Замечательно, что с каждым годом популярность конкурса «Сто друзей» среди учителей химии возрастает! 45 разработок по разным номинациям от 30 авторов (в числе которых один мужчина) – рекордные числа в 2010 году. Но самое главное – качественно новый уровень работ. Подавляющее большинство материалов представлено в мультимедийном виде, во многих из них содержатся авторские презентации, что свидетельствует об активном освоении учителями химии информационных технологий.
Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии московского центра образования №1927, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2000», кандидат педагогических наук
Не случайно один из авторов – Светлана Уткина, преподаватель химии профессионального училища №5 города Костомукши Республики Карелия, – вошла в число победителеймежпредметной номинации «ИКТ в образовательном процессе» (3-е место) за разработку электронного пособия «Экология и автомобиль».
В наиболее популярной номинации – «Сценарии уроков» – 22 работы химиков. Особого внимания заслуживает Наталья Козлова, преподаватель химии Острогожского аграрного техникума (Воронежская область), приславшая две разработки занятий для студентов 1-го курса, проведенных с использованием игровых технологий: урок по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ» («Ключи от форда ГСМКНВ» – аббревиатура темы урока) и урок по теме «Хлор». Обе работы отличают четкая последовательность, подробные комментарии по каждому этапу урока, использование авторских грамотно составленных компьютерных презентаций.
Мои комплименты Марине Коньковой (средняя школа №4 Ахтубинского района Астраханской области) за разработку урока-лекции для 11-го класса «Химия пищи» и Н.Фериной (усть-вельская средняя школа №23, деревня Горка Муравьевская Вельского района Архангельской области), представившей сценарий урока по теме «Химическое равновесие и способы его смещения» для 8-го класса.
Отмечу также авторов интегрированных уроков – учителя химии Татьяну Калиновскую и учителя биологии Надежду Шарафутдинову (средняя школа №10 города Междуреченска Кемеровской области) за разработку урока в 11-м классе «Углеводы глазами химика и биолога», учителя химии Ларису Мишину и учителя английского языка Наталью Максютину (средняя школа №45 Белгорода) за разработку урока «d-элементы на примере железа» для 10-го класса.
Качественные и достойные разработки уроков по органической химии, включающие обширную экспериментальную часть, прислали Валентина Уточкина (Менделеевская средняя школа Пермского края) – «Глюкоза», Елена Тебиева (Междуреченская средняя школа Мурманской области) – «Вещество года – этилен», Наталья Беседина (средняя школа №2 города Волгореченска Костромской области) – «Значение витамина С в нашей жизни».
Отличный материал в номинации «Технологии и методики преподавания» принадлежит перу Екатерины Леташковой (средне-егорлыкская средняя школа №4 Ростовской области), победителя межпредметной номинации «Использование ИКТ в образовательном процессе» XI конкурса «Сто друзей». На этот раз педагог прислала подробное описание игровых технологий на уроках химии, примеры дидактических игр-минуток «Бегунок», «Узнай-ка», «Найди ошибку». Наталья Быкова (Селенгинская гимназия пгт. Селенгинск Республики Бурятия) рассказала, как она организует урочную и внеурочную исследовательскую деятельность учеников.
В номинации «ИКТ в образовательном процессе» авторы лучших работ – Светлана Уткина, Ольга Галиева (Пурпейская средняя школа Ямало-Ненецкого автономного округа), Ирина Видершпан (ключевская средняя школа №1 Алтайского края). Обширное содержательно-иллюстративное электронное пособие «Экология и автомобиль» С.Уткиной не только является источником информации, но также выполняет контрольно-корректирующую функцию по всем темам. В материалах О.Галиевой представлена система работы с широким использованием ИКТ в урочной и внеурочной предметной работе на занятиях различного типа – изучение нового материала, систематизация и обобщение знаний, контроль усвоения материала в виде зачетов.
Безусловный лидер среди учителей химии в номинации «Организация внеклассной работы» – Светлана Некрасова (средняя школа №4 города Онеги Архангельской области), разработавшая элективный курс «Задачи по химии за рамками школьной программы» для старшеклассников. Курс направлен на углубление теоретических знаний учащихся – это происходит благодаря решению задач различных типов, а также на формирование единой естественно-научной картины мира в процессе решения комбинированных задач межпредметного содержания (взаимосвязь с биологией, физикой, экологией, математикой).
Галина Новикова (средняя школа села Ярославка Республики Башкортостан) прислала на конкурс разработку Предметной недели химии. В ней представлены расписание разнообразных мероприятий на всю неделю, сценарий линейки открытия, сценарий химического вечера, описание игры, посвященной 175-летию Д.И.Менделеева. В рамках недели проводятся также школьные химические олимпиады и конкурсы.
Напомним, что Светлана Некрасова и Галина Новикова – активные участники, неоднократные победители и лауреаты редакционных конкурсов «УГ».
Еще одна достойная работа в номинации «Организация внеклассной работы» создана учителем химии и биологии Эллой Гордоевой (Селенгинская гимназия Республики Бурятия). Это разработка внеурочного мероприятия «Занимательный час «Чудеса своими руками». В сценарии даны подробные комментарии к проведению опытов.
Что же касается номинаций «Материалы к уроку» и «Здоровьесберегающие технологии», то в каждой из них оказалось всего по одной разработке. Содержание подготовленных материалов позволяет считать их авторов – Валентину Ивановскую и Ирину Куренкову – безусловными призерами соответствующих номинаций. Валентина Ивановская (средняя школа №5 поселка Новозарянский Ростовской области) представила 22 опорных конспекта по различным темам школьного курса химии. Ирина Куренкова (Аппаковская средняя школа Республики Татарстан) разработала комплект здоровьесберегающих материалов. Особый интерес вызвал урок для девятиклассников «Химическая организация клетки. Неорганические вещества».
При общем высоком содержательном и технологическом уровне представленных материалов недостатки есть даже в лучших работах. Прежде всего это относится к описательной части материалов: отсутствие четкого разграничения между общетеоретическими и авторскими подходами к обучению, ссылок на первоисточники, а также наличие грамматических и пунктуационных ошибок. В описании уроков по модульной технологии, как и в предшествующие годы, отмечается неаккуратность в разграничении заданий и учебного материала по отдельным учебным элементам. Существенные недостатки большинства компьютерных презентаций – излишняя многословность либо полное отсутствие комментариев к представленному иллюстративному материалу. Разрабатывая мультимедийное пособие, не стоит забывать и о кегле шрифта. Так, например, понятно, что подробно составленная таблица сведений по обширной теме будет содержать большое число рубрик. Это заставляет автора вносить информацию слишком мелким шрифтом, что делает таблицу крайне неудобной для прочтения не только в аудитории, но даже в режиме индивидуальной работы с документом. Такие таблицы лучше давать ученикам в виде раздаточного материала, а на экране демонстрировать ее в незаполненном виде (как пустографку).
Тем не менее несомненна педагогическая ценность присланных разработок уроков, дидактических и наглядных материалов, электронных учебников, программ элективных курсов и кружков. Огромное спасибо вам, дорогие коллеги!
Комментарии