Профлидеры Северо-Кавказского федерального округа подвели итоги Года педагога и наставника на деловой встрече в Грозном. Участниками важного разговора в Доме профсоюзов о том, как эффективно решать проблемы работников образования, стали представители Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии – Алании, Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики. Встреча прошла под председательством секретаря Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования по СКФО, руководителя Ставропольской краевой организации профсоюза Лоры Манаевой и председателя Чеченской республиканской организации Даутхана Герзелиева. На встречу были приглашены и социальные партнеры – председатель Федерации профсоюзов Чеченской Республики Хусайн Солтагереев, помощник главы региона Тамерлан Алиев, депутат парламента республики Аднан Нагаев, заместитель министра образования и науки ЧР Ахмед Усманов. Началось мероприятие с торжественной церемонии – вручения Даутхану Герзелиеву нагрудного знака Минпросвещения России «Почетный наставник». А затем состоялись деловой разговор и обмен мнениями между профлидерами регионов по обозначенным в повестке темам.
Кадры решают все
Марина Чотчаева, председатель Карачаево-Черкесской республиканской организации профсоюза, поделилась опытом сохранения и развития кадрового потенциала на основе партнерских отношений в регионе. В Карачаево-Черкесии, как и по всей стране, нехватка педагогов последние 5-7 лет ощущается все острее. В школах республики сложная ситуация с учителями русского языка и литературы, математики, физической культуры и некоторых других предметов. Марина Караевна назвала причины кадрового дефицита: «Первая – у учителя была и сохраняется низкая заработная плата». Вторая проблема – это ЕГЭ. «К сожалению, при всех плюсах этой формы государственной аттестации школьников ЕГЭ нивелировал ситуацию, подогнав всех поступающих в педагогические вузы под одни критерии. Этот экзамен не дает возможности понять, зачем молодой человек поступает в данный вуз, собирается ли он идти в школу учить детей, получив диплом», – сказала она. Третья причина – загруженность учителя, он вынужден заполнять всевозможные бумаги, а уроку отведено второе место.
«Кроме того, существует проблема беззащитности педагога – поменялось отношение детей и родителей к учителям, ценности у нынешнего поколения другие, философия другая. Негатив приводит к профессиональному выгоранию работников образования», – подчеркнула Марина Чотчаева.
Четвертая проблема – неравенство субъектов РФ.
«Дисбаланс в окладах учителей, надтарифных фондах в различных регионах создает огромные диспропорции в оплате труда. Происходит отток молодых специалистов в регионы, где зарплата выше», – отметила Чотчаева.
Марина Караевна рассказала, что делает республиканская организация профсоюза для решения материальных и социальных проблем педагогических работников, например, в отраслевом соглашении закреплены стимулирующие выплаты за наставничество, для студентов педагогических специальностей учреждена профсоюзная стипендия.
«Решать эти вопросы надо глобально, принимая меры на уровне Правительства России», – таким пожеланием завершила свое выступление Марина Чотчаева.
Больше конкурсов – выше профессионализм
Председатель Ингушской республиканской организации профсоюза Лидия Бекова уверена, что профессиональное и профсоюзное конкурсное движение – это очень важно:
«Профессиональные конкурсы педагогического мастерства способствуют повышению профессионального уровня учителей, помогают выявлять и транслировать лучшие практики, привлекают в образование молодых специалистов».
Как рассказала Лидия Макшариповна, на протяжении многих лет Ингушская республиканская организация проводит конкурсы «Лучший социальный партнер профсоюза», «Лучший уполномоченный», «Лучший председатель первичной профсоюзной организации», «Лучшая первичная профсоюзная организация». С 2022 года Федерация профсоюзов Ингушской Республики организует конкурс «Лидеры профсоюза», в котором активно участвуют молодые профактивисты – педагоги школ.
«Повышение профессионализма педагогических кадров, развитие конкурсного движения как одного из эффективных способов повышения квалификации и формирования профсоюзного резерва остаются приоритетными направлениями для профсоюза», – подчеркнула Лидия Бекова.
Материальные стимулы для молодых
Владислав Тотров, заместитель председателя Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза, говорил о взаимодействии с органами власти в интересах учителей: «Важнейшее направление совместной работы – повышение уровня благосостояния педагогов. Правительство республики после переговоров с профсоюзом постановило учредить молодым педагогам доплаты – 5 и 7 тысяч рублей. В некоторых муниципалитетах действуют и районные надбавки для этой категории работников образования. Из местного бюджета на эти цели дополнительно выделяется до 1,5 млн рублей. Итого: каждый молодой учитель первого года работы кроме зарплаты получает 10 тысяч рублей. Благодаря этим мерам поддержки в школы республики только этой осенью приняты на работу более 170 молодых педагогов. Мы видим, что в поддержке нуждаются и педагоги дошкольного, дополнительного образования, будем совместно решать этот вопрос».
Наставничество – профсоюзная тема
Председатель Чеченской республиканской организации профсоюза Даутхан Герзелиев поделился опытом развития системы наставничества в образовании: «По инициативе профсоюза в 2014 году были внесены изменения в постановление Правительства Чеченской Республики №184 об оплате труда работников образования, и наставникам стали доплачивать 10% к ставке. А когда в образовательных учреждениях для работников были созданы профсоюзные правовые кружки, в то же постановление было внесено еще одно новшество – оно касалось доплаты за ведение кружка в размере 20% к ставке. Руководителями кружков являются опытные учителя – члены профсоюзных комитетов. Занятия проводятся в единый день – каждую последнюю среду месяца. Сейчас в республике функционирует более 900 кружков, в них занимаются 13000 слушателей, из них более 4300 – молодые педагоги».
Наставничество развивается и в структуре республиканской организации профсоюза. Ежегодно в регионе открываются новые образовательные учреждения, только за последние 10 лет – более 400. Во всех новых первичках ведут шефскую работу кураторы, подкованные профсоюзные активисты, обучая коллег и налаживая профсоюзную деятельность. А еще в этом году состоялся первый региональный съезд наставников, определены приоритетные цели и задачи для развития данного института. Проведен первый республиканский конкурс «Педагогический дуэт», в котором приняли участие наставники и их подопечные.
«Наиболее значимое событие в социально-экономическом плане для наших педагогов – это повышение оплаты труда. От имени всех членов профсоюза выражаю благодарность главе Чеченской Республики Рамзану Ахматовичу Кадырову за то, что в Год педагога и наставника он поднял ставку педагога с 12420 до 15665 рублей. В настоящее время после обращения профсоюза и педагогов Министерство образования ЧР начало переговоры с правительством, парламентом, Минфином республики о дальнейшем совершенствовании оплаты труда работников образования в преддверии 2024 года, когда МРОТ будет составлять 19242 рубля», – подчеркнул Даутхан Хизирович.
Перед коллегами также выступили Магомед Амиродинов, председатель Дагестанской республиканской организации профсоюза, с темой «PR-работа с внешней и внутренней аудиторией по продвижению педагогической профессии» и Ирина Шевченко, главный правовой инспектор труда Ставропольской краевой организации, с темой «Правовая защита работников – платформа для новых идей и связей профсоюза».
Малика АБАЛАЕВА
Комментарии