выбор: согласиться с автором, выдохнуть – «бре-ед!», ответить хлестким комментом или что-то еще. Не исключено, что эти действия разделят нас с вами в пространстве мирозданий, и мы, как два трамвая, полетим по разным веткам до следующей стрелки. При этом наши имена, тела и души останутся в этой жизни, но будут лишь многочисленными двойниками более удачной версии. А может, менее удачной, мы об этом никогда не узнаем – миры-то параллельные, пересекаться не могут!
Фото Ольги Максимович
Комментарии