Сегодня любой школьник знает, что самая востребованная специальность на рынке труда – компьютерщик (в самом широком смысле этого слова). Однако в области обучения информационным и телекоммуникационным технологиям есть немало серьезных проблем.
Северная столица России – признанный лидер в области подготовки кадров по этому направлению. Ее доля на рынке разработки программного обеспечения, как для внутренних нужд, так и для оффшорного программирования, составляет порядка 35 процентов.
Но состояние компьютерного образования в целом по стране, по оценке председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимира Васильева, нельзя назвать благополучным. И первую проблемную строку занимает отток преподавательских кадров. Это напрямую связано с низким уровнем зарплаты преподавателей при высокой аудиторной нагрузке. При существующей сегодня в Петербурге системе оплаты труда работников образования разрыв между зарплатой школьного учителя и профессора особенно заметен. Первый получает в среднем около 14 тысяч рублей, второй – 6,5 тысячи. Естественно, что молодой специалист вместо системы образования выбирает высокооплачиваемую должность, предлагаемую ему рынком труда.
Еще одна проблема связана с технологическим характером компьютерных дисциплин, требующим знаний в области физики, математики, информатики. Увы, в последние годы наблюдается падение интереса школьников к точным наукам. Впрочем, эта тенденция касается не только России, но всех развитых европейских стран. То же относится и к содержательному аспекту в области предметных дисциплин или образовательных программ – теоретические основы заметно упрощаются.
Сегодня число работающих программистов в Петербурге составляет порядка 15-16 тысяч человек. Потребность рынка в этих специалистах ежегодно увеличивается на 15-17 процентов. Таким образом, рынок требует ежегодной подготовки не менее 2000 программистов. Однако высшие профессиональные учебные заведения пока предлагают выпуск лишь 400 человек.
По мнению Владимира Васильева, положение могут изменить специальные меры, в частности, создание новых образовательных структур, готовящих детей в области информатики помимо школы. Дополнительная базовая подготовка, не входящая в основную образовательную программу, может составлять 100-200 часов.
Кроме этого, считает Владимир Васильев, при поступлении в учебное заведение, готовящее специалистов в области ИКТ, должны обязательно проводиться вступительные экзамены по информатике.
Что касается организационных схем взаимодействия с работодателем, то у высших школ, осуществляющих подготовку компьютерщиков, определилось несколько успешно работающих моделей. К примеру, есть вузы, где кафедра готовит специалистов в той или иной области информационных технологий и замкнута на конкретную фирму. Специалистов тут готовят целенаправленно, под заказ, а значит, немного. Еще один вариант взаимодействия – работа крупных корпораций с несколькими кафедрами различных вузов. В этом случае подготовка специалистов ведется по специальным образовательным программам, необходимым данной корпорации. Опробована также модель, когда фирма, корпорация или предприятие приходят в вуз, заказывают конкретного специалиста под конкретное рабочее место.
Любопытно, что на рынке разработки программного обеспечения доля привлеченных студентов достигает 30 процентов. Возраст их постоянно снижается, то есть молодые люди работают еще будучи учащимися 2-3-х курсов университетов. На рынке внедренческих компаний, которые занимаются эксплуатацией информационных систем, доля молодых специалистов еще выше – 50 процентов. Есть вероятность того, что при дальнейшем ненасыщении рынка работать будут школьники.
Наталья Алексютина, Санкт-Петербург
Комментарии