search
main
0

Как быстро они взрослеют!

Первый раз в первый класс

Вот и отзвенел первый долгожданный звонок во всех школах нашей необъятной Родины. Родители, дети, учителя вернулись к привычному ритму жизни и работы. Привычному для всех, но не для первоклас­сников. Как раз они, наши самые маленькие ученики, впервые в жизни переступили порог школы, сели за парты и стали знакомиться с таким сложным учебным трудом. Как сложится их дальнейшая судьба в стенах школы, смогут ли они перестроиться и комфортно чувствовать себя в новой роли – в роли учеников? Все эти вопросы волнуют не только педагогов нашей школы, но и в большей степени родителей.

Родители счастливы и горды тем, что их ребенок стал школьником, но их не покидает беспокойство за дальнейшую судьбу своих малышей. В этом году за парты в нашей школе сели более 160 первоклассников, и все они переживали и испытывали чувство тревоги перед новой жизнью. Дети 6‑7 лет реагируют на состояние неопределенности и коренных изменений в жизни, а именно таким является переход из детского садика в школу, всем своим существом. Период адаптации ребенка к школе длится от двух-трех недель до полугода. Это зависит от многих факторов – от индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательных программ и подготовленности ребенка к школе. Поэтому наша задача – педагогов, психологов, администрации, всего педагогического коллектива – создать такие условия для наших малышей, чтобы они чувствовали себя комфортно и уверенно, чтобы период адаптации прошел как можно легче и быстрее.
Психологическая готовность к школе – это не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Из каких же основных элементов состоит школьная готовность? Основные составляющие школьной готовности – это мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность и коммуникативная готовность.
Мотивационная готовность – это желание ребенка учиться в школе. Не путайте желание учиться и желание пойти в школу – это разные понятия. Важно, чтобы ребенок осознал значимость учебы и проявил готовность прилежно трудиться. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения и иметь права и обязанности и составляет внутреннюю позицию настоящего ученика. Как этого добиться? Рассказывайте ребенку, что в школе интересно, получать новые знания увлекательно, появятся не только новые почетные обязанности, но и права, как у взрослого человека.
Волевая готовность просто необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ребенок, который умеет слушать и вникать в содержание инструкций учителя, подчинять свои желания общим требованиям, выполнять не совсем привлекательную работу, будет успешен. Для тренировки волевой готовности можно писать графические диктанты, выполнять задания на развитие внимания и умение сосредоточиться.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Коммуникативная готовность проявляется в умении подчинять свое поведение нормам, установленным в классе. Способы общения в школе и в дошкольных группах сильно различаются, и для лучшей адаптации ребенок должен владеть богатым репертуаром приемов общения. Личный пример взрослых терпимости и доброжелательности во взаимоотношениях с родными, друзьями, соседями, а также поддержание доброжелательного отношения к окружающим людям играют важную роль в формировании этого вида готовности.
Все аспекты готовности ребенка к школе важны как в отдельности, так и в совокупности. От них зависят успешность обучения, комфорт, положительные эмоции, настроение и в конечном итоге здоровье ребенка. Для успешной адаптации значимы впечатления, полученные ребенком в первые дни пребывания в школе.
Этот период является важнейшим элементом дальнейшего успешного обучения, социализации и закладки фундамента будущих побед. У нас опытные учителя, которые прекрасно знакомы с психологическими особенностями детей этого возраста. Но ни один учитель, даже самый грамотный и опытный, не справится с такой сложной задачей, как адаптация первоклассников, без помощи родителей. Ведь они наши главные и основные помощники. В вопросе адаптации первоклассников очень важна обратная связь. Педагоги постоянно находятся в тесном контакте с родителями, имеют полное представление о том, как ребенок дома отзывается о школе, какие изменения происходят в поведении и настроении каждого ребенка.
Родители наших первоклассников с удовольствием поделились своими впечатлениями о первых днях пребывания ребенка в школе:
– Несмотря на то что у нас второй ребенок пошел в школу, чувство тревоги не покидало весь август. Я представляла себе, что, как в том анекдоте, на вопрос: «Ну как, сынок, твой первый день в школе?» – он ответит: «Все отлично, мама, только не говори мне, что завтра я опять должен туда идти». К моему огромному удовольствию, я ошибалась. Мой малыш очень рад, его все устраивает, ему интересно и хочется снова идти в светлый добрый класс. Я на седьмом небе от счастья. Огромное вам спасибо за терпение и труд!
– Очень радостно, что моя дочь с удовольствием ходит в школу! Ждала окончания выходных и написала письмо учительнице. Поэтому мои ощущения на сегодняшний день только приятные. Совсем нет тревоги, как там моя девочка чувствует себя в школе…
– Я очень переживала, что моему ребенку будет скучно в школе, что учеба ее не заинтересует. Она без особого энтузиазма ждала начала школьных занятий. Но 1 сентября, встречая ребенка после уроков, я была приятно удивлена ее настроением. Оказывается, в школе здорово! Ребенок повторяет все, что слышала на уроках, рассказывает мне, как важно много заниматься! Для меня это радостно и удивительно: мы поменялись ролями, теперь моя семилетняя дочь объясняет мне, почему так важно учиться. Спасибо вам огромное!
– Встречаю ребенка из школы после окончания уроков, а он бежит мне навстречу, такой радостный, воодушевленный! И такое чувство счастья переполняет изнутри, когда твой ребенок счастлив, когда ему хорошо! Ура! Раз первые дни прошли так удачно, то, возможно, уже преодолен барьер страха и неуверенности? Очень хочется на это надеяться. Впереди только новые знания, новые открытия, новые встречи. Я верю – все будет хорошо!
– У нас первый ребенок пошел в этом году в школу, и опыта, как это бывает, пока нет. Все безумно интересно, интригующе, захватывающе и для нас, родителей, и для нашего малыша. Наша учительница много с нами общается, тем самым придавая уверенности, и чувство страха и тревоги постепенно перерастает в позитив, твердость и понимание всего, что происходит с нашим ребенком.
– 1 сентября я чувствовала себя так, как будто сама пошла в первый класс. Мне было немного грустно от мысли, что мой малыш так быстро взрослеет. Мне приятно, что мой мальчик понимает важность школьного труда. У него очень много новых положительных эмоций.
Отзывов мы собрали достаточно много, все они позитивные, радостные. Но особое внимание педагогам следует обратить все-таки на других детей, на тех, которым в школе пока не очень комфортно, сложновато, которые испытывают некоторые проблемы с мотивацией, вниманием, социализацией. Каждый такой ребенок требует особого подхода, высокого мастерства учителя, большого терпения и труда. Мы не сомневаемся, что все наши дети преодолеют трудности адаптации и с удовольствием будут ходить в школу, поймут, что школа – это интересно и увлекательно, найдут новых друзей и совершат для себя много новых открытий!

Виктория ВОЛЯНИЦА,
учитель начальных классов школы №2053;
Лариса ВАСИЛЬКОВСКАЯ,
учитель начальных классов школы №2053

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте