Сегодня много говорят о том, как хороши кадеты, как они отменно воспитаны, как хорошо учатся. Почему? На этот вопрос ответа чаще всего нет, хотя в психолого-педагогической науке значительно увеличилось количество работ, посвященных проблемам обучения и воспитания учащихся кадетских корпусов. Однако специальных научных исследований, посвященных проблеме адаптации учащихся-кадет к условиям и содержанию обучения в образовательном учреждении с военно-профессиональной направленностью применительно к группе кадет 10-11-летнего возраста в современной образовательной практике жизнедеятельности кадетских корпусов, до сих пор проведено не было.
Актуальность проведенного исследования была обусловлена наличием противоречия между потребностью в быстрой адаптации и успешной адаптированности кадета-воспитанника к образовательному учреждению с военно-профессиональной направленностью и отсутствием научно обоснованных требований к содержанию и образовательным технологиям, соответствующим психологическим особенностям детей этого возраста. Цель исследования – разработка программы психологического сопровождения кадет в адаптационный период, а задача – изучение социально-психологических факторов, определяющих успешность процесса адаптации кадет к образовательному учреждению военно-профессиональной направленности, а также факторов риска успешности их обучения в кадетской школе-интернате.В исследовании приняли участие 65 кадет пятых классов III Московского кадетского корпуса имени Александра Невского.Анализ межличностных отношений, самооценки, притязаний и школьной тревожности кадет в первый месяц обучения в кадетской школе-интернате свидетельствуют о том, что кадеты со сложностями адаптации имели, как правило, либо средний уровень, либо высокий уровень переключения, то есть были фиксированы на проблеме оторванности от семьи.Кадетам 10-11 лет, как и более старшим подросткам, в большей степени свойственно оценивать себя неадекватно – либо высоко, либо низко. При выстраивании межличностных отношений наибольшую значимость имеет фактор приобретения личного авторитета в кругу сверстников.При этом важными качествами в межличностном взаимодействии стали внешние данные, высокая самооценка себя в роли кадета, ум, уверенность в себе, в меньшей степени рассматриваются качества характера, и в меньшей степени делается акцент на развитии волевого характера. В этом и выражена нереальность притязаний – при минимуме волевых усилий желание максимума авторитета. Это одна из возрастных характеристик. По результатам диагностики школьной тревожности самой сложной ситуацией для всех кадет был страх самовыражения.Самыми значимыми шкалами в отношении описания поведения кадет, характеризующими межличностное общение как неадаптивное, имеющее экстремальный характер, были авторитарность (29%) и эгоизм (23%). Складывается довольно жесткая негативная конкурентная ситуация, где значительная часть кадет не склонны прислушиваться к мнению других, концентрируя свое внимание на удовлетворении собственных потребностей. Кроме того, показания шкалы «подозрительность» говорят о недостаточно развитом механизме отслеживания возможных опасных, тревожных ситуаций в межличностном общении (42,3%). Период адаптации таких воспитанников проходил более трудно, с выражением ярких негативных эмоций, аффектов, длился дольше в среднем в два раза, а у 8,3% кадет не завершился в течение 7 месяцев, некоторые из них еще рассматривают вопрос о смене учебного заведения.В первый год обучения 3,3% кадет покинули учебное заведение, не справившись с адаптацией, 8,3% кадет требовалась специализированная медицинская помощь, 11,6% кадет требовалась длительная индивидуальная работа с психологом, 52% участвовали в групповых тренингах, где отрабатывались задачи командообразования и развитие коммуникативных навыков кадет.Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что необходимы более тщательное изучение вопроса об уникальной возможности образовательной среды кадетских корпусов для выявления более полного списка факторов риска в период адаптации, более внимательный подход к отбору кадет. С этой целью надо собрать пакет диагностических методик, включающих исследование интеллектуальной, мотивационно-волевой, личностной и психофизиологической сфер абитуриентов.Е.ГОЛОВИНА, магистрант факультета экстремальной психологии МГППУ
Комментарии