search
main
0

Кадры решили все… Наука, не принятая системой

Термин “репрессированное знание” очень точно характеризует педологию, науку, которая возникла на рубеже веков и стала одной из самых популярных в мире психологических отраслей почти на несколько десятилетий.

ПЕДОЛОГИЯ, комплексная наука о ребенке, была создана американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. В 1883 году он организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также основал первые в мире журналы, посвященные проблемам возрастной психологии и педологии. Материалы, полученные в исследовании Холла, позволяли составить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы с точки зрения взрослых и с позиций самих подростков. Этот подход и был положен в основу педологии.
Педология объединила знания разных отраслей, связанных с исследованием детского развития. Очень быстро она завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX века.
Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику. Учителя и воспитатели во всем мире сталкивались с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей.
Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х годов, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность.
Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали известные ученые Э.Мейман, Д.Селли, В.Штерн, Э.Клапаред.
При лаборатории Меймана, например, была организована экспериментальная школа, в которой опробовались разные программы обучения детей, исследовались способы отбора детей в классы на основе предварительной диагностики, экспериментально изучались критерии отбора – по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем.
Швейцарский психолог Клапаред основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт имени Руссо в Женеве, который очень быстро стал международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии.
Развитие педологии требовало новых объективных методов психического развития детей. Такие методы, получившие название тестов, были разработаны педологами А.Бинэ, А.Гезеллом, В.Штерном.

В России интерес к педологии был подготовлен развитием смежных наук – физиологии, педиатрии, психиатрии. Большое значение для молодой науки имели работы И.Сеченова, К.Ушинского, педиатров И.Тарханова и Н.Гундобина, которые считали, что проблема воспитания – задача не только педагогики, но и других наук. Исследования развития личности были связаны с традициями отечественной гуманитарной науки, для которой главным было нравственное самосовершенствование личности.
Большой вклад в развитие детской психологии внесли Г.Россолимо и В.Кащенко, которые в начале XX века создали первые педологические лаборатории. Осенью 1904 года в Петербурге открылись первые в России учебные педологические курсы для учителей. Для распространения педологических знаний А.Нечаев и Н.Румянцев начали выпускать серии книг по педагогической психологии и педологии. В этот период выходили и журналы по детской психологии: “Вестник воспитания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии”, “Педагогические известия”…
С именем В.Бехтерева, боровшегося за создание комплексной науки о человеке, связывают новый этап развития русской педологии. Именно Бехтерев заложил основы научной педологии в России, создал целую сеть педологических учреждений.
В 1905-1906 годах психология была введена в качестве учебной дисциплины в школы. Она стала одним из важнейших курсов в педагогических институтах. С 1906 по 1916 г. было созвано пять всероссийских съездов по психологии, и все они были посвящены вопросам педагогической и экспериментальной психологии. К 1917 году детская психология стала одной из ведущих областей российской психологической науки, а идея о необходимости психологической диагностики и участия психолога в образовательном процессе прочно вошла в школьную жизнь.
И после революции исследования детского развития продолжались, так как ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения новой, марксистской педологии, которая должна была помочь в воспитании нового человека. Путь к этому она видела в изучении личности каждого ребенка, в формировании методов исследования детей, которые дали бы объективную картину их психического развития, индивидуальных особенностей и позволили бы подобрать методы воспитания.
В советской педологии в этот момент было несколько школ и направлений, сторонники которых резко расходились во взглядах на многие проблемы. Первые шесть-семь лет – самый трудный этап ее становления. Отсюда и неизбежный отрыв теоретических исследований от практики, большое количество конференций, дискуссий по основным теоретическим проблемам психологии. В результате обсуждений к 1928 году была выработана более или менее единая позиция, с которой и пришли психологи разных направлений на первый педологический съезд, состоявшийся в конце 1928 – начале 1929 года. В 1928 году в Москве вышел первый номер журнала “Педология”.
Можно сказать, что 20-30-е годы были периодом максимального расцвета, взлета отечественной педологии. Идеи, появившиеся в то время, и сегодня направляют теоретические разработки ученых.
Но с 1930 года начались нападки на педологию.
Новые социальные условия заставили психологов пересматривать свои теоретические позиции, привели к новым дискуссиям, совершенно отличным от дискуссий двадцатых годов, так как их целью было уже не обсуждение научных вопросов, а поиск правых и виноватых. В результате таких обсуждений в психологических журналах и газетах появились первые покаянные статьи и речи ученых.
Одним из самых больных вопросов педологии был вопрос о кадрах. Разница в уровне подготовки, знаний и культуры в центре и на периферии, в отдельных школах и детских садах была огромной. Не хватало квалифицированных сотрудников в районных психологических кабинетах даже в таких крупных городах, как Москва и Ленинград. Тем более острой была кадровая проблема в маленьких городах и селах. Поэтому во многих местах психологическое обследование сводилось к малограмотному тестированию и неправомерному отсеву детей из школ. Положение усугублялось и тем, что вначале детских практических психологов готовили не педагогические, а медицинские вузы, а сами практические психологи и педологи были в подчинении Наркомздрава, а не Наркомпроса.
Но в основном критику вызывало то, что цель, поставленная педологией, – индивидуальный подход к каждому ребенку – не была актуальной в условиях изменившейся советской действительности. Свобода, уходящая из жизни общества, исчезала и из жизни школы, которая вместо отношений кооперации, сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания. Все это и привело к появлению известного постановления ЦК ВКП(б) 1936 года “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” и директивному закрытию педологии как науки вообще. При этом вместе с ошибками было забыто и все позитивное, что было сделано этой наукой.
Педология была директивно закрыта в момент интенсивной и плодотворной работы ученых, что нанесло серьезный ущерб всей психологической науке в нашей стране. Было прервано становление психологических школ и традиций, которое является важным условием формирования любой науки. До шестидесятых годов многие достижения педологии, имена выдающихся психологов, работавших в русле этой науки, например Льва Выготского, не были реабилитированы. Их книги не издавались, их идеи не были введены в научный контекст. Это сказалось и на связи между возрастной психологией и педагогикой, нанесло ущерб и самой педагогике, которая в силу обстоятельств должна была частично заменить психологию, чего реально сделать не могла.

Альфред ФАКИНОВИЧЕВСКИЙ,
социальный психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте