search
main
Топ 10
Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Год педагога и наставника стартовал в Москве Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» О ключевой роли образования в предотвращении геноцида Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО
0

Кадры для отрасли. У компьютерного образования в России достаточно проблем

Сегодня любой школьник знает, что самая востребованная специальность на рынке труда – компьютерщик (в самом широком смысле этого слова). Однако в области обучения информационным и телекоммуникационным технологиям есть немало серьезных проблем.

Северная столица России – признанный лидер в области подготовки кадров по этому направлению. Ее доля на рынке разработки программного обеспечения, как для внутренних нужд, так и для оффшорного программирования, составляет порядка 35 процентов.

Но состояние компьютерного образования в целом по стране, по оценке председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимира Васильева, нельзя назвать благополучным. И первую проблемную строку занимает отток преподавательских кадров. Это напрямую связано с низким уровнем зарплаты преподавателей при высокой аудиторной нагрузке. При существующей сегодня в Петербурге системе оплаты труда работников образования разрыв между зарплатой школьного учителя и профессора особенно заметен. Первый получает в среднем около 14 тысяч рублей, второй – 6,5 тысячи. Естественно, что молодой специалист вместо системы образования выбирает высокооплачиваемую должность, предлагаемую ему рынком труда.

Еще одна проблема связана с технологическим характером компьютерных дисциплин, требующим знаний в области физики, математики, информатики. Увы, в последние годы наблюдается падение интереса школьников к точным наукам. Впрочем, эта тенденция касается не только России, но всех развитых европейских стран. То же относится и к содержательному аспекту в области предметных дисциплин или образовательных программ – теоретические основы заметно упрощаются.

Сегодня число работающих программистов в Петербурге составляет порядка 15-16 тысяч человек. Потребность рынка в этих специалистах ежегодно увеличивается на 15-17 процентов. Таким образом, рынок требует ежегодной подготовки не менее 2000 программистов. Однако высшие профессиональные учебные заведения пока предлагают выпуск лишь 400 человек.

По мнению Владимира Васильева, положение могут изменить специальные меры, в частности, создание новых образовательных структур, готовящих детей в области информатики помимо школы. Дополнительная базовая подготовка, не входящая в основную образовательную программу, может составлять 100-200 часов.

Кроме этого, считает Владимир Васильев, при поступлении в учебное заведение, готовящее специалистов в области ИКТ, должны обязательно проводиться вступительные экзамены по информатике.

Что касается организационных схем взаимодействия с работодателем, то у высших школ, осуществляющих подготовку компьютерщиков, определилось несколько успешно работающих моделей. К примеру, есть вузы, где кафедра готовит специалистов в той или иной области информационных технологий и замкнута на конкретную фирму. Специалистов тут готовят целенаправленно, под заказ, а значит, немного. Еще один вариант взаимодействия – работа крупных корпораций с несколькими кафедрами различных вузов. В этом случае подготовка специалистов ведется по специальным образовательным программам, необходимым данной корпорации. Опробована также модель, когда фирма, корпорация или предприятие приходят в вуз, заказывают конкретного специалиста под конкретное рабочее место.

Любопытно, что на рынке разработки программного обеспечения доля привлеченных студентов достигает 30 процентов. Возраст их постоянно снижается, то есть молодые люди работают еще будучи учащимися 2-3-х курсов университетов. На рынке внедренческих компаний, которые занимаются эксплуатацией информационных систем, доля молодых специалистов еще выше – 50 процентов. Есть вероятность того, что при дальнейшем ненасыщении рынка работать будут школьники.

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте