В мэрии на Новом Арбате состоялась пресс-конференция «Качество, доступное всем, – о ходе реализации государственной программы «Развитие образования г. Москвы» на 2012-2016 гг. («Столичное образование»), которая, собственно, и завершала разговор об ушедшем 2012 годе.
Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- Я думаю, мы все понимаем, что результаты сами по себе не появляются. Для того чтобы были результаты, нужна четкая постановка задачи. Нужен четкий, объективный, не допускающий возможности фальсифицирования мониторинг продвижения в решении этой задачи. Нужно, конечно, создание необходимых условий для работы тем людям, которые эти задачи решают. Нужна, конечно, мотивация этих людей, иногда и стимулирование. Поэтому я начну с того, что можно назвать все-таки улучшением условий труда и повышением статуса наших основных работников, педагогов детских садов и учителей школ, – прежде всего повышение заработной платы. При этом должен сказать, что средняя заработная плата воспитателя дошкольных отделений за ноябрь была 43,9 тысячи рублей. Это очень серьезное продвижение, очень серьезная задача.У учителей зарплата стабилизировалась в 2012 году, точнее в новом полугодии учебного года, и в среднем по городу составляет более 57 тысяч рублей.Понятно, что не только заработная плата важна для наших педагогов, им очень важно иметь современные эффективные способы работы, которые сегодня просто невозможны без хорошего компьютерного оснащения наших учреждений. Поэтому и в 2011, и в 2012 годах была достаточно серьезная поставка компьютерного оборудования. Главное, что в 2012 году мы завершили обеспечение всех учителей общеобразовательных школ персональными ноутбуками, была достаточно большая поставка компьютерных классов в школы города.Хорошо оплачиваемый учитель, работающий с современным оборудованием, – это гораздо большая гарантия качества, чем без этих условий. Но тем не менее у родителей есть и свои потребности, одна из главных, конечно, поступление в первый класс детей в соответствии с желаниями родителей.Уже второй год действует электронная запись в первые классы. Для нас очень важно, что почти 60% семей подали заявки на поступление в первый класс в школу, которая закреплена за тем микрорайоном, в котором они проживают. Думаю, что цифра была бы гораздо больше, но, к сожалению, у многих московских семей адрес регистрации не совпадает с адресом фактического проживания, а родители хотят отдать детей в школу по месту фактического проживания. Но все равно по сравнению с прошлым годом доля тех, кто четко идет в школу, которая закреплена за его домом, стала гораздо больше.При этом уже более 18 тысяч ребят зачислены в первые классы; с учетом того, что люди подали заявки в школы микрорайона, это зачисление будет продолжаться без всяких проблем, их дети будут зачислены.Что касается тех, кто пойдет в школы по дополнительным спискам, в соответствии с федеральным, подчеркиваю, порядком, который мы изменить не можем, зачисление этих ребят мы имеем право начать только с 1 августа 2013 года. Понятно, что в первую очередь будут зачислены те, у кого фактическое место проживания попадает в микрорайон этой школы. Я думаю, что дети из семей спокойно, правда, 1 августа, а не в декабре и не в январе, станут учениками той школы, рядом с которой живут. В этом году у нас так называемое закрепление школ за домами проведено гораздо более удобно для москвичей, за домом закрепляется не одна-единственная школа, как раньше, а школа, расположенная в данном микрорайоне, где безопасно перемещение детей. Поэтому сегодня у семьи есть гораздо больший диапазон выбора, как правило, нет проблем с тем, чтобы дети одной семьи обучались в одной школе. Первое, о чем должна думать семья, – это безопасность перемещения своего ребенка в школу. У нас недавно произошел, к несчастью, очень показательный случай. Мама живет в Северо-Восточном округе, но работает в Северном округе, поэтому она решила устроить ребенка в первый класс в школу САО. Три года она водила ребенка в школу, потом у нее поменялось рабочее место, и мама потребовала, чтобы школа отпускала ребенка домой одного. Школа не казарма, она обязана отпускать, мама писала расписки, все было как положено, школа отпускала ребенка одного, из школы Северного округа он должен был добираться домой в Северо-Восточный, переходя через железнодорожные пути. Все это, к сожалению, закончилось очень плачевно, ребенок погиб на ж/д переезде.Нет такой школы в мире, ради которой кому-то из нас позволено рисковать безопасностью и жизнью ребенка. Поэтому все разговоры, что у нас старший ребенок учится. Хочу сказать: все случаи, когда нужно будет принимать ребенка в школу, не закрепленную за домом, где живет семья, мы будем рассматривать, как и положено по федеральному порядку, который мы изменить не можем, с 1 августа. В первую очередь будут устроены в эти школы дети всех тех семей, которые живут фактически рядом, даже если они там не зарегистрированы. К сожалению, такое есть в Москве. Все остальные школы вместе с родителями, вместе с семьей должны очень внимательно рассмотреть, есть ли какая-то сверхнеобходимость ребенку 7 лет ездить каждый день в школу откуда-то издалека.Могу признаться, что приезжаю на работу к 7 утра и уезжаю в 10 вечера совсем не потому, что мои коллеги без меня там часу не обойдутся, а по той простой причине, что на машине позже 7 утра ехать куда-то уже бесполезно, как и раньше 10 часов вечера. Я всегда говорю одно: верьте в способности своего ребенка, а не в способность какой-то чудо-школы сделать из него что-то другое, чем может школа рядом с домом. Надо верить в своих детей, тогда не будем рисковать их жизнью.Наверное, для нас самое трудное измерение – это измерение качества общего образования. Понятно, что у каждой семьи есть свои оценки качества образования, но тем не менее сегодня она становится, к счастью, все более и более объективной, так как это система внешней оценки, одним из главных инструментов которой (я подчеркиваю, только одним из) стал единый государственный экзамен. Мы сравнили результаты единого государственного экзамена школьников Москвы за 2010, 2011 и 2012 годы и убедились в том, что направление движения этих результатов абсолютно позитивное, надеемся, что оно продолжится и в наступающем году.Кроме того, есть еще результаты, которые выходят за рамки единого государственного экзамена, это, конечно, результаты участия московских школьников во Всероссийской и Международной олимпиадах. Еще в конце 2010 года было принято решение, полностью основанное на Законе «Об образовании», что каждая школа Москвы обязана обеспечить своим ученикам возможность участия во Всероссийской олимпиаде на первом школьном туре, сегодня это условие выполняют все московские школы, что обеспечило, на наш взгляд, не только массовость, но и новые результаты. Наверное, главный новый результат – то, что если в 2010 году победителями-призерами заключительного, то есть уже федерального, этапа Всероссийской олимпиады были ученики из 74 школ Москвы, то в 2012-м это уже были представители 126 школ, это придает уверенности, что при правильных мотивах гораздо большее количество педагогических коллективов способно предоставить нашим ученикам возможность не только подготовиться к ЕГЭ и показать высокие результаты, но и заинтересоваться предметами, изучать их углубленно, показывать результаты, достойные заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Понятно, что система живет не только учебными результатами, что для нас крайне важно и то, что традиционно называется воспитательной работой. Я думаю, что мы можем говорить о некоем формировании отношения наших учеников к миру, в котором они живут, к себе в этом мире. Если это отношение формируется на позитивной основе, то соответственно гораздо меньше проявлений того, что называется асоциальным поведением.Мы рады высоким результатам ребят на ЕГЭ и в олимпиадах и еще больше, откровенно говорю, рады тому, что все меньше и меньше школьников Москвы становятся участниками ситуаций, не нужных им и крайне опасных для общества, что их поведение все больше соответствует культуре, принятой в нашем обществе, – это оценка не внутренняя, не школы, а органов внутренних дел, показывающая позитивную динамику. У нас есть и таблица, в которой есть сравнение таких асоциальных проявлений московских школьников и других субъектов Федерации, и я должен сказать, что в Центральном Федеральном округе, а это для нас самый показательный округ, Москва имеет самые низкие показатели – они намного ниже средних показателей асоциального поведения по этому округу. Я думаю, что мы должны всячески поддерживать эти изменения в поведении наших учеников, что система образования для этого может сделать очень и очень много. Для этого нужно просто, чтобы каждый школьник, каждый ребенок, каждая семья были предметом искреннего интереса педагогических коллективов. Задач на 2013 год у нас, конечно, очень много. Но я бы, наверное, выделил из них 3 основные. Все более и более становится понятным в городе, что массовое какое-либо перемещение детей для учебы из одного микрорайона в другой вещь достаточно сложная, даже, к сожалению, очень опасная. Примеров этого опять же, к великому нашему горю, очень много. Поэтому наша задача – продолжение работы по созданию в каждом микрорайоне города максимально широкого комплекса образовательных услуг, адекватных образовательным потребностям жителей микрорайона. Люди, живущие в одном микрорайоне, не должны быть вынуждены искать для своих детей что-то далеко за пределами микрорайона, особенно когда это дети начальной школы, другое дело, когда это дети после 9-го класса или уже выбрали определенные профессиональные учреждения. Понятно, что профессиональные учреждения нереально создать в каждом микрорайоне по каждой специальности. Это могут быть и профильные учреждения типа химического лицея, понятно, что такие не могут быть в каждом микрорайоне. Но общеобразовательные программы должны быть представлены в каждом микрорайоне на качественном уровне, для этого сегодня есть условия.Вторая задача – после огромнейшего вливания, которое сделал город в оснащение современными технологиями, – повышение качества образования посредством использования новых технологий.Третья задача – увеличение доли учреждений, обеспечивающих обучение подростков на углубленном и профильном уровнях. Понятно, что примерно где-то к классу седьмому-восьмому у детей уже начинают проявляться те виды одаренности, которые в них есть, поэтому важно предоставить адекватно этим видам одаренности возможности их реализации – изучение предметов на углубленном уровне, на профильном уровне. Количество учреждений, качественно реализующих такие программы, должно быть достаточным, потому что одаренных детей, слава богу, в Москве очень много, у них очень разные виды одаренности. Не потерять ни одного такого подростка, наверное, одна из важнейших задач системы образования.Сегодня в столице идет создание образовательных школ-комплексов. Могу сказать, что вынужденных присоединяться, объединяться или сливаться, не существует. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на сайт Департамента образования, где есть очень подробная информация о порядке и о ситуации с процессом, который сегодня некоторые называют объединением, где даны точные ответы на все возникающие вопросы. Более того, к сожалению, мы вынуждены сегодня возвращать заявки образовательных учреждений (и на сайте информация об этом тоже есть) на создание комплексов по причинам, которые нам кажутся очень важными. Например, подают заявки, условно говоря, детский сад и школа, расположенные по разные стороны достаточно оживленной городской трассы. Мы считаем, что это большая опасность, ошибка, и возвращаем такие материалы.За два последних года Правительство Москвы по инициативе мэра Сергея Собянина выделило на создание благоустроенных школьных территорий деньги, которых, по-моему, за 10 предыдущих лет система образования на эти цели не получала. В результате нам удалось сделать территорию во многих образовательных учреждениях, школах и детских садах педагогически грамотной. Я уверен, что когда наш ученик входит на территорию, которую никак нельзя назвать культурной, у него сразу от калитки должно начаться некое неверие в то, что все остальное в школе это и есть формирование культуры. Дальше мы увидели, что абсолютно аналогичную работу проводят префектуры и управы на территории дворов, на территориях, прилегающих к нашим школам. В 2012 году с согласия всех префектов было принято решение о том, что префектуры (скорее всего в лице управ) берут на себя благоустройство территории рядом со школой, что это становится единой программой благоустройства и дворовых, и школьных территорий. Тем более что также по инициативе мэра уже почти полтора года назад было принято решение о том, что дворы школ во время, свободное от организованных занятий учащихся, открыты для прогулок, посещения, отдыха для жителей микрорайона. Логично, что если наша площадка спортивная, если наша территория работает на всех жителей микрорайона, то местная власть в лице префектур, управ взяла бы с 2013 года на себя это благоустройство, думаю, деньги на это в бюджетах префектур заложены, что и префектура ТиНАО, точно так же получив деньги на эти работы, вместе с благоустройством дворовых территорий, учтет и благоустройство школьных территорий.Никто не отменял процедуры аккредитации образовательных учреждений. Прошло ровно два года с тех пор, когда Департамент образования взял на себя очень тяжелое по тем временам решение и лишил аккредитации школу №874. Уверен и сейчас, что если бы тогда не было принято это жесткое, очень неприятное, трудное решение, то никакого бы движения школ из последних сотен московского рейтинга с попыткой вырваться оттуда, просто бы не было. Сегодня практически не остается школ, не обеспечивающих хотя бы, что называется, минимально требуемых результатов, резко снижается доля школ, у которых нет приличных результатов. Это, конечно, результаты и аккредитационных процедур, и тех диагностик в огромном количестве, с которыми сегодня школы добровольно стали проходить через Московский центр качества образования.Но я все равно упорно считаю, что при всех наших проверочных и контрольных процедурах, при всех наших мониторингах, участии в диагностиках, результатах этих диагностик, результатов ГИА и ЕГЭ и всего другого решающую роль в обеспечении качества могут и обязательно сыграют московские семьи, приводя или не приводя своего ребенка в ту или иную школу.Я уверен, что московская семья своим выбором гораздо больше влияет на педколлективы как на мотив к хорошей работе, потому что с проверяющим чиновником еще можно подискутировать, а дискутировать с московской семьей благодаря нормативно-подушевому финансированию уже бесполезно. За 11 лет из московского бюджета столичная семья приносит в школу больше миллиона рублей. Это хороший и весомый мотив для качественной работы школы. У нас закончился финансовый год. В феврале 2013 года, подводя анализ финансового года, мы обязательно сделаем очередную пресс-конференцию руководителя Службы финансового контроля Алены Шаховой с участием и Экспертно-консультативного совета родителей, представителя Общества потребителей образовательных услуг Виктора Панина. Мы боремся с родительскими поборами, я уверен, что родители перестанут давать взятки, потому что все больше и больше родителей понимают ситуацию «равенства возможностей» и «объективности оценки результатов», просто не будет причин, поводов, кроме как оплаты дополнительных образовательных услуг в соответствии с законом, люди абсолютно честно и вбелую будут оплачивать то, что им нужно дополнительно к стандартам.Причин для взяток, я надеюсь, сегодня становится все меньше и меньше. Нормативно-подушевое финансирование, если мы перешли бы от анализа самого явления к анализу сущности нормативно-подушевого финансирования, делает для очистки от тех негативов, которые вы называли, гораздо больше и гораздо системнее, чем вынуждена это делать Служба финансового контроля.Я бы так сказал, что Служба финансового контроля выдергивает сорняки на поле, а нормативно-подушевое финансирование – такая агросистема, которая вычищает образовательное поле от возможности роста там сорняков. Если взаимодействие назвать рынком, как в экономике, то мы все знаем, что есть рынок продавца, где он диктует свои условия, тогда там появляются система продажи товаров из-под прилавка, спекуляция и все остальное.Но есть рынок покупателя, где товара достаточно, где он хорошего качества, где покупатель может выбирать. А если есть выбор, тогда ему не надо блата, не надо ничего из-под прилавка.У нас сегодня происходит самая сложная перестройка, и в первую очередь благодаря нормативно-подушевому финансированию. Система образования из поля, где школа диктовала условия семье, постепенно, со сложностями переходит в систему, где семья вправе предъявлять свои абсолютно законные потребности, желания, причем, естественно, в рамках закона. Система ориентирована благодаря нормативно-подушевому финансированию на максимально возможное удовлетворение всех этих законных и разумных потребностей, она постепенно поворачивается, а школа сама заинтересована в том, чтобы семья привела в эту школу ребенка, принесла благодаря этому в школу бюджетное финансирование. Поэтому я очень ценю то, что делает наша Служба финансового контроля, но еще больше ценю то, что делает нормативно-подушевое финансирование, просто выбивая почву из-под негативных явлений. Кто-то опасается, что повышенное нормативно-подушевое финансирование одаренных детей может стать фактором либо коррупции, либо потакания, когда ребенок, признанный одаренным, говорит: если мне не будет оказано достаточное внимание, мы уйдем в другую школу.Нет и не может быть справки о том, что человек одаренный.Я еще раз, опираясь на свой большой учительский опыт, причем работая с детьми в разных типах учреждений, берусь утверждать, что у всех детей есть одаренность, просто это всякий раз одаренность разного вида, разного направления.Беда нашей школы в том, что школа способна понять, принять и признать очень узкий спектр направления одаренности, а все, что в него не укладывается, не очень школу, к сожалению, пока интересует. Одна из основных задач – расширение спектра одаренностей детей, которые важны, нужны, школой учитываются, развиваются и используются. Поэтому мы не можем вводить норматив финансирования одаренных детей (но мы ввели повышенный норматив финансирования детей-инвалидов, понимая, что это медицинский факт, который требует абсолютно других условий организации).Подобных комиссий, которые бы давали статус одаренных детей, к счастью, нет, но есть другое – образовательные учреждения, чьи ученики проявляют свою одаренность в результате участия в предметных олимпиадах, которые проходят сейчас по 21 предмету, а еще и в межпредметных – в этих олимпиадах дети проявляют свою одаренность, она объективно оценивается и фиксируется.Есть единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация – диагностики, которые также дают каждому образовательному учреждению баллы для участия в рейтинге на гранты мэра Москвы.Школа, которая сумела своим воспитанникам определить их виды одаренности, помочь развивать, демонстрировать, проявлять их, может получить очень заметные гранты мэра Москвы: в 2012 году это были 10 грантов по 15 миллионов, 25 грантов по 10 миллионов, 50 грантов по 5 миллионов и еще 50 грантов по 2 миллиона рублей для тех ОУ, которые занимаются развитием социокультурной среды.Эти гранты позволяют образовательным учреждениям фактически увеличить свой школьный норматив финансирования для достижения различных задач. Поэтому я бы сказал так: по стартовым условиям норматив выравнивает всех, но по результатам вознаграждает тех, кто сумел в этом направлении продвинуться дальше всех. У нас есть еще гранты Правительства Москвы отдельным педагогам, есть гранты федеральные и Правительства Москвы отдельным ученикам, проявляющим выдающиеся способности.
Комментарии