Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

Каисса одобряет*

Шахматы помогают воспитать в детях немало полезных качеств
Учительская газета, №28 от 13 июля 2021. Читать номер
Автор:

В 2015 году издательство «Феникс» выпустило в свет пособие «Азбука креативного шахматного образования», адресованное наставникам (педагогам дополнительного образования и воспитателям). В этом пособии кроме теоретических основ авторской методики креативного шахматного образования (КШО) младших школьников приводились также упражнения и задачи, предназначенные для закрепления полученных учениками знаний и выработки у них умений, необходимых для совершенствования навыков игры в шахматы.

Особенностью этого пособия стало описание авторской технологии создания на сайте учебного заведения электронного образовательного ресурса, наличие и использование которого намного повышает эффективность обучения младших школьников и воспитания гармонично развитой личности ребенка.

От педагогов, работающих в соответствии с данными рекомендациями, автор получил многочисленные просьбы увеличить количество примеров, упражнений и задач, что бы позволило реализовывать личностно ориентированный подход к обучению младших школьников азам шахматной игры.

Кроме того, поступили письма от некоторых родителей, сетовавших на то, что учебное пособие ориентировано в первую очередь на педагогов школьного дополнительного образования. В то время как проводить индивидуальные занятия с детьми в домашних условиях, следуя методике креативного шахматного образования, представляется затруднительным.

С учетом полученных предложений автор подготовил сборник примеров, задач и упражнений, которые можно использовать как в начальной школе при групповых занятиях, так и в домашних условиях для индивидуального обучения. Учитывая, что потенциальный читатель хочет не только развить свои когнитивные способности, но и при этом научиться играть в шахматы, однако не знает правил шахматной игры, в первой части сборника представлены основные понятия шахмат и правила игры в шахматы. Что вполне достаточно для пропедевтического курса для обучения шахматистов-любителей.

При этом круг потенциальных читателей значительно расширился по сравнению с адресатами учебного пособия «Азбука креативного шахматного образования». Кроме педагогических работников начальной школы (педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, воспитатели) сборник примеров, задач и упражнений оказался интересным и родителям (бабушкам и дедушкам, старшим родственникам младших школьников), которые пожелали помочь ребенку в становлении и гармоничном развитии его личности в процессе обучения шахматной игре. Так что можно смело утверждать, что авторская методика креативного шахматного образования младших школьников с применением компьютерных технологий оказалась востребованной как в групповых занятиях в образовательных учреждениях, так и при индивидуальном семейном обучении.
Думается, что методика КШО окажется полезной не только первоклассникам 6‑7 лет, но и поспособствует развитию и воспитанию личных качеств у школьников старшего возраста.

Квинтэссенция авторского подхода к становлению и развитию личности младших школьников посредством обучения шахматной игре была сформулирована в пособии «Азбука креативного шахматного образования младших школьников», в котором содержатся и определяются основные личностные качества учеников начальных классов.

Чтобы доказать свое умение играть в шахматы и выиграть партию, кроме обладания навыками игры юный шахматист должен:
– быть целеустремленным, в трудных позициях не терять присутствия духа и искать выигрышное продолжение партии;
– обладать хорошей памятью, чтобы при затруднениях вспомнить примеры из классических партий и попытаться применить один из них;
– уметь сконцентрировать свое внимание на главном событии в партии, но при этом не упускать из виду действия партнера на периферии;
– строить логически выверенные цепочки возможного развития партии, выискивая не только наилучшие ходы для себя, но и наилучшие ответные ходы партнера-соперника;
– абстрактно мыслить, так как при обдумывании хода запрещается передвигать фигуры по шахматной доске;
– творить партию, но не передвигать бездумно фигуры по шахматной доске.

Как видно из приведенного списка, перечисленными качествами должен обладать любой самодостаточный человек, стремящийся достигнуть намеченных целей. Очевидно, что эти качества понадобятся школьникам и в повседневной взрослой жизни.

В самом деле, если трансформировать указанные характеристики начинающих шахматистов – младших школьников применительно к повседневной взрослой жизни, то они могут быть сформулированы примерно следующим образом:
– быть целеустремленным, в сложившихся трудных жизненных ситуациях не терять присутствия духа и искать наиболее подходящий вариант;
– обладать хорошей памятью, чтобы при возникших жизненных затруднениях можно было вспомнить решения в аналогичных случаях, происшедших ранее, и попытаться применить одно из них;
– уметь сконцентрировать свое внимание на главном событии в жизненной ситуации, но при этом не упускать из виду побочные следствия принятых решений и противодействия со стороны недоброжелателей;
– строить логически выверенные цепочки возможного развития ситуации, выискивая не только наилучшие варианты для себя, но и наилучшие ответные ходы возможных недоброжелателей;
– абстрактно мыслить, так как во время обдумывания вариантов выхода из сложившейся затруднительной ситуации реакция недоброжелателей, вообще говоря, неизвестна.

Методика креативного шахматного образования младших школьников отличается от существующих технологий обучения следующими показателями:
задачи сгруппированы по принципу «от простых задач – к сложным заданиям»;
в отличие от заданий спортивной направленности в задачах КШО не указывается, какими фигурами и за сколько ходов необходимо достичь сформулированных в условии задачи результатов;
в отличие от заданий спортивной направленности в задачах КШО может быть несколько решений, и ребенок должен научиться выбирать наилучшее из них;
к некоторым сложным задачам приводятся ответы в двух вариантах. В первом варианте содержится подсказка в виде заключительной позиции. Такой подход позволяет учащемуся мобилизоваться. И вместо сумбурного перебора возможных вариантов продолжения партии ему подсказывают, куда следует направить свои поиски решения. Во втором случае приводится полное решение задачи с комментариями, чего нет ни в одном из известных пособий.

Результаты обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий сравнивались с результатами обучения общеобразовательным предметам – русскому языку, арифметике и окружающему миру.

Проверка эффективности методики и освоенных в процессе обучения игровых навыков и умений младших школьников проводилась в соответствии с авторским курсом «Креативное шахматное образование», основным компонентом которого является примерная программа.

В рабочей гипотезе, сформулированной выше, предполагалось, что обучение младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий, направленное на развитие определенных когнитивных способностей, может являться действенным средством повышения их успеваемости по основным предметам. Эффективность такого обучения повысится, если обучение компьютерным технологиям совмещать с овладением основами шахматной игры с определенным спортивным уклоном.

Показатели успеваемости по трем предметам (русский язык, математика, окружающий мир) и некоторых качеств интеллектуальных способностей младших школьников (внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение) в процессе педагогического эксперимента в течение учебного года имели определенное сходство в каждой паре групп. В экспериментальных группах все девять показателей успеваемости (по три показателя в каждой группе) имели наивысший балл в четвертой четверти. В контрольных группах из тех же девяти показателей наивысший балл в третьей четверти имели семь показателей, а в четвертой четверти – только два.

Динамика двенадцати показателей интеллектуальных способностей (по четыре в каждом классе: внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение) в экспериментальных группах имела наивысший балл в одиннадцати случаях в четвертой четверти, и только один – в третьей четверти. В контрольной группе из тех же двенадцати показателей наивысший балл имелся в десяти случаях в третьей четверти, а в четвертой четверти – только в двух.

Эти данные дают основание предположить, что в процессе обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий во всех трех возрастных группах повысилась умственная работоспособность учащихся по отношению к сверстникам, не обучавшимся игре в шахматы.

Анализ полученных результатов дает основание предположить, что основой повышения интеллектуальной работоспособности младших школьников, обучавшихся игре в шахматы с применением компьютерных технологий, является более высокий уровень психической выносливости.

При этом повышение выносливости связано не с ростом энергетических возможностей детского организма, а с другой компонентой выносливости – специфической резистентностью, то есть сопротивляемостью неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды человека. В данном случае с усталостью, накопившейся в течение учебного года, умственным и физическим утомлением.

В процессе обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий у учащихся совершенствовались волевые качества, проявлявшиеся как во время игры между учениками и сеансов одновременной игры, так и в турнирах, проводимых с учебной и спортивной целями.

Опосредованно можно говорить, что младшие школьники, обучавшиеся игре в шахматы с применением компьютерных технологий, воспитывали волю к победе, настойчивость, дисциплинированность, усидчивость, а также развивали такие качества, как чувство времени, необходимое в шахматных турнирах для его контроля, чувство пространства, необходимое для контроля шахматной доски в целом.

Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили предположение о том, что разделять задачи обучения игре в шахматы на воспитание умственных способностей и волевых качеств, необходимых в спортивной деятельности, нецелесообразно, так как шахматы являются спортивной игрой, по итогам которой должен быть выявлен победитель или определено равенство соперников. Это придает шахматам как когнитивную, так и эмоциональную направленность.

Поэтому имеющееся в литературе мнение о том, что в начальной школе нужна только интеллектуальная, развивающая направленность, не подтверждается анализом литературы и итогами проведенного педагогического эксперимента.
В этом вопросе итоги исследования обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий подтверждает мнение ряда специалистов-практиков и ученых о том, что оно должно быть направлено на параллельное решение двух задач – интеллектуальной и спортивной направленности.

Итоги проведенного педагогического эксперимента подтверждают позитивное значение обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий, выявленное в научных исследованиях, которое выполнялось отдельно для спортивной и психологической направленности.

В то же время настоящая работа позволяет добиться преемственности в становлении и дальнейшем совершенствовании мастерства юных шахматистов посредством современных шахматных компьютерных программ.

Виталий ПОЛОУДИН, сотрудник Научно-методического центра креативного шахматного образования младших школьников, кандидат педагогических наук

От редакции

Полную версию статьи со ссылками на источники вы можете найти в электронной версии нашего издания на сайте www.ug.ru.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt