search
main
0

Кадры будущего: как включить молодежь в работу по развитию родных регионов?

Александр Михайлович, сегодня идея наставничества активно внедряется в образовательную практику общего и дополнительного образования детей. Вы являетесь лидером программы АСИ «Кадры будущего для регионов». В чем суть этого федерального проекта, как в нем реализуется идея наставничества?

– Программа «Кадры будущего для регионов» (далее – программа) – инструмент для государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей в сфере образования, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204.
Программа инициирована Агентством стратегических инициатив два года назад с целью помочь высокомотивированным подросткам и молодежи реализовать себя через командные проекты, направленные на решение задач, определенных стратегиями социально-экономического развития региона.

Основная задача программы – показать школьникам и студентам СПО, что они могут быть успешными и востребованными, помочь им выбрать траекторию обучения и выстроить свою дальнейшую карьеру и жизнь в родном регионе. Поэтому этот крупный образовательный проект строился как бы сверху – с участием губернаторов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Участники проектных команд – школьники 8‑10‑х классов, тьюторы, студенты вузов и СПО, наставники. Важнейшая задача – объединить усилия общества, системы образования и бизнеса по подготовке высокомотивированных кадров для регионов.

С самого начала руководители регионов определились с командой потенциальных наставников – лидеров бизнеса, политики, культуры, образования, общественных организаций, органов государственного управления и др., готовых делиться с подростками и молодежью собственным опытом и временем. Это непростая задача, так как людей, готовых безвозмездно работать с молодежными проектными командами, сравнительно немного. Свойственный зрелым инновационным экосистемам принцип «поднялся сам – помоги подняться другому» и культура «благотворительности компетенций» в пользу начинающих предпринимателей пока еще не характерны для российского предпринимательского сообщества в целом.

– В чем заключается роль наставников в проекте?

– Главная задача наставников – помочь каждому участнику проектной команды включиться в процессы социально-экономического развития региона, заинтересовать его профессией, увлечь работой на благо родного края, показать возможности работы на конкретном предприятии, в органе власти, научной организации и т. д. Наставник сопровождает проектную деятельность, делится своим опытом, организует для тьюторов и участников социальные и профессиональные пробы, их деятельность на стажировочных площадках, необходимые для успешной реализации проекта и определения правильности выбора будущей профессии, продвигает идеи закрепления молодежи в родном регионе.

В настоящее время в программе принимают участие около 500 наставников, представителей более 300 ведущих предприятий и организаций субъектов Российской Федерации, среди них «СИБУР», ОАО «РЖД», АО ХК «СДС-Уголь», компании «Шлюмберже» (Schlumberger), «Мираторг», ФБУ «Росавтотранс» (Агентство автомобильного транспорта), АО «СДС Азот» и многие другие.

– Кто и как выбирал регионы для участия в программе АСИ? Ведь в прошлом году их было 7, в этом уже 23.

– Руководители субъектов Российской Федерации лично принимали решение об участии в федеральной программе в инициативном порядке. То есть регионы, руководители которых были заинтересованы в реализации программы на их территории, подавали заявку в АСИ. Главы регионов подписывали с АСИ соглашения, разрабатывали и утверждали «дорожные карты» реализации программы. Мы очень рады тому, что в 2019 году количество регионов – участников программы по сравнению с 2018 годом увеличилось с 7 до 23, не считая моногородов. В установочных сессиях (летних школах) программы приняли участие 5679 человек.

Важно и то, что в ходе реализации проектов отдельные муниципалитеты выразили желание присоединиться к программе.

– Чем вам лично интересна программа?

– Я принял приглашение к участию в программе по двум причинам. Первая заключается в том, что наша компания «Мобильное электронное образование» разработала цифровую образовательную платформу МЭО с образовательной программой и образовательными онлайн-курсами для школьного образования, а также онлайн-курсы для дополнительного образования детей, обеспечивающие в том числе формирование навыков и компетенций XXI века. Образовательная программа полностью отвечает всем требованиям ФГОС, реализуется с использованием современных образовательных технологий, направлена на решение разнообразных нестандартных задач. Платформа МЭО стала интерактивной площадкой для реализации программы АСИ.

Вторая причина кроется в том, что при реализации программы отрабатывается модель образования будущего, по сути, ФГОС 3.0. Образования, в котором учащиеся – это не просто субъект поглощения знаний, транслируемых педагогами и проверяемых ЕГЭ, ОГЭ или ВПР. Ведь сегодня практически вся информация в открытом доступе, ответ на любой вопрос можно получить, воспользовавшись поисковиком смартфона. А образование будущего – это активное учение, при котором знания из разных предметов постоянно актуализируются в различных видах деятельности школьников под руководством учителя. Цель активного учения – максимальное вовлечение педагогом обучающихся в самостоятельную проектную деятельность, погружение в разнообразные контексты, мотивация к саморазвитию, самоактуализации, формированию устойчивых навыков применения знаний в конкретной практико-ориентированной деятельности.

В реализации проектов участвуют ребята из разных муниципалитетов, городов, школ, регионов. Ресурсы и инструменты платформы МЭО предоставляют каждому участнику проектной команды возможность ин­терактивного онлайн-общения между собой, с тьюторами, наставниками, ребятами из других проектных команд, регионов для обсуждения различных вопросов в реализации командных проектов, что обеспечивает формирование таких навыков, как продуктивное взаимодействие, сотрудничество, коммуникативность, лидерство и др.

На старте образовательного маршрута и по его завершении (в апреле 2020 г.) каждый участник проходит диагностику сформированности навыков и компетенций XXI века (скиллфолио). Результаты диагностики и прирост этих навыков и компетенций войдут в индивидуальный цифровой профиль каждого участника и позволят построить и корректировать как индивидуальную образовательную программу в рамках инициативы, так и выбор дальнейшего профессионального пути. Надо отметить, что в рамках реализации образовательной программы была предоставлена возможность освоить онлайн-курсы, направленные на формирование навыков и компетенций XXI века, такие как «Лидерство», «Проектный менеджмент», «Командообразование», «Успешное публичное выступление», «Цифровая безопасность», «Личный бренд в социальных сетях», «Креативное мышление», «Онлайн-уроки финансовой грамотности», «Цифровая азбука», а также курсы, связанные с реализацией проектной идеи, и курсы по всем предметам школьной программы.

Для участников программы была разработана новая модель командной проектной деятельности старшеклассников, предполагающая партнерство и сотрудничество обуча­ющихся, учителей, студентов, представителей власти и бизнеса в творческом процессе проектирования. Каждый участник программы имеет возможность внести свой вклад в командную работу. Такой проект дает старшеклассникам возможность создать креативный, личностно и социально значимый продукт, продемонстрировать результаты своего учения, владение цифровыми технологиями и навыками XXI века.

Проект в таком формате – это технологически реальный инструмент профессиональной навигации старшеклассников, который может быть успешно тиражирован в современной школе. Для обучающихся 9‑11‑х классов активное учение и деятельность, выходящая за рамки школы, всегда были интересны. Тем более работа, связанная с реальной производственной, общественно значимой или научной деятельностью и перспективным научным проектом.

До реализации программы АСИ «Кадры будущего для регионов» у 41% участников изначально было желание учиться и работать в родном регионе, однако после 17% ребят решили остаться в своем регионе, а 23% планируют учиться в другом месте, но обязательно вернутся и продолжат профессиональную деятельность и жизненный путь на своей малой родине.

Программа для меня явилась очень интересным научным проектом. В целях ее успешной реализации мы разработали полный пакет инструктивно-методических материалов и рекомендаций. Это материалы по сопровождению наставников, составлению и сопровождению индивидуальных образовательных программ школьников, рекомендации по закреплению участников программы в реализации актуальной повестки социально-экономического развития своих регионов, материалы для самих участников – рабочие тетради, чат-бот, то есть «это полный пакет методических материалов для организации деятельности образовательных организаций в условиях цифровой экономики», – все это обеспечит эффективность реализации программы и расширение ее географии.

– Есть ли команда/проект, который вам наиболее интересен, за который вы сами болеете?

– Сегодня я не готов выразить поддержку определенным проектам, и тем более одному проекту, – мне нравятся многие из них. Например, проект команды Алтайского края «Деревянная игрушка для особых детей «Emoji Гид». Под руководством наставника – Фабрики детской игрушки – ребята разрабатывают макет игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья, апробируют созданный продукт на базе Центра реабилитации детей-инвалидов «Журавлики» и детского сада №242 г. Барнаула. Игрушка направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ, изготовлена с использованием элементов дополненной реальности. Продукт должен получиться очень современным, поскольку ребята разрабатывают к нему и AR-приложение.

Хотелось бы отметить и проект «Твое будущее» команды Республики Саха (Якутия). Ребята работают над созданием мобильного приложения на основе платформы PROF ID.

Всего в этом году сформировалось 396 проектных команд по 15 направлениям социально-экономического развития регионов. К сожалению, недостаточно проектов, связанных с развитием высокотехнологичных секторов экономики, что отражает как проблемы школьного образования страны, так и недостаточность его связи с бизнесом, социальной сферой, ориентации на решение задач социально-экономического развития регионов. Но при этом необходимо отметить позитивную динамику в этом плане по сравнению с 2018 годом.

Большинство проектных идей успешно прошли защиту перед руководителями регионов на «Аллее проектов», получив безусловную поддержку, в том числе организационную и финансовую.

В настоящее время активно проходит самый важный и интересный этап – этап реализации проектов, в рамках которого важнейшая роль отведена также наставникам и тьюторам в формировании и сопровождении реализации индивидуальной образовательной траектории каждого участника, организации и проведении стажировок и профессиональных проб, проведении консультаций и др.

– Каких результатов вы ожидаете от реализации программы в апреле?

– Одним из результатов реализации программы станут сформированные региональные лидерские команды из талантливой молодежи и их наставников, которые сумеют реализовать проекты, направленные на развитие и процветание регионов, кроме того, будет создана и апробирована система стажировок и профессиональной навигации подростков.

Важным результатом программы также явятся отработанные механизмы включения подростков и молодежи в доступную им созидательную (преобразующую) социальную и экономическую деятельность на территории родного края.

Все это позволит обеспечить решение одной из серьезных задач развития региональной экономики – преодоление оттока молодежи из регионов.

Кроме того, реализация программы на цифровой платформе МЭО – это «заход» на стандарт цифрового образования 3.0. Речь идет о настройке цифрового образовательного маршрута каждого учащегося с подбором индивидуальных проектных заданий независимо от места проживания, социального положения, состояния здоровья (ряд участников программы – дети с ОВЗ).

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте