search
main
0

Как бороться с ленивыми? Методика организации урока-зачета

Я работаю в школе десять лет и постоянно сталкиваюсь с проблемой: как учить лучше? Методическая наука разработала большое количество методов, методических приемов, предлагает разнообразные формы проведения уроков. Но без активности учеников, их заинтересованности любая из предложенных методик будет “пробуксовывать”. Зачеты относятся к активным формам проведения уроков и позволяют добиться хороших результатов. Рассмотрим подробнее методику их проведения.

Место зачета в системе других уроков. Проводится за 1-2 урока перед итоговым контролем (контрольной работой). Также это может быть и урок промежуточного контроля, если тема большая.
Тип урока. Предварительный (промежуточный) контроль знаний.
Цели урока: объективно оценить уровень знаний и умений каждого ученика по данной теме; своевременно выявить пробелы в знаниях.
Значение. Предотвращение хронической неуспеваемости учеников по отдельным вопросам изучаемой темы.

Классификация уроков-зачетов
Тематические по типу экзамена.
Ученики выбирают задания (как на экзамене) по определенным вопросам: строение веществ, химические свойства, задачи и т.д. (каждый вопрос написан на отдельной карточке). Письменно отчитываются по выбранным вопросам. За зачет выставляется несколько оценок, тогда сразу становится ясно, над чем еще надо работать со всем классным коллективом и конкретными учениками в отдельности.
Зачет – смотр знаний.
Проводится с чередованием устных и письменных этапов. Оформляется лист учета знаний и выставляется общая оценка за зачет.
Зачет – карусель или поэтапный зачет.
Особенность организации такого зачета заключается в том, что каждый участник экспертной комиссии (сильный ученик – консультант) принимает зачет у одноклассников только по определенному вопросу. Ученики заранее оформляют индивидуальный зачетный лист, в котором указывают основные вопросы темы, а консультанты выставляют в них баллы – оценки и записывают примечания для дальнейшей коррекции знаний. В итоге по набранной сумме баллов – среднему арифметическому от нее выставляется каждому ученику оценка за зачет. Проведение такого зачета возможно в классе, где есть сильные ребята.
Остановимся на организации и проведении последнего типа зачетов по теме “Обобщение знаний об углеводородах” (10-й класс).

Урок-зачет по теме “Углеводороды”
За две недели до начала зачета в кабинете химии вывешиваются основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме, график проведения консультаций. Отдельно проводятся консультации для экспертной комиссии, на которых будущие экзаменаторы должны досконально усвоить материал своей темы, сдать ее учителю, а остальные темы – друг другу. Таким образом эксперты сдают зачеты заранее. Им предлагаются вопросы для зачета с классом, но они могут добавлять свои, предварительно посоветовавшись с учителем. Заранее обговаривается, какие вопросы будут предлагаться конкретным ученикам в зависимости от их возможностей (дифференциация контроля знаний) и критерии оценки. Оценка выставляется в виде балла от 0 до 5 (предусматриваются и дробные баллы).
Ученики в течение двух недель могут консультироваться у экспертов по интересующим их вопросам. Последние должны суметь объяснить им непонятное.
Зачет проходит на двух спаренных уроках. Времени достаточно, остается оно и для выставления общей по зачету оценки, и на подведение итога урока.
Предварительно учитель разбивает класс на группы в соответствии с числом рассматриваемых ключевых вопросов (столько же должно быть и экзаменаторов).
С началом зачета группы занимают свои места и в дальнейшем через определенный промежуток времени меняются ими. Если в классе 25 человек и из них 5 экспертов, то оставшиеся делятся на группы по 4 человека. У экзаменаторов два ученика отвечают на данные вопросы письменно, а два – устно. По окончании ответа экзаменатор выставляет ученику балл и в графу “примечания” записывает, где учеником было допущено больше всего неточностей или ошибок либо чего он вообще не знает.
С зачетным листом испытуемый переходит к следующему экзаменатору, пока не пройдет всех. Далее он сдает лист учителю, который выставляет общую оценку за зачет и делает выводы об уровне усвоения ребятами данной темы и планирует коррекционные занятия.
Этот вид зачета требует большой предварительной подготовки. Поэтому проводить его целесообразно 1-2 раза в год после изучения большой по объему темы. Но результат оправдывает затраченное время. У учителя появляется прекрасная возможность через посредников (экзаменаторов) проверить знания и умения каждого ученика, дать возможность обобщить знания по большой теме, заставить даже ленивых учеников потрудиться, повысить интерес к предмету (у экзаменаторов прежде всего).
Зачет по теме “Углеводороды” можно проводить по двум вариантам, выбирая узловыми моментами следующие вопросы:
I вариант
1. Предельные углеводороды.
2. Непредельные углеводороды.
3. Ароматические углеводороды.
4. Генетическая взаимосвязь.
5. Задачи.

II вариант
1. Гомология. Изомерия. Номенклатура.
2. Строение.
3. Химические свойства.
4. Генетическая взаимосвязь.
5. Задачи.
Вариант выбирается учителем в зависимости от уровня подготовленности учащихся (от их способностей и возможностей). Зачет по второму варианту целесообразнее проводить в более сильном классе, так как он требует развития у учеников на более высоком уровне мыслительных операций обобщения, сравнения, выделения главного. Хотя дифференциация (по уровням А, В, С) предусматривается в вопросах каждого из вариантов.
Перечень требований к знаниям и умениям учащихся по теме “Углеводороды”:
Ученики должны знать и уметь:
I. Характеризовать углеводороды алканы, алкены, алкины, арены по плану:
1. Общая формула гомологического ряда.
2. Строение:
а) угол между связями;
б) длина связи С – С;
в) вид ковалентной связи
(s – или p-);
г) пространственная
конфигурация;
д) вид гибридизации атомов
углерода.
3. Виды изомерии.
4. Примеры гомологов.
5. Номенклатура.
6. Физические свойства.
7. Химические свойства (в том числе качественные реакции).
8. Получение в лаборатории и промышленности.
9. Практическое значение.
II. Сравнивать углеводороды друг с другом (в соответствии с выше предложенным планом).
III. Устанавливать зависимость между строением, свойствами и применением углеводородов.
IV. Устанавливать генетические взаимосвязи между изученными углеводородами, которые дают возможность осуществлять переход от одной группы к другой.
V. Находить молекулярную формулу газообразного органического вещества на основании его относительной плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элементов, а также по массе веществ продуктов сгорания.
Готовятся зачетные листы следующей формы (см. таблицы).
Пример содержания зачета по варианту I.

Предельные углеводороды (алканы)
Для сильных учеников (уровень А)
1. Напишите формулы всех изомерных веществ, имеющих состав С5Н12, назовите эти вещества. Какие химические свойства характерны для пентана? Подтвердите уравнениями химических реакций.
2. На конкретных примерах докажите связь (зависимость) в системе

Подтвердите уравнениями химических реакций.
Для средних учеников (уровень В)
1. На конкретных примерах докажите связь (зависимость) в системе

Подтвердите уравнениями реакций.
2. Даны вещества: О2, Н2, Вr2, Н2О, Сl2.
С какими из них будет взаимодействовать пропан? Запишите уравнения химических реакций.
3. Запишите уравнения химических реакций получения метана: а) в лаборатории; б) в промышленности.
Для слабых учеников (уровень С)
1. Какие вещества называются гомологами? Приведите примеры (не менее четырех). Назовите эти вещества. Объясните, чем гомологи отличаются от изомеров.
2. Гибридизация атомных орбиталей у алканов. Определение гибридизации. Принципы гибридизации.
3. Из веществ, схемы углеводородных скелетов которых изображены ниже, выпишите: 1) гомологи; 2) изомеры.

Сколько разных веществ обозначено схемами? Дайте им названия по систематической номенклатуре.

Непредельные углеводороды
Для сильных учеников (уровень А)
1. На конкретных примерах докажите связь (взаимосвязь) в системе:

При необходимости подтвердите уравнениями реакций.
2. Напишите формулы веществ:
2,2 – диметил – 5 – пропил – 5 – этилоктин – 3
2,3 – диметил – 4 – этилгептадин – 1,3 – ин – 5.
Перечислите, какие химические свойства характерны для данных соединений.
Для средних учеников (уровень В)
1. Какие органические вещества называются непредельными углеводородами (алкенами и алкинами)? Какие виды химической связи характерны для них? Дайте характеристику связей в молекулах этих веществ: длину связи, валентный угол, геометрию молекул, тип гибридизации.
2. Как отличить алкены и алкины от алканов. Напишите уравнения химических реакций.
3. Напишите формулы веществ: гексан – 1; 2,3,4 – триметилпентен – 2; цис 2,3 – диметилбутен – 2; 4 – этилгептин – 2. Какие виды связей встречаются в данных соединениях? Сколько и какие в первом веществе (перечислить)?
4. Напишите формулы и названия изомеров, имеющих состав С5Н8.
Для слабых учеников (уровень С)
1. Сравните s – и p – связи в молекуле этилена. Чем по строению, видам связей отличаются алкены и алкины.
2. Как получают ацетилен в лаборатории и в промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций.
3. Что обозначают названия реакций: гидрирование, галогенирование, окисление, алкилирование, гидротации, полимеризации?
4. В чем сущность правила Марковникова? Проиллюстрируйте на конкретном примере.

Ароматические углеводороды (арены)
Для сильных учеников (уровень А)
1. Объясните, почему в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах, а реакции присоединения – труднее, чем в алканах.
2. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Подтвердите уравнениями химических реакций.
Для средних учеников (уровень В)
1. Какими опытами можно доказать, что в склянке без этикетки находится бензол? Подтвердите уравнениями реакций.
2. С какими из веществ, перечисленных ниже, реагирует бензол: С12, НBr, Н2, Н2О, Br2? Напишите уравнения возможных реакций.
3. Являются ли следующие соединения гомологами бензола? Почему?

4. Осуществите превращения, указав условия их протекания:

Для слабых учеников (уровень С)
1. Объясните особенности строения молекулы бензола, указав ее геометрию, длину связи, валентный угол.
2. Напишите уравнения химической реакции тримеризации ацетилена. В каком промышленном процессе используют эту реакцию? Какое она носит название?
3. Где находят применение бензол и толуол?
Пункты “Генетическая взаимосвязь” и “Задачи” смотреть во втором варианте.
Ольга СОКОЛОВА, учитель химии и биологии
поселок Октябрьский,
Рыбинский район,
Ярославская область

P.S.
Со вторым вариантом зачета вы можете ознакомиться в приложении к “УГ” “Сто друзей”.

Зачетный листок ученицы 10-го “А” класса Левиной Светланы

Зачетный листок ученицы 10-го “А” класса Левиной Светланы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте