Реализация идеи создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу – введение предшкольного образования, повышение спроса на услуги детских садов, реструктуризация общеобразовательных учреждений – приводит к изменению организационной структуры дошкольного образования.
Сегодня наряду с детскими садами функционируют дошкольные группы в школах, филиалы ДОУ и общеобразовательных учреждений. Причем этот процесс сопровождается сокращением самостоятельных дошкольных учреждений. Так, в 2007 году сеть сократилась на 550 ДОУ, а количество мест в них – на 80108 единиц. В то же время на 110 возросло количество образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и на 449 – число подразделений (групп) дошкольного образования, организованных в школах.
Такое сокращение самостоятельных дошкольных учреждений не приводит к разумной реструктуризации сферы дошкольного образования, скорее препятствует ее модернизации. Субъекты РФ ориентированы на использование сложившейся организационной структуры образования и не имеют стимулов для ее развития.
В результате в 2007 году численность педагогических работников в сфере дошкольного образования впервые сократилась на 7612 человек и составила 631209 человек. За год в городских поселениях на 1,5% увеличилось количество вакансий. Свободными оставались 60,82 тысячи штатных должностей, из них:
42% – педагогические должности (воспитателей – 50%, музыкальных руководителей – 10,3%, инструкторов по физической культуре – 5%, педагогов-психологов – 4%);
4,8% – должности помощников воспитателей; 12% – младших воспитателей;
51% – должности обслуживающего персонала (повара – 8,2%, прочие должности – 91%);
4,5% – должности медицинского персонала (87% – медицинские сестры);
0,9% – административные должности.
Наибольшее количество внешних совместителей зарегистрировано по следующим должностям: музыкальные работники, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.
С 2003 года в условиях сокращения количества дошкольных учреждений число педагогических работников ежегодно увеличивалось в среднем на 100 тысяч человек. Однако это не рассматривалось как отрицательная тенденция, поскольку данный рост был вызван необходимостью наращивания штатных расписаний ДОУ педагогическими должностями для реализации общеобразовательных программ различной направленности (педагогами-психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования детей и пр.).
Сегодня отсутствие прироста числа педагогических работников приходится признать отрицательной тенденцией, поскольку сокращение сети ДОУ сопровождается не только сокращением мест в них, но и одновременным увеличением числа воспитанников. По данным статистики, последние пять лет наблюдается ежегодное увеличение числа детей в ДОУ в среднем на 200 тысяч человек.
На учете для определения в дошкольные учреждения на 1 января 2008 года состояло более 2 миллионов детей. Это 45% от общего числа детей, пользующихся услугами дошкольного образования.
Увеличение нагрузки на функционирующую сеть ДОУ, несоответствие структуры дошкольного образования актуальным и перспективным потребностям населения неизбежно приведут к снижению качества услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, скажутся на условиях труда работников.
Образовательный процесс в дошкольных учреждениях не обеспечен в должной мере сопровождением другими специалистами. Только 3% ДОУ обеспечены педагогами-психологами, 0,03% – социальными педагогами, 1,6% – педагогами дополнительного образования, 38% – инструкторами по физической культуре. Воспитатели групп составляют 65,9% от общего числа педагогических работников, музыкальные руководители – 7,9%.
В этих условиях основная нагрузка по реализации общеобразовательных программ ДОУ лежит на воспитателях групп. Свидетельством увеличения такой нагрузки можно считать тот факт, что за год среднее количество воспитанников на одного воспитателя выросло с 7,3 до 10,6 человек.
В 2007 году рост числа молодых работников не выявлен, тогда как 14,6% всех работников ДОУ – люди старше трудоспособного возраста. Особенно высок этот уровень среди руководителей – 20%, причем в городе он более значительный, чем в сельской местности (23,4% и 14%), музыкальных руководителей – 14,5%.
В городских ДОУ работники моложе, чем в сельских. Удалось обнаружить закономерность: чем квалифицированнее труд (руководители, учителя-логопеды и т.п.), тем больше работников находятся в возрастных группах от 30-49 лет и 50-54 лет.
Мужчин среди работников дошкольного образования 7,5% (548 руководителей, 273 воспитателя, 379 инструкторов по физической культуре, 1338 музыкальных руководителей, 121 педагог дополнительного образования, 78 педагогов-психологов). Больше всего мужчин в ДОУ среди обслуживающего персонала (15%).
Профессиональное образование имеют только 75% работников ДОУ. Чуть более половины (52,6%) окончили учреждения СПО, не более 20% – вузы. Заметно более высоким, почти в два раза, остается уровень образования среди работников городских ДОУ. Из руководителей детских садов, расположенных в сельской местности, высшее образование имеют менее половины (около 40%). Низкий уровень профессионального образования руководителей и работников ДОУ явно не соответствует уровню задач по модернизации сферы дошкольного образования.
К числу негативных моментов можно отнести и сохраняющийся разрыв между количеством работников со стажем до 15 лет (42,2%) и стажем от 15 и более лет.
Подготовлено специалистами Отдела по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ на основе данных Госкомстата России
Комментарии