search
Топ 10

Кадры решают все! Талантливую молодежь поддержит государство

Кадры решают все! Этот лозунг, уже изрядно позабытый, вновь приобретает особое, государственное звучание. Причем речь сегодня идет о научных и научно-педагогических кадрах, от которых напрямую зависят мощь и процветание государства. Чтобы привлечь талантливую молодежь в науку и образование, была разработана и принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанная на 2009-2013 годы. Система мероприятий программы включает адресное финансирование научных исследований в научно-образовательных центрах России, исследований под руководством ведущих российских ученых, кандидатов и докторов наук, исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами, а также целевое финансирование инфраструктурных проектов-стажировок молодых ученых, организации всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ, олимпиад и конкурсов, поддержки программ развития домов детского творчества, научно-технического творчества молодежи, клубов юных техников, студенческих конструкторских бюро. О том, как идет реализация этой программы в регионах, наш сегодняшний выпуск.

Комментарий «УГ»Это важноФедеральная целевая программа разработана по поручению Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. №Пр-1321 и от 16 января 2008 г. №Пр-78 и по распоряжению Правительства Российской Федерации №440р. Общий объем финансового обеспечения программы – 90,454 миллиарда рублей.«По прогнозным оценкам к концу 2013 года реализация предусмотренных программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов:- снижение среднего возраста научных работников на 3-4 года;- повышение удельного веса исследований высшей квалификации на 8-16 процентов от современного уровня;- повышение качества научных публикаций – повышение удельного веса России в числе статей в ведущих научных журналах мира примерно на 50 процентов к удельному весу статей российских авторов».Из выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко

Николай БАБАНОВ, заместитель министра образования Нижегородской области:

– Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры в инновационной России» действует с 2009 года. В программе участвуют Нижегородский государственный университет им Н.И.Лобачевского и Институт прикладной физики РАН.

Однако в целях закрепления молодых специалистов в учреждениях образования на территории Нижегородской области с 2006 года реализуется областная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области», рассчитанная до 2020 года. Общий объем ее финансирования составляет 5,3 млрд рублей.

Сегодня в научно-образовательном комплексе Нижегородской области занято около 2500 человек, которых можно отнести к категории «молодые ученые». Среди них 11 докторов наук и около 300 кандидатов наук. В настоящее время уровень доходов молодых сотрудников институтов Российской академии наук колеблется от 15 до 35 тысяч рублей, заработная плата молодых преподавателей вузов – от 5 до 20 тысяч рублей.

Система воспроизводства научных кадров работает достаточно эффективно. В 2008 году аспирантскую подготовку в Нижегородской области осуществляли 19 высших учебных заведений и 11 научно-исследовательских институтов. В целом численность аспирантов на конец года составила 2917 человек.

На сегодняшний день в Нижегородской области сложилась и успешно действует система поддержки талантливой молодежи – школьников, студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов нижегородских учреждений послевузовского образования. Поддержка осуществляется через именные стипендии, установленные администрацией Нижегородской области. Число стипендиатов на сегодня – около 800 человек, число номинаций стипендий – 14. Ежегодно на выплату стипендий выделяется около 8 млн рублей из областного бюджета.

В течение 14 лет в области для аспирантов и молодых ученых действует Нижегородская сессия молодых ученых. На ней молодые представители различных научных учреждений и разных специальностей общаются между собой, ведущие ученые области обсуждают научные работы и результаты исследований молодых коллег. Всего в сессии участвуют более 800 молодых ученых из научных учреждений и предприятий Нижегородской области (кроме Нижнего Новгорода научные центры имеются в Сарове, Арзамасе, Дзержинске). Участники научного форума получают возможность быстрой публикации тезисов своих докладов, что немаловажно для дальнейшего научного роста.

Александр ГЛОЗМАН, директор центра образования №293 г. Москвы, заслуженный учитель РФ, к.п.н., учитель года России-1997:

– Поддержать педагогическую инициативу, стимулировать «уснувшего» учителя, поблагодарить и наградить, а иногда и наказать – это далеко не полный перечень мер стимулирования деятельности педагога со стороны администрации школы. Я уверен, очень важно на этом пути еще и создать условия для профессионального роста учителя, для поддержания его профессиональной активности. Это и участие педагога в работе профессионального сообщества: в конкурсе «Учитель года», дистанционных конкурсах методических разработок, цифровых образовательных ресурсов, экспертной оценки продуктов коллег на интернет-порталах.

Исследовательская работа – еще одно из направлений повышения профессиональной компетентности учителя. Участие в работе экспериментальных площадок, создание инновационных образовательных продуктов, научно-педагогическая деятельность – все это может остановить процесс профессионального выгорания педагога и дать мощный импульс его профессиональному росту.

