search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Пятого декабря отмечают День волонтера Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу «Библиотека Вдохновителей»: новая героиня расскажет, как кино может мотивировать и менять людей Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России
0

Кадры будущего: как включить молодежь в работу по развитию родных регионов?

Александр Михайлович, сегодня идея наставничества активно внедряется в образовательную практику общего и дополнительного образования детей. Вы являетесь лидером программы АСИ «Кадры будущего для регионов». В чем суть этого федерального проекта, как в нем реализуется идея наставничества?

– Программа «Кадры будущего для регионов» (далее – программа) – инструмент для государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей в сфере образования, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204.
Программа инициирована Агентством стратегических инициатив два года назад с целью помочь высокомотивированным подросткам и молодежи реализовать себя через командные проекты, направленные на решение задач, определенных стратегиями социально-экономического развития региона.

Основная задача программы – показать школьникам и студентам СПО, что они могут быть успешными и востребованными, помочь им выбрать траекторию обучения и выстроить свою дальнейшую карьеру и жизнь в родном регионе. Поэтому этот крупный образовательный проект строился как бы сверху – с участием губернаторов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Участники проектных команд – школьники 8‑10‑х классов, тьюторы, студенты вузов и СПО, наставники. Важнейшая задача – объединить усилия общества, системы образования и бизнеса по подготовке высокомотивированных кадров для регионов.

С самого начала руководители регионов определились с командой потенциальных наставников – лидеров бизнеса, политики, культуры, образования, общественных организаций, органов государственного управления и др., готовых делиться с подростками и молодежью собственным опытом и временем. Это непростая задача, так как людей, готовых безвозмездно работать с молодежными проектными командами, сравнительно немного. Свойственный зрелым инновационным экосистемам принцип «поднялся сам – помоги подняться другому» и культура «благотворительности компетенций» в пользу начинающих предпринимателей пока еще не характерны для российского предпринимательского сообщества в целом.

– В чем заключается роль наставников в проекте?

– Главная задача наставников – помочь каждому участнику проектной команды включиться в процессы социально-экономического развития региона, заинтересовать его профессией, увлечь работой на благо родного края, показать возможности работы на конкретном предприятии, в органе власти, научной организации и т. д. Наставник сопровождает проектную деятельность, делится своим опытом, организует для тьюторов и участников социальные и профессиональные пробы, их деятельность на стажировочных площадках, необходимые для успешной реализации проекта и определения правильности выбора будущей профессии, продвигает идеи закрепления молодежи в родном регионе.

В настоящее время в программе принимают участие около 500 наставников, представителей более 300 ведущих предприятий и организаций субъектов Российской Федерации, среди них «СИБУР», ОАО «РЖД», АО ХК «СДС-Уголь», компании «Шлюмберже» (Schlumberger), «Мираторг», ФБУ «Росавтотранс» (Агентство автомобильного транспорта), АО «СДС Азот» и многие другие.

– Кто и как выбирал регионы для участия в программе АСИ? Ведь в прошлом году их было 7, в этом уже 23.

– Руководители субъектов Российской Федерации лично принимали решение об участии в федеральной программе в инициативном порядке. То есть регионы, руководители которых были заинтересованы в реализации программы на их территории, подавали заявку в АСИ. Главы регионов подписывали с АСИ соглашения, разрабатывали и утверждали «дорожные карты» реализации программы. Мы очень рады тому, что в 2019 году количество регионов – участников программы по сравнению с 2018 годом увеличилось с 7 до 23, не считая моногородов. В установочных сессиях (летних школах) программы приняли участие 5679 человек.

Важно и то, что в ходе реализации проектов отдельные муниципалитеты выразили желание присоединиться к программе.

– Чем вам лично интересна программа?

– Я принял приглашение к участию в программе по двум причинам. Первая заключается в том, что наша компания «Мобильное электронное образование» разработала цифровую образовательную платформу МЭО с образовательной программой и образовательными онлайн-курсами для школьного образования, а также онлайн-курсы для дополнительного образования детей, обеспечивающие в том числе формирование навыков и компетенций XXI века. Образовательная программа полностью отвечает всем требованиям ФГОС, реализуется с использованием современных образовательных технологий, направлена на решение разнообразных нестандартных задач. Платформа МЭО стала интерактивной площадкой для реализации программы АСИ.

Вторая причина кроется в том, что при реализации программы отрабатывается модель образования будущего, по сути, ФГОС 3.0. Образования, в котором учащиеся – это не просто субъект поглощения знаний, транслируемых педагогами и проверяемых ЕГЭ, ОГЭ или ВПР. Ведь сегодня практически вся информация в открытом доступе, ответ на любой вопрос можно получить, воспользовавшись поисковиком смартфона. А образование будущего – это активное учение, при котором знания из разных предметов постоянно актуализируются в различных видах деятельности школьников под руководством учителя. Цель активного учения – максимальное вовлечение педагогом обучающихся в самостоятельную проектную деятельность, погружение в разнообразные контексты, мотивация к саморазвитию, самоактуализации, формированию устойчивых навыков применения знаний в конкретной практико-ориентированной деятельности.

В реализации проектов участвуют ребята из разных муниципалитетов, городов, школ, регионов. Ресурсы и инструменты платформы МЭО предоставляют каждому участнику проектной команды возможность ин­терактивного онлайн-общения между собой, с тьюторами, наставниками, ребятами из других проектных команд, регионов для обсуждения различных вопросов в реализации командных проектов, что обеспечивает формирование таких навыков, как продуктивное взаимодействие, сотрудничество, коммуникативность, лидерство и др.

На старте образовательного маршрута и по его завершении (в апреле 2020 г.) каждый участник проходит диагностику сформированности навыков и компетенций XXI века (скиллфолио). Результаты диагностики и прирост этих навыков и компетенций войдут в индивидуальный цифровой профиль каждого участника и позволят построить и корректировать как индивидуальную образовательную программу в рамках инициативы, так и выбор дальнейшего профессионального пути. Надо отметить, что в рамках реализации образовательной программы была предоставлена возможность освоить онлайн-курсы, направленные на формирование навыков и компетенций XXI века, такие как «Лидерство», «Проектный менеджмент», «Командообразование», «Успешное публичное выступление», «Цифровая безопасность», «Личный бренд в социальных сетях», «Креативное мышление», «Онлайн-уроки финансовой грамотности», «Цифровая азбука», а также курсы, связанные с реализацией проектной идеи, и курсы по всем предметам школьной программы.

Для участников программы была разработана новая модель командной проектной деятельности старшеклассников, предполагающая партнерство и сотрудничество обуча­ющихся, учителей, студентов, представителей власти и бизнеса в творческом процессе проектирования. Каждый участник программы имеет возможность внести свой вклад в командную работу. Такой проект дает старшеклассникам возможность создать креативный, личностно и социально значимый продукт, продемонстрировать результаты своего учения, владение цифровыми технологиями и навыками XXI века.

Проект в таком формате – это технологически реальный инструмент профессиональной навигации старшеклассников, который может быть успешно тиражирован в современной школе. Для обучающихся 9‑11‑х классов активное учение и деятельность, выходящая за рамки школы, всегда были интересны. Тем более работа, связанная с реальной производственной, общественно значимой или научной деятельностью и перспективным научным проектом.

До реализации программы АСИ «Кадры будущего для регионов» у 41% участников изначально было желание учиться и работать в родном регионе, однако после 17% ребят решили остаться в своем регионе, а 23% планируют учиться в другом месте, но обязательно вернутся и продолжат профессиональную деятельность и жизненный путь на своей малой родине.

Программа для меня явилась очень интересным научным проектом. В целях ее успешной реализации мы разработали полный пакет инструктивно-методических материалов и рекомендаций. Это материалы по сопровождению наставников, составлению и сопровождению индивидуальных образовательных программ школьников, рекомендации по закреплению участников программы в реализации актуальной повестки социально-экономического развития своих регионов, материалы для самих участников – рабочие тетради, чат-бот, то есть «это полный пакет методических материалов для организации деятельности образовательных организаций в условиях цифровой экономики», – все это обеспечит эффективность реализации программы и расширение ее географии.

– Есть ли команда/проект, который вам наиболее интересен, за который вы сами болеете?

– Сегодня я не готов выразить поддержку определенным проектам, и тем более одному проекту, – мне нравятся многие из них. Например, проект команды Алтайского края «Деревянная игрушка для особых детей «Emoji Гид». Под руководством наставника – Фабрики детской игрушки – ребята разрабатывают макет игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья, апробируют созданный продукт на базе Центра реабилитации детей-инвалидов «Журавлики» и детского сада №242 г. Барнаула. Игрушка направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ, изготовлена с использованием элементов дополненной реальности. Продукт должен получиться очень современным, поскольку ребята разрабатывают к нему и AR-приложение.

Хотелось бы отметить и проект «Твое будущее» команды Республики Саха (Якутия). Ребята работают над созданием мобильного приложения на основе платформы PROF ID.

Всего в этом году сформировалось 396 проектных команд по 15 направлениям социально-экономического развития регионов. К сожалению, недостаточно проектов, связанных с развитием высокотехнологичных секторов экономики, что отражает как проблемы школьного образования страны, так и недостаточность его связи с бизнесом, социальной сферой, ориентации на решение задач социально-экономического развития регионов. Но при этом необходимо отметить позитивную динамику в этом плане по сравнению с 2018 годом.

Большинство проектных идей успешно прошли защиту перед руководителями регионов на «Аллее проектов», получив безусловную поддержку, в том числе организационную и финансовую.

В настоящее время активно проходит самый важный и интересный этап – этап реализации проектов, в рамках которого важнейшая роль отведена также наставникам и тьюторам в формировании и сопровождении реализации индивидуальной образовательной траектории каждого участника, организации и проведении стажировок и профессиональных проб, проведении консультаций и др.

– Каких результатов вы ожидаете от реализации программы в апреле?

– Одним из результатов реализации программы станут сформированные региональные лидерские команды из талантливой молодежи и их наставников, которые сумеют реализовать проекты, направленные на развитие и процветание регионов, кроме того, будет создана и апробирована система стажировок и профессиональной навигации подростков.

Важным результатом программы также явятся отработанные механизмы включения подростков и молодежи в доступную им созидательную (преобразующую) социальную и экономическую деятельность на территории родного края.

Все это позволит обеспечить решение одной из серьезных задач развития региональной экономики – преодоление оттока молодежи из регионов.

Кроме того, реализация программы на цифровой платформе МЭО – это «заход» на стандарт цифрового образования 3.0. Речь идет о настройке цифрового образовательного маршрута каждого учащегося с подбором индивидуальных проектных заданий независимо от места проживания, социального положения, состояния здоровья (ряд участников программы – дети с ОВЗ).

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте