Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кадры решают все. О системных эффектах в повышении квалификации педагогических работников на Ямале

Учительская газета, №35 от 28 августа 2012. Читать номер
Автор:

​Система дополнительного профессионального образования – важная составляющая региональной образовательной системы, в значительной мере влияющая на качество осуществляемых в ее рамках процессов. В системе дополнительного профессионального образования разрабатываются, апробируются, транслируются многие из педагогических и организационных инноваций, составляющих основу, потенциал и ресурс развития региональных и муниципальных образовательных систем.В образовательном пространстве дополнительного профессионального образования представлены мощные резервы повышения эффективности региональной системы образования, включающей освоение и внедрение новых образовательных и информационных технологий, предъявление обучающимся новых образовательных услуг, обновление профессиональных компетенций слушателей курсовых мероприятий, их готовности к самостоятельной продуктивной посткурсовой деятельности.

За последние 2-3 года региональным институтом повышения квалификации Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом осознания своей миссии и ответственности перед профессиональным педагогическим сообществом предпринят ряд значимых шагов в направлении обновления содержания своей деятельности,  придания ей большего соответствия вызовам времени и запросам образовательной практики. Изменения коснулись не только организационно-штатной структуры, названий подразделений и должностей сотрудников, но и содержания их деятельности, приоритетов в работе, механизмов взаимодействия с органами управления образованием, образовательными учреждениями, социальными партнерами. Этим изменениям в значительной мере  способствовала системная рефлексия в ходе проведения двух многотуровых  организационно-деятельностных игр «Разработка системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности в региональном институте развития образования» и «Роль института развития образования и его структурных подразделений в формировании региональной инновационной образовательной сети».Первой точкой фиксации позиции института развития образования в региональных инновационных процессах и определения вектора его развития стало положение о том, что классические (статические) формы повышения квалификации педагогических работников должны уступить место таким формам обновления их профессиональных компетенций и профессионального развития, которые помогли бы с современных научных позиций определиться в многообразии инноваций, выработать свою стратегию инновационного поведения, сформировать стратегические команды для решения актуальных проблем. Одновременно происходило изменение ценностных профессиональных установок сотрудников института в отношении определения конечных результатов их деятельности, деятельности структурных подразделений (кафедр, отделов, центров), института в целом.Значимым этапом в этом направлении стало проведение при непосредственном участии института масштабного регионального проекта «Директор-2020». Эффектом от проведения его нескольких туров в форме рефлексивных тренингов, организационно-деятельностных игр, создания и защиты индивидуальных и групповых проектов стало не просто изменение профессионального сознания представителей директорского корпуса, но позитивные сдвиги в региональном образовании, фиксируемые, например, на уровне инновационной активности и инновационной восприимчивости образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем, роста числа участников и победителей (педагоги и обучающиеся) профессиональных, творческих, интеллектуальных конкурсов. Например, в окружном конкурсе проектов руководителей общеобразовательных учреждений принял участие 61 руководитель общеобразовательных учреждений из 13 муниципальных образований автономного округа (вне конкурса было представлено 72 проекта),  на окружной конкурс инновационных проектов на получение в 2013 году грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа подано 89 заявок, в региональном этапе I Всероссийского открытого конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» приняли участие 64 педагога. Статистические и аналитические материалы по реализации управленческих проектов свидетельствуют о том, что лидеры  регионального проекта «Директор-2020» начинают по-новому управлять общеобразовательными учреждениями, вследствие этого повышается качество и расширяется спектр предоставляемых услуг, начинают рационально использоваться как собственные ресурсы, так и ресурсы  партнеров (университеты, издательские дома, департаменты образования, департаменты международных связей, социально-реабилитационные, культурно-досуговые и музейно-ресурсные центры, учреждения культуры и учреждения дополнительного образования, городские отделы внутренних дел, спортивные школы и др.), все чаще к работе привлекаются квалифицированные кадры, расширяются границы доступности дополнительных образовательных услуг.Об инновационной активности образовательных учреждений, их руководителей и педагогов свидетельствует развитие в последние 2-3 года региональной инновационной образовательной сети. На сегодняшний день прошли конкурсный отбор и реализуют инновационные проекты, транслируя инновационный опыт по актуальным проблемам развития современного образования на все образовательное пространство автономного округа и России, 12 региональных стажировочных, 10 региональных инновационных и 1 федеральная стажировочная площадка. Целый ряд образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием подали заявки на создание региональных апробационных площадок.Ярким примером инновационной активности педагогов в посткурсовой период их профессиональной деятельности могут являться результаты проведенного в 2012 году мониторинга учебно-методических комплексов, используемых на ступени начального образования. Мониторинг продемонстрировал многообразие, широкий спектр современных инновационных программ обучения младших школьников, обеспечивающих новые результаты их обучения и развития, формирование значимых компетенций (программу «Школы России» используют 95 педагогов начальной школы, программу «Школа-2100» – 91, «Школа XXI век» – 36, программу Л.В.Занкова – 24, Эльконина – Давыдова – 13, программу «Перспективная начальная школа» – 20, «Гармония» -15).Осязаемыми результатами регионального  масштаба (значимыми с точки зрения решения актуальных социальных проблем населения автономного округа) стали также запуск проектов «Кочевая школа», «Кочевой детский сад», создание в системе профессионального образования научно-образовательных комплексов, функционирование по ряду предметных направлений виртуальных профессионально-педагогических сообществ. Продолжается системная работа по развитию вариативных и альтернативных форм дошкольного образования, таких как лекотека, центры игровой поддержки развития ребенка, группы семейного типа. Результативности запущенных и системно воплощаемых в педагогическую практику региональных инновационных проектов в немаловажной степени способствовал и тот фактор, что в программах курсов повышения квалификации, проводимых на базе регионального института развития образования, значительное место уделяется научно-методической и практической подготовке специалистов образования к реализации приоритетных инновационных направлений  развития образования в контексте его модернизации, осуществлению государственно-общественного управления на различных уровнях образовательной системы, актуальным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, современному образовательному менеджменту, кочевому образованию и др.  По окончании всех  курсовых мероприятий проводится анкетирование педагогических и руководящих работников  образовательных учреждений, цель которого – получение информации по соответствующим разделам профессиональной подготовки. Анкеты позволяют создать информационное поле запросов, потребностей и интересов слушателей, которое необходимо при планировании курсов, анализе их результативности. Слушатели курсовых мероприятий высказывают удовлетворенность их качеством и содержанием.Сегодня очевидно, что достижение того или иного результата, эффекта зависит не только от руководителя, но и в значительной мере от каждого члена педагогического коллектива, специалиста методической, сервисной службы. Эта, казалось бы, очевидная формула в системе повышения квалификации длительное время реально лишь постулировалась. Включение этого ресурса только за последние несколько лет уже привнесло в региональную образовательную практику вполне осязаемые результаты. Для этого понадобилось сломать стереотип двух сторон: учреждения, предоставляющего услуги в области повышения квалификации, и педагога, который обязан один раз в течение пяти лет пройти курсовую подготовку. Этот стереотип для одних означал, что необходимо на приемлемом уровне качества выдать определенное количество академических часов, для других – необходимо получить услугу и соответственно документ (в лучшем случае удовлетворить свой профессиональный интерес в какой-либо области).Осязаемые результаты стали возможны вследствие смещения акцента на инновационную составляющую процесса повышения квалификации педагогических работников, взаимосогласования данного процесса с инновационными мероприятиями в региональной и муниципальных образовательных системах, более четкого формулирования заказа региональному институту развития образования. Эти результаты и эффекты проявляются в том, что педагоги по результатам курсовых мероприятий готовы строить образовательную деятельность в логике компетентностной модели образования, более активно используют в своей практической деятельности современную технику, электронные образовательные ресурсы, предлагают обучающимся новые услуги в системе дополнительного образования, реализуют индивидуальные проекты, стремятся аттестоваться на более высокую квалификационную категорию.     В среде педагогических работников активизировались и процессы конкуренции, лидерства по качеству. Этому во многом способствовало изменение идеологии проведения конкурсов профессионального мастерства. Конкурсы «Учитель года Ямала», «Воспитатель года Ямала», «Мастер производственного обучения Ямала» и другие рассматриваются уже не просто как возможность личностной самореализации конкретного педагога, но и как еще одна эффективная форма повышения квалификации, диссеминации инновационного педагогического опыта. Так, только в рамках педагогического марафона «Наш Урал-2011», мастер-классов, представленных в ходе конкурсов «Учитель года Ямала-2012», «Педагогическое мастерство г. Ноябрьска-2012», «Педагогическая симфония г. Муравленко-2012», более 700 педагогов автономного округа смогли ознакомиться с профессиональным инновационным опытом победителей и дипломантов всероссийских и региональных профессиональных конкурсов, повысить свою квалификацию.   Все это в конечном итоге положительно сказывается на качестве образования, позиционировании повышения квалификации как стимула к изменению профессионального сознания, инструмента обеспечения  осязаемых педагогических и социальных эффектов в региональном образовании Ямало-Ненецкого автономного округа.   Ольга БЕРЕЗИНА, первый заместитель директора ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», кандидат педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту