search
main
+1

Кадры в поиске себя

И система образования в поиске кадров

По официальным данным, среди выпускников вузов только 30% российских специалистов работают по специальности, которую они получили в учебном заведении. Профессиональная деятельность 40% оте­чественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.

 

Давайте попробуем разобраться на примере Новосибирского государственного педагогического университета, что происходит в сфере образования в одном отдельно взятом регионе. НГПУ – один из крупнейших российских педагогических университетов, который входит в пятерку лучших педагогических вузов страны. Он хорошо знаком всем работникам образования, это действительно прекрасный вуз. Для учителей и школьников он традиционно служит местом проведения олимпиад и конференций начиная с городского уровня. Здесь проводятся курсы повышения квалификации педагогов, многочисленные мероприятия и встречи педагогов. Выпускники оставляют множество положительных отзывов. Главы администрации города и области ежегодно сообщают о том, какое количество выпускников НГПУ идет работать в школы, какую помощь им оказывают. Известно, что количества ежегодно заканчивающих учебу в престижном вузе более чем достаточно, чтобы закрыть все вакансии и потребности региона в молодых педагогах. Однако по-прежнему практически все школы помещают объявления о том, что срочно требуются учителя по всем предметам.

Много лет назад сотрудники приемной комиссии пединститута приезжали в Новосибирский государственный университет, где вступительные экзамены традиционно проводились раньше, чем в других вузах города. Отслеживали абитуриентов, недобравших 1-2 балла, и предлагали им без экзаменов поступать в педвуз.

Сегодня ситуация совсем другая. Мне кажется, часть проблем связана с навязшим в зубах определением «образовательные услуги». На сайте НГПУ помещен приказ ректора, где перечислены все имеющиеся направления и расценки. По списку заметно, как оперативно работает вуз, включены инклюзивы, ИКТ. Читая список, невольно задумываешься. Много раз в СМИ обсуждали вопрос о недопустимости подхода к образованию как к услуге, что понижает престиж профессии и меняет отношение к педагогу. Приведенные расценки и вовсе вызывают ассоциации с меню и прей­скурантами в доме быта, однако сами цены вызывают уважение. Самой дорогой специальностью считается «дизайн ювелирных и кованых изделий» – 240000 в год, или 950000 за 4 года, если платить сразу.

Среди привычных кафедр и факультетов, таких как «Русский язык и литература», «Математика», «Физика», «Химия», встречаются и не совсем обычные для педагогического вуза подразделения:

– Институт менеджмента и социальных коммуникаций;

– кафедра экономики и менедж­мента;

– кафедра рекламы и связей с общественностью;

– кафедра журналистики.

Теперь понятно, почему далеко не все выпускники идут работать в школу: они поступали совсем не для этого, а скорее за дипломом о высшем образовании. Не секрет, что многие направления появились в вузах исключительно для привлечения финансов, ведь обучение на них обычно платное. А что потом? Не знаю, насколько высокого уровня выходят оттуда люди с дипломами журналиста, создателя рекламы или менеджмента.

Несколько лет назад, когда стало окончательно очевидно, что учительский корпус неуклонно стареет, а учителей катастрофически не хватает, тогдашний министр образования Новосибирской области Сергей Нелюбов простодушно сказал в интервью: «Дефицита точно нет. Но есть вакансии. Среди основных – математика, иностранные языки, русский язык и литература. Есть потребность в учителях начальных классов, по региону открыто 22 вакансии. Но это не означает, что в какой-то из школ нет преподавателя. Просто перераспределяем нагрузку между учителями».

Как говорится, все гениальное просто. Сегодня, общаясь с победителями региональных этапов конкурса «Учитель года России», я слышала от них похожие истории. Нагрузка почти у всех 30-40 часов, то есть фактически исчезла вторая половина дня. А вместе с ней возможность вовремя проверять тетради, готовиться к новым урокам, повышать квалификацию, проводить родительские собрания, школьные мероприятия, возить учащихся на экскурсии, в театры и музеи. По-моему, победители высоких этапов конкурса – люди двужильные, а то и трех-четырех. Это профессионалы, умеющие организовать свою работу так, чтобы хватало времени на все. На первом месте стоит уверенное знание предмета, свой собственный высокий уровень. Почему они берут такие нагрузки? Кто-то пояснял, что меньше 36 часов, то есть двойной нагрузки, никому не предлагают. Другие говорят о необходимости кормить семью, да и самим, как ни удивительно, тоже есть хочется.

Учителя из регионов анонимно и честно рассказали о своей работе в 2022 году. Имена изменены. Евгения работает в сельской школе, ее ставка – 16 тысяч рублей, примерно такая же зарплата у школьного сторожа. Татьяна не успевает учить детей из-за нескончаемых отчетов, курсов и конкурсов. Надежда уволилась из школы, потому что «психика и самоуважение важнее».

Откуда берутся довольно высокие средние зарплаты? На то они и средние. У директора от ста тысяч, у завуча немного меньше, бухгалтер иногда перегоняет завучей. Сложили вместе сто и двадцать, поделили пополам, очень даже неплохая средняя цифра. Спрашиваю знакомых учителей, брали бы они по 30-40 часов в неделю плюс репетиторство, если бы просто получали нормальную зарплату – те самые 48000, которые озвучили недавно в официальных отчетах. Ответ всегда один: конечно, нет. Вели бы вожделенную ставку и имели бы полноценную вторую половину дня. Но наша работа никогда не кончается. Родители подходят поговорить после уроков и на переменах, звонят домой, особенно если педагог еще и классный руководитель. Дети приносят свои вопросы и проблемы. В июне все заняты на ЕГЭ и ОГЭ, на школьной площадке. Июль – да, отпуск, для многих на грядке: нужно сажать, потом собирать урожай и делать заготовки на зиму. В августе начинается подготовка к новому учебному году: учителя моют школу, делают мелкий ремонт, приводят в порядок учебные пособия.

«Указом президента Владимира Путина 2023‑й объявлен Годом педагога и наставника для повышения престижа профессии и запуска новых проектов по поддержке учителей, – пишет на одном из порталов журналистка Светлана Цикулина. – Но в России с каждым годом растет дефицит педагогических работников. Учителя увольняются из-за низких зарплат, давления со стороны администрации учебных заведений и непосильной бумажной нагрузки. Только за это лето отдельные школы потеряли до четверти педагогического состава. Никаких предпосылок для решения проблемы нехватки учителей в стране, несмотря на обещания Министерства просвещения, не наблюдается… Но его заявлению не верят ни родители, ни педагоги, которым приходится работать на две ставки и преподавать сразу несколько учебных дисциплин из-за нехватки кадров. Из образовательных организаций страны этим летом уволилось рекордное количество учителей».

В России средний возраст учителя составляет 45-47 лет, об этом в марте рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. Молодые люди идут в учителя неохотно, смущают маленькая зарплата, отсутствие роста и возможностей, диктатура школьных администраций и элементарная неблагодарность со стороны детей и родителей. А опытные учителя постепенно уходят на пенсию. Отсюда и нехватка учителей.

Хорошо сформулировано, осталось принять реальные меры по улучшению ситуации.

А мне регулярно задают смешной вопрос: «Почему же люди продолжают работать, несмотря на все более и более ухудшающиеся условия труда?»

Да просто детей любим. Уважаем свою профессию. Понимаем важность воспитания будущего страны.

Кто бы оценил…

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте