Не знаю, знаком ли был большевик Луначарский, первый народный комиссар просвещения новой России, с утверждением оберпрокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева, который был убежден в том, что несовершенные люди не могут построить на земле ничего совершенного. Не хочу оправдывать те действия большевистского государства, где под грохот канонады культурной революции рушились до основания бесценные реликвии, которые мешали большевикам строить новый мир, это особая тема для отдельного разговора. Но одно очевидно – был сделан гигантский шаг в развитии страны за весьма короткий отрезок времени. От, казалось бы, несбыточной мечты Циолковского до гагаринского «Поехали!» прошло всего четверть века.
Но вот пришли к власти те, кто учителям в свое время на стул подкладывал канцелярские кнопки, чтобы потом выглядеть «героем». Страну сначала надломили, а потом разрушили, и как выразился наш нынешний президент Владимир Путин, вместе с мутной водой выбросили и ребенка. Я не знаю, что он под этим подразумевал, но что мы теряем сегодня качество образования – это очевидно. Согласно как прежнему закону «Об образовании», так и новому, в школе больше не существует де-юре и де-факто пятибалльной системы оценки знаний. Оценка «2» вроде и есть, но виртуальная, ведь реально в итоге все равно будет «3». Оценка деятельности школы идет только по бумагам, которые превратились в «оковы тяжкие», и когда они падут, неизвестно. Главная забота родителей теперь найти подешевле место в вузе. А дальше как в цепной реакции. Не напрягал себя в школе, не заложил фундамента знаний, умений и навыков, на чем же возводить стены будущего высшего образования? Не сдал зачет или экзамен – сдашь за деньги. Сдал деньги – получил оценку. И так все пять лет. Количество людей с дипломами в нашей стране выросло в разы, во столько же раз уменьшилось число истинно образованных, способных двигать прогресс. Вот и получай страна фиктивных учителей, таких же врачей, юристов и экономистов, которые не помнят даже таблицу умножения. За последние два десятилетия мы вырастили потребленцев, если не сказать еще грубее – халявщиков вроде Лёни Голубкова с его идеологией. Не хочу чернить всю молодежь. Сужу по сельским школам. В свое время были ученические бригады – школы воспитания будущего хозяина через производственный труд. Сегодня такие школы-хозяйства в России можно пересчитать по пальцам рук. А из учебного плана и вовсе исчезло трудовое обучение. Как ни странно, но и родители сегодня озабочены не тем, чтобы растить детей через трудолюбие. Вот и воспитываем сообща бездельников. О вредном последствии ЕГЭ не говорит теперь уже только глухонемой, потому как он только для него и предназначен. Для физически здорового человека, которого мы хотим видеть творческой, глубоко мыслящей личностью, способной отстаивать свои убеждения через доказательства и правоту своих убеждений, нужны иные параметры проверки знаний. Сегодня выпускники школ не идут на инженерные специальности в вуз, потому как слабые знания по математике, физике, еще хуже по химии. Да и откуда им взяться, этим знаниям, если в учебном плане всего 4 часа математики, 2 часа физики и 1 час химии в неделю? Профильные классы в сельской школе – несбыточная мечта, нет должного количества детей. Что случилось с нашей системой образования? Сказать, что не уделяют нам внимания? Да нет же! Миллиарды идут на ремонт старых зданий школ, строятся красавицы с современным оборудованием, повышается зарплата учителя, а качество образования не растет. Что же мешает его подъему? Во-первых, на мой взгляд, необходимо коренным образом пересмотреть базисный учебный план в сторону увеличения недельных часов по фундаментальным предметам: русский язык, русская литература, математика, физика, химия, история России. Если уж мы говорим о фундаменте знаний, он должен быть прочным, и закладывать его надо в начальном звене, как это было раньше. Кто определил, что в начальных классах достаточно четырех недельных часов математики, чтобы заложить прочный фундамент математического мышления? Сегодня, как никогда, надо увеличить и количество часов на русский язык, чтение и литературу. Перенасытив учебный план количеством изучаемых предметов, мы теряем качество знаний по базовым дисциплинам. Вот и получается: учим понемногу чему-нибудь и как-нибудь. У школы должно быть право самостоятельно решать вопрос выбора учебников. Рекомендации свыше становятся обязаловкой. Прекрасный учебник, но выпущенный пять лет назад – это уже предмет для наказания директора. Мы тратим миллиарды рублей бюджетных средств на обслуживание прихоти чиновников и на их карман. Во-вторых, на всех ступенях образования, от начальной школы до вузов, пересмотреть оценки подготовки учеников и студентов к последующей ступени образовательной или производственной деятельности. Нельзя переводить ученика в следующий класс, если он явно не усвоил программу предыдущего. Мы почему (да известно почему) смирились с тем, что перешли на трехбалльную систему оценки, значительно снизив требовательность к знаниям учащихся? Если в школе нет единицы и двойки, то их места заняли тройки, четверки и пятерки. При всей моей любви к детям, а я их очень люблю, жизнь посвятил им, остаюсь сторонником принципиальной требовательности к оценке качества знаний учеников. Учеба – это труд, и нелегкий. И халява тут не пройдет. В-третьих, если мы хотим видеть на выпуске из школы личность, способную к творческой деятельности, достигшую определенных знаний и умений продолжить дальнейший путь в науку и производство, надо дать право этой личности доказать свою состоятельность. Вспоминаю прежние ответы наших выпускников на экзаменах по литературе и истории. Жаль было останавливать ребят. Какая богатая речь, какие убедительные факты и доказательства, как они пересыпали свой ответ цитатами, стихами! Какое знание исторического материала, свободное движение по исторической карте, какая глубина проникновения в материал, наличие собственного мнения, какой дух патриотизма! ЕГЭ все это убивает напрочь. Вообще, с введением ЕГЭ высокопоставленные контролеры от образования создали такую обстановку на экзаменах, что даже заключенным не снилась. Школьным учителям перестали доверять принимать экзамены. Миллиарды рублей тратятся на организацию и проведение ЕГЭ, на содержание чиновников, контролеров, то бишь надзирателей. Кого мы контролируем? Говорили, что с введением ЕГЭ исчезнет коррупция в вузах. Да она еще больше пустила метастазы по всем направлениям. В-четвертых, я абсолютно убежден, что поднять качество образования без должного внимания и ответственности со стороны государства к этой проблеме невозможно. Что я имею в виду при этом? Да, мы движемся в образовании, но боюсь, что не в ту сторону. Надо менять курс. Исторических примеров в этом плане предостаточно. Нужна воля первых лиц государства. Найдется ли сегодня наш Победоносцев, который зорко будет следить за тем, чтобы вывести российское образование на прорывную магистраль развития? Возьмет ли на себя смелость министр образования и науки, чтобы, подобно бывшему министру просвещения СССР Прокофьеву, написать приказ, по которому школа держала отчет только по ОШ-1 и по статистике? Сегодня школа задыхается от бумажно-электронной лихорадки. Бедного учителя, директора школы окончательно закрепостили. Он несет эту барщину не только семь дней недели, но прихватывает еще и ночное время. Сколько же придумано под благими намерениями оков и клеток, чтобы не только физически, но и морально подавить учителя! И что поразительно, чем больше возмущаются учителя по поводу бесполезной и даже вредной писанины и отчетности, тем больше от них ее требуют, изобретая электронные журналы, электронные дневники, электронные портфолио и т. п. И никакими калачами выпускников педагогических факультетов не заманишь в школу, если они будут знать о том, какая «творческая» бумажная работа в школе их ожидает. К тому же загубили полностью систему подготовки педагогических кадров. Идем к страшному педагогическому голоду. Уже сейчас не хватает учителей физики, химии, литературы и русского языка, истории, технологии, математики. Латаем дыры в педагогике хоть как-нибудь. О каком уж тут качестве знаний можно говорить? Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Белгородская область
Комментарии