Владимир ИВАНОВ, руководитель Департамента образования Новосибирской области:

– Сейчас в Новосибирской области разрабатывается программа по модернизации системы профессионального совершенствования педагогов в соответствии с федеральной программой «Научно-педагогические кадры инновационной России». Наша программа кадрового развития в первую очередь направлена на стимулирование учителей для систематического повышения ими своей квалификации. Она предполагает введение «графика» профессионального совершенствования педагогов, согласно которому каждый учитель с определенной периодичностью должен подтвердить свой профессионализм и пройти курсы повышения квалификации. Планируется, что в случае если педагог не пройдет обучение, то он будет лишен права преподавания в общеобразовательном учреждении. И не только курс повышения квалификации. Мы хотим, чтобы молодежь осуществляла свои амбициозные планы – училась в магистратуре, аспирантуре. Главная задача нашей программы – внедрить в сознание педагогов идею не об «образовании на всю жизнь», а об «образовании через всю жизнь». Данная программа ориентирована не только на укрепление профессионализма работников образования, но и на изменение всей системы, функционирующей в сфере повышения квалификации педагогов. Инновации, новые технологии в обучении – все это будет использоваться в профподготовке, а значит, в последующем и внедряться в непосредственную практику преподавания в школах.

Вадим ВЕЙКОВ, заместитель председателя Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области:

– В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в настоящее время представителями Новгородского государственного университета выиграно 4 гранта. Соответствующие проекты были разработаны с участием кандидатов наук, докторов наук и целевых аспирантов. Реализация проектов рассчитана на сроки от одного до трех лет. Большинство из них направлены на решение проблем реального сектора экономики. Так, проект сотрудников кафедры проектирования и технологии радиоаппаратуры НовГУ «Новые и возобновляемые источники энергии» ставит своей целью создание магнитоэлектрических источников энергии, а следовательно, решение проблемы экономии электроэнергии и развитие вторичных источников питания. Научная работа аспиранта НовГУ, ассистента кафедры технологии машиностроения Константина Афанасьева предлагает решить такую проблему машиностроения, как непроизводительность труда в результате отсутствия современных нормативов режимов резания в процессе обработки деталей. Интересные работы, удостоенные грантов, представила кафедра микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней Института медицинского образования НовГУ, а также кафедра профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ. Примечательно, что получение грантов будет способствовать и защите кандидатских диссертаций, разработке монографий, то есть дополнительному стимулированию научной и творческой работы новгородских ученых.

Илья ДУБИН, директор Департамента образования администрации города Омска:

– Ежегодно проводится городской профессиональный конкурс молодых учителей «Открытие» с целью повышения профессиональной компетентности молодых специалистов, выявления и поддержки талантливых педагогов. Призовой фонд конкурса составляет 70-80 тысяч рублей.

Большинство молодых не останавливаются на получении одного образования – они работают, получают опыт и параллельно учатся в магистратуре или аспирантуре. Мы давно сотрудничаем с Омским государственным педагогическим университетом, который в рамках программы «Научно-педагогические кадры инновационной России» разработал свой проект «Научно-методическое сопровождение профессионального саморазвития педагога». Предполагаются разные виды сопровождения: индивидуальные консультации, временные творческие группы, семинары, виртуальные форумы.

Результатом активного кадрового развития является ежегодный рост количества педагогов и образовательных учреждений, участвующих в инновационной деятельности. За 4 года 6500 педагогов муниципальных образовательных учреждений города Омска (80% от их общего числа) приняли участие в инновационной деятельности. В 2009 году педагоги города реализовывали 56 инновационных проектов, направленных на овладение информационными технологиями. Кстати, в рамках программы «Научно-педагогические кадры инновационной России» Омский государственный университет имени Достоевского запустил ряд дистанционных курсов для учителей, что очень экономит время.

Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и среднего образования Ленинградской области:

– Одна из задач развития системы образования Ленинградской области в рамках программно-целевого подхода с учетом основных направлений национальной образовательной инициативы-стратегии «Наша новая школа» – это оказание социальной, профессиональной, адресной поддержки лучшим педагогам области, привлечение в образование квалифицированных специалистов других отраслей, повышение престижа педагогического труда, развитие системы непрерывного образования, повышение квалификации педагогических кадров всех уровней в соответствии с задачами социально-экономического развития Ленинградской области. Эта задача может быть решена за счет реализации мер социальной поддержки молодых и опытных педагогов, введения системы оценки качества работы педагога по конечному результату, развития гибкости и мобильности системы повышения квалификации учителей.

В области реализуется ряд мер социальной поддержки педагогов. В частности, выплачивается пособие молодым специалистам: при поступлении на работу молодые педагоги получают единовременное пособие в сумме 15000 рублей, а также в течение 3 лет по 56,5 тыс. рублей при условии работы в данном образовательном учреждении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту