карельская, незабытая
43 года назад я, студент филфака МГУ, впервые опубликовался в “УГ”. Очерк “В краю озер” занял целый подвал газеты, чему я был не просто рад, а горд! Первый крупный успех в моей писательской карьере был торжественно “обмыт” в студенческом общежитии на Стромынке… Некоторое время спустя “УГ” поместила и мой второй материал из Архангельска – о двухгодичном факультете изобразительного искусства местного пединститута…
О такой экспедиции в былинный Карельский край можно было только мечтать! Она была научной и называлась “По следам выдающихся русских собирателей фольклора П.Н.Рыбникова, А.Ф.Гильфердинга и братьев Соколовых”. Пятнадцать студентов филфака и два преподавателя МГУ – Э. Померанцева и Н. Савушкина в буквальном смысле попали в сказку: дремучие леса нашего Севера, которые Пришвин назвал “краем непуганых птиц”, реки, полные рыбы, полупустые после войны карельские деревни с огромными избами, где под одной кровлей были и жилье, и скотный двор, и сеновал – чтобы лютой зимой не выходить во двор… А главное – старики и старушки, которые помнили песни и былины вековой давности!
По итогам этой экспедиции можно было бы написать большую книгу, а в “Вестнике Московского университета” (? 1 – 1957 г.) отчет составил всего несколько страниц с цифрами: было записано 3000 текстов – 20 былин, 90 баллад и стихов, 150 сказок, 800 песен, 1500 частушек, а также свадебные и похоронные причеты, загадки, пословицы и поговорки.
Как ни странно, в памяти четко запечатлелось буквально все, что произошло с нами летом 1956 года. Остров Кижи, белые ночи, когда солнце, словно прожектор, повисло над горизонтом и освещало золотой Кижский погост, построенный в ХVIII веке без единого гвоздя. Все 22 купола Преображенской церкви – главной в музейном комплексе – были в самом деле золотыми! Дело в том, что в то время на лемехах маковок еще лежал вековой мох, и он, подсвеченный солнцем, отливал золотом! И мы, гуляя по Кижам в три часа “ночи”, любовались шедевром народного зодчества, который до сих пор изумляет не только россиян, но и заморских гостей.
А как можно забыть “кадрель” и “ланцы”, которые исполняли для нас и стар, и млад… Фигура перва, фигура втора… Среди просторной горницы водили хороводы женщины в широченных юбках, в платках из бабушкиных сундуков! А потом сказывали сказки да пели былины о Василии Буслаевиче, царе Соломоне, о Добрыне Никитиче… Нет-нет, да появлялась в глазах старушек хитринка, и они спрашивали нас, желторотых студиозусов:
– А отгадай загадку-то… На колени припадал, в черну дырку попадал, что будет? – и озорно смеялись, прикрывая беззубые рты. А со стен на них и на нас смотрели с портретов их дети, не вернувшиеся с войны…
– Эх-ма, да то ключ и сундук с замком!
Многое было удивительно и неповторимо. Как сейчас, слышится голос сельской учительницы, увещевающей пятерых разновозрастных мальцов: “Щас корову подою, и мы будем заниматься…”
Лично у меня, автора этих воспоминаний, остался в памяти один эпизод, который не вошел в очерк для “УГ”… В одном из домов, где остановилась наша группа (часть экспедиции), под лавкой я обнаружил батарейный радиоприемник, про который хозяйка сказала, что “он не играет”. По армейской привычке я решил узнать, в чем дело, хотя никаких приборов, даже отвертки под рукой не было. Передо мной был самый простейший (простого усиления) радиоприемник на четырех одинаковых лампах – 2П2, то есть пальчиковых лампах. Рядом под лавкой были и две батареи, похожие на два кирпича. Я чиркнул концами торчащих проводов – сверкнула искра, значит, батареи были еще живы. И я больше ничего не мог придумать, как поменять местами одинаковые лампы – может быть, где-то нарушен контакт?
И, представьте, приемник заработал. Радости хозяйки не было границ!
– Милок, касатик, пойдем я тебя угощу-то! – и она буквально затащила меня в чулан, где на полках стояли крынки с молоком. – Вот, гляди, однодневнейшнее, дведневнейшнее, трехдневнейшнее молоко, от всех болезней…
Я настолько был смущен, что не запомнил и не записал народные рецепты, согласно которым молоко разной давности лечило от той или иной хвори… О чем потом, вспоминая, очень жалел.
А еще запомнились местные собаки – большущие и добрейшие лайки с откушенными ушами. Нам объяснили, что эти защитники домашнего скота бесстрашно сражаются и с волками, и с медведями…
Как правило, проводить нас собралась вся деревня, без слез не обходилось.
Уже в Москве я написал очерк для “УГ” и киносценарий документального фильма под условным заголовком “От сказителя к сказителю…” В сюжетную основу легла наша экспедиция: мы записывали тексты у одного сказителя, а затем спрашивали у него – не знает ли он (или она) кого-нибудь в округе, кто знает “досюльные” песни? И это повторялось на протяжении всей экспедиции.
Со сценарием произошла неприглядная история, о которой и вспоминать-то не хочется: его, как говорится, замотали! Через год я узнал, что один из кинорежиссеров-документалистов Студии документальных фильмов снял фильм, где фольклористы шли от сказителя к сказителю, только не в Карелии, а в Архангельской области… Найденный мною “ход” использовали без меня. Это был первый плагиат в моей творческой биографии. Позже это раза два-три повторилось.
Можно было бы еще немало рассказать о лютых комарах, которые бросались на новеньких и не трогали местных, у которых уже выработался иммунитет от комариного яда; о вкусных “рыбниках”, больших рыбных кулебяках; о сладких пирогах с морошкой… Но всего не расскажешь! Важно другое: многие участники той фольклорной экспедиции стали учителями, другие стали журналистами, научными работниками, но каждому опыт экспедиции обязательно пригодился в жизни и работе. А жителям Карелии было интересно прочитать в “Учительской газете” о своем крае, о том впечатлении, которое он произвел на молодых людей.
Геннадий СЕМАР,
писатель
75 – важная дата,
Незаметно она подошла.
А ведь было же 20 когда-то,
И тогда ты была нужна.
Мы ждем тебя, “Учителка” родная,
Ты наш наставник, наш советчик, друг.
То новые таланты прославляешь,
То регион, в котором деньги педагогам не дают,
То новые “сценарии” напишешь,
То конкурс о “Правах” ты сообщишь.
Мы воздухом одним с тобою дышим
И в будущем тебя читать хотим.
Здравствуй, дорогая “Учительская газета”! Коллектив старейшей школы Тюменской области – средней школы ? 1 г.Тобольска поздравляет “Учительскую газету” с 75-летием! Все эти годы ваша газета является настоящей летописью российского учительства, отражая в себе все радости и горести учителей, их надежды, чаяния, проблемы.
В лихолетье и в праздники, “Учителка”, ты всегда рядом как настоящий друг, надежный помощник. Главная же заслуга в этом, безусловно, творческого коллектива газеты. Во все времена вашу газету отличали высокий профессионализм, искренняя любовь к учителю. От всей души поздравляем журналистский коллектив с юбилеем и всех, кто в былые времена и по сей день трудом своим и талантом дает ей жизнь. Желаем здоровья, успехов во всем, творческого долголетия и истинного удовлетворения от работы. В нашем коллективе все ждут и читают “Учительскую газету”.
По поручению педколлектива зам. директора по УВР Надежда КРЮКОВА
(Я вообще-то не поэт!)
Тобольск,
Тюменская область
Комментарии