search
main
0

Кадровый потенциал Красноярья. или Золотые руки всегда в цене

Подготовка рабочих кадров является сейчас важнейшей задачей администрации края, без решения которой невозможно обеспечить мощное развитие производительных сил Красноярского края. При этом власть региона должна решить двуединую задачу. С одной стороны, обеспечить адресность в подготовке специалистов, которые стали бы востребованными при реализации масштабных инвестиционных проектов. С другой – сам уровень подготовки молодых специалистов должен обеспечить им высокий заработок, поднять престиж рабочей профессии.

О госзаказе и качестве подготовки

– Для того чтобы обеспечить экономику края квалифицированными и востребованными кадрами, создана ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования Красноярского края на 2008-2010 годы», действие которой продлено до 2011 года, – рассказывает руководитель Агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края Ольга Никитина. – Основная задача программы – усовершенствовать, создать такую систему профессионального образования, которая выпускала бы специалистов с повышенным уровнем квалификации, отвечающих требованиям работодателей и современного уровня производства.

Речь идет о подготовке с прогнозом кадровой потребности развивающейся экономики. Но для того чтобы обеспечить государственный заказ на подготовку и переподготовку кадров, мало знать, к примеру, сколько рабочих и специалистов требуется для строительства Богучанской ГЭС. Качество их подготовки должно соответствовать уровню квалификации, который необходим для работы на современных станках и оборудовании. Образовательные стандарты сегодня подразумевают, что выпускник училища получает третий, в лучшем случае четвертый разряд. А у работодателей есть потребность в электриках, сварщиках, бетонщиках, имеющих пятый, шестой разряд.

Это значит, что нужно перестраивать образовательные программы и стандарты с учетом требований работодателей, совместно создавать новые образовательные модули и программы. Подобная практика существует и уже хорошо себя зарекомендовала. Профессиональные училища и лицеи начинают получать заказы от территорий и конкретных работодателей на создание тех или иных образовательных модулей.

О партнерах

Секрет успешного партнерства – обоюдная заинтересованность в результате. Еще несколько лет назад работодатели и учебные заведения шли параллельными курсами, не проявляя заинтересованности во взаимодействии. Лицеи сами решали, кого надо готовить, сами учили и сами выставляли себе оценку, а бизнес считал, что раз и навсегда решит свои кадровые проблемы, если откроет пару центров внутрифирменной подготовки. Но уже сегодня ситуация кардинально поменялась. Рынок диктует свои условия тем и другим. С одной стороны, бизнес подсчитал, что внутрифирменная подготовка окупается в 30-40 раз дольше. С другой – в крае установилась практика: дополнительные средства на развитие получают только те учебные заведения, которые активно сотрудничают с бизнесом в вопросах подготовки кадров. Остальные – только текущее финансирование, что в условиях проблемного комплектования может грозить закрытием учебного заведения.

Все больше появляется примеров государственно-частного партнерства, когда бизнес и власть вкладывают средства в одно общее дело. Так, в Норильске на основе училища №105 создан ресурсный центр по подготовке кадров для ГМК «Норильский никель». Работодатель в его развитие вкладывает 15 млн рублей. Власть берет на себя все текущее финансирование и дополнительно выделяет 10 млн рублей на создание медиацентра. Кроме того, «Норникель» создает в училище институт наставничества, обеспечивает прохождение практики студентами, лучшим из них выплачивает дополнительную стипендию и оказывает финансовую поддержку мастерам и преподавателям.

В свою очередь мелкий и средний бизнес хоть и не могут оказывать финансовую помощь, зато делают интеллектуальные вклады – участвуют в создании ресурсных центров, учебных программ под свои потребности. Они принимают у себя практикантов, проводят конкурсы мастерства. Таким образом идет сотрудничество сибирского профессионального лицея №18 (там готовят барменов, поваров, официантов) с «Сибирской ассоциацией гостеприимства».

Еще одна форма сотрудничества – профессиональный лицей №1 (подготовка специалистов для мебельного производства) и «Сибирская стекольная компания». Учащиеся получают в стенах лицея только теоретическую подготовку, вся практика проходит на предприятии.

О социальной компетентности

Но работодателю сегодня недостаточно того, чтобы рабочий обладал только определенными профессиональными знаниями и навыками. В крупных компаниях, на современных производствах большое внимание уделяется корпоративной культуре, на первый план выходит тема социальной компетентности. Создать такую социально-образовательную среду, которая была бы привлекательна для молодежи, – одна из задач программы развития профессионального образования края.

Дети участвуют в школе самоуправления, побеждают в краевом и муниципальных конкурсах социальных грантов. Большой акцент в училищах и техникумах делается на развитие спорта, туризма, патриотического воспитания.

О модернизации и материально-технической базе

Система профессионального образования края включает в себя около 8 десятков учреждений. Сегодня 20 из них вошли в первый эшелон, где в рамках краевой программы развития профессионального образования проводится ремонт и обновляется материально-техническая база. Рабочего нового поколения нельзя обучать на старых станках. В среднем на каждое из 20 учреждений выделено от 15 до 40 миллионов рублей. К примеру, на приобретение самого современного оборудования для центра сварки, что открыт на базе Красноярского лицея №54, совместно с Национальной ассоциацией контроля и сварки было вложено 12 миллионов рублей. Сегодня это единственный центр за Уралом, который действует не на базе промышленного предприятия, а на базе учебного заведения. Здесь создается лаборатория контроля сварки, открывается независимый сертификационный центр, который выдает документы Национальной ассоциации контроля и сварки. По сути дела, это уже не лицей в привычном понимании, а центр профессионального образования, который не только занимается обучением молодежи, но и повышением квалификации населения. Предстоит создать, оснастить новинками технологического оборудования не один подобный центр.

О мобильности системы

Для того чтобы соответствовать требованиям рынка труда, система профтехобразования края ежегодно должна обновлять не менее 40 новых образовательных программ по подготовке кадров. В прошлом году было введено 36 новых профессий из реального сектора экономики и закрыто 19 невостребованных. К примеру, в училищах стали готовить машинистов буровых установок, монтажников технологических трубопроводов, монтажников металлоконструкций, аппаратчиков-операторов в производстве цветных металлов по лесному хозяйству, операторов по обработке перевозочных документов, помощников машиниста электровоза. В этом году начнется обучение водителей дорожных и строительных машин, система управления которыми осуществляется с помощью спутниковой связи, стекольщиков и ряду других профессий.

Все активнее к управлению, формированию государственного заказа подключаются муниципалитеты. В этом году, к примеру, служба занятости населения Ачинска не подписала лицеям города разрешение о приеме на специальность «социальный педагог». Оправданно и логично. Специалисты этого направления сейчас не востребованы на рынке труда Ачинска. И нет гарантии, что после окончания лицея ребята найдут себе работу по профессии даже в Красноярске.

Большое внимание уделяется созданию программ модульного цикла. С их помощью за короткий срок и под конкретный заказ можно обучить востребованной профессии. К примеру, уже на протяжении трех лет на базе красноярского училища №20 участники краевого студенческого отряда приобретают навыки строительных профессий. Модульные программы позволили увеличить число взрослого населения, прошедшего обучение и переобучение на базе учреждений профтехобразования. В этом году по линии службы занятости населения и заказам предприятий новую профессию и более высокую квалификацию получили более 12 тысяч человек. И более 10 тысяч пришли учиться самостоятельно.

Работа училищ с профильной школой дает возможность школьникам наряду с дипломом об окончании общего среднего образования получить свидетельство о профподготовке. Так, красноярский лицей №16 разработал дистанционные курсы, на которых старшеклассники гимназии №10 осваивают профессии слесаря-автомеханика, повара, швеи, мастера декоративно-прикладного искусства.

Приоритеты

Ольга НИКИТИНА, руководитель Агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края:

– Значимость и приоритет профессионального образования очень велики. Сегодня как со стороны краевой администрации, так и со стороны Федерации предпринимаются очень серьезные шаги, чтобы возродить эту отрасль образования, придать ей импульс развития, повысить престиж рабочих профессий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